Обучение в LeadStartup
Управленческие профессии
LeadStartup

Изучите основные стратегии и подходы к менеджменту от Генри Минцберга. Как его идеи влияют на современное управление и разработку стратегий в бизнесе.

Модель Генри Минцберга — это инструмент для анализа менеджмента и стратегии в организации
Нравится
0
Редактировать Модель Генри Минцберга
Редактировать

Модель Генри Минцберга и какие роли в нее входят

По предыдущему разделу можно сделать вывод, что Генри Минцберг изучил множество аспектов менеджмента. Он рассматривал разный опыт не только в одной сфере деятельности, а в абсолютно разных. Так профессор имел возможность выделять закономерности, которые существуют независимо от того, какие отношения выстраиваются между людьми – личные, деловые или профессиональные.

Весь накопленный опыт и познания Минцберг выражал в своих научных работах. Одной из них стала собственная модель, которая говорит о том, что, когда менеджер входит в роль, его установки выступают в качестве гештальта. Он отражает, какими компетенциями обладает руководитель по отношению к тем или иным ролям.

Визуализировать модель Генри Минцберга можно следующим образом:

Теперь последовательно разберемся с теми ролями, которые представлены в схеме.

Всего Генри Минцберг выделил 10 ключевых ролей. В качестве основы для составления классификации он использовал их формальные полномочия и статусы. Эти роли объединены по трем признакам: межличностные, функциональные и информационные. Все они как бы закольцованы в цепочке обратной связи, которая возникает в процессе коммуникации.

Межличностные роли.

Это могут быть как три разных человека, выполняющие разные роли, так и один человек, который берет на себя все три роли на постоянной основе.

Руководитель.

Выполняет роль представителя компании или команды. На него возложены юридические обязанности, то есть он имеет право подписывать различного рода документы. Он имеет церемониальные обязанности, которые наделяют его определенными привилегиями и иммунитетом, необходимыми для выполнения обязанностей. А также руководитель имеет социальные обязанности, которые обязывают его выстраивать взаимоотношения не только внутри компании, но и за ее пределами. То есть это все внешние связи, которые могут влиять на рабочий процесс и его результаты.

Данный вид руководителя выступает в качестве ориентира, который должен вдохновлять свою команду, решать возникающие проблемы, устранять препятствия и выполнять прочие управленческие обязанности. Для этого менеджеру необходимо не только обладать профессиональными навыками, но и обладать также гибкими, быть коммуникативным и харизматичным.

Например, такой ролью может обладать коммерческий директор компании, который участвует не только в управлении своего отдела, но и в общем менеджменте. Он может представлять интересы как компании, так и подчиненных.

Лидер.

Этот вид менеджеров выступает в роли направляющего. Он формирует команду в соответствии с имеющимися задачами, проводит их обучение и поддерживает их в период адаптации. В процессе он заботится о том, чтобы участники команды развивали и тем самым повышали свою производительность и эффективность в целом.

Лидер создает систему мотивации, которая будет не только поощрять достижения специалистов, но и способствовать раскрытию их потенциала. Материальная мотивация весьма привлекательна, но не менее важную роль играет возможность отдохнуть или получить дополнительное образование, чтобы развить свои навыки.

Обычно при такой модели управления подразумевается, что команда действует самостоятельно, берет на себя ответственность за процессы и результаты. Задача лидера — направлять, дисциплинировать, вдохновлять и создавать необходимые условия для эффективной работы.

Такой вид руководителя должен обладать достаточным уровнем компетенций, чтобы понимать принципы работы компании. Так же он должен быть активным слушателем и уметь решать конфликты. Кроме того, он выступает в роли наставника, который также готов всегда помочь и научить. Это опять же высокоразвитые гибкие навыки. Они, к слову, сейчас становятся даже более ценными, чем полученное образование или профессиональный опыт.

Связующее звено.

Этот тот вид менеджера, который выступает в качестве проводника между компанией и командой. То есть он умело использует инструменты коммуникации и маркетинга. По сути он является представителем организации и отвечает за ее презентацию и репутацию.

Менеджер выступает связующим звеном с клиентами, с потребителями, поставщиками и прочими заинтересованными лицами и участниками рынка. Для этого он также активно развивает харизму и прочие гибкие навыки, которые позволяют ему находить общий язык с разной аудиторией. Потому что менеджер должен уметь одинаково взаимодействовать как с руководителями, так и с посредниками, типа курьеров.

В следующем разделе рассмотрим информационные и функциональные роли.

Нравится Модель Генри Минцберга и какие роли в нее входят
0
Виктория Щепина
Продакт–менеджер

Роли в модели Генри Минцберга

В данном разделе рассмотрим оставшиеся виды ролей и их ключевые обязанности.

Информационные роли.

Здесь также ситуация может сложиться таким образом, что менеджер может выполнять все роли единолично. Но так же допускается и распределение ролей среди разных специалистов, которые наделены такими полномочиями и обладают необходимой для этого квалификацией.

Собиратель.

Роль менеджера заключается в поиске и сборе данных из внутренних и внешних источников с целью получения информации о текущем состоянии компании. В этом случае могут рассматриваться разные аспекты, как финансовые, так и социальные.

Для этого собиратель должен уметь использовать специальные инструменты, такие как: информационные системы компании, социальные сети, мессенджеры, поисковые системы, СМИ и прочее. Важно, чтобы при этом он обладал навыком критического мышления, чтобы вычленять важное и отделять лишний шумовой мусор, который не имеет ценности.

Распространитель.

Своего рода коммуникатор, который привносит новые идеи в компанию извне. Таким образом он способствует развитию как всей организации в целом, так и каждого отдельно взятого сотрудника в частности.

Подача информации должна быть ясной и прозрачной, так, чтобы любой член команды мог ее понять без больших трудностей. Причем важно уметь доносить не только в устном, но и в письменном видео. Некоторые компании имеют собственные базы знаний или нормативные документы, которые фиксируют необходимые знания о сфере деятельности организации и ее процессах. Их используют как для действующих сотрудников, чтобы привести их работу к определенным стандартам, так и для новых, чтобы провести обучение. Таким образом удается повышать качество работы.

Представитель.

Это своего рода публичная персона компании, которая представляет ее интересы во внешней среде. Этот менеджер может презентовать услуги и товары своей организации, защищать интересы или выступать в качестве эксперта.

В качестве такого представителя может быть один из директоров или руководителей отдела, который посещает различные мероприятия для бизнесменов. Ещё одним примером таких событий могут быть разного рода образовательные форумы, семинары и курсы.

Таким образом поднимается как личный авторитет специалиста, так и репутация компании в целом.

Функциональные роли.

Предприниматель.

Выступает в качестве главного генератора идеи и инноваций, а также способствует их реализации. Для этого он занимается поиском проблем и узких мест, которые требуют устранения и оптимизации. Так же он находит инструменты, которые позволяют улучшать процессы и качество производимой продукции и услуг. Он заботится о том, чтобы практически безболезненно внедрить их и обучить команду. Кроме того, предприниматель осуществляет координацию и контроль всех изменений, чтобы добиться максимальной эффективности.

Ликвидатор.

Одна из самых ответственных ролей, которая заключается в том, чтобы разрешать конфликты и устранять проблемы, возникающие в компании или в коллективе.

Поиск новых поставщиков, ремонт оборудования, конфликт между сотрудниками – все эти и прочие задачи, которые тормозят процесс, решает ликвидатор. Для этого важно быть достаточно разноплановым специалистом, но быть квалифицированным не только в профессиональном плане, а все также иметь развитые гибкие навыки.

Распределитель ресурсов.

Грамотное распределение ресурсов является одним из ключевых залогов успеха организации. Благодаря этому удается сократить уровень издержек и сэкономить бюджет, который можно направить на развитие компании.

Менеджер в этом случае должен обладать аналитическими способностями и уметь прогнозировать. Причем часто под ресурсами подразумеваются не только материальные составляющие, например, деньги или сырье, но и нематериальные, такие как время.

Поэтому распределитель ресурсов должен уметь грамотно распределить не только бюджет, но и нагрузку по задачам среди членов команды.

Переговорщик.

Несет ответственность за выстраивание доверительных, эффективных и открытых отношений с партнерами, поставщиками и прочими заинтересованными лицами. Этот человек отстаивает интересы компании. Здесь так же, в первую очередь важны именно коммуникационные навыки, харизма и прочие гибкие навыки, которые позволят к себе расположить собеседников и добиться от них желаемого результата.

В целом можно выделить некоторую закономерность, что гибкие модели управления часто подразумевают под собой то, что участники команды должны быть, в первую очередь, личностями. То есть иметь развитые гибкие навыки, так как умение поддерживать здоровую и открытую коммуникацию крайне важно в любом типе организаций или сфере деятельности. Эти навыки влияют на то, как много команде потребуется потратить усилий на то, чтобы провести координацию и наладить эффективный рабочий процесс.

Нравится Роли в модели Генри Минцберга
0
Виктория Щепина
Продакт–менеджер

Критика модели Генри Минцберга

Безусловно не существует универсальных инструментов и методов управления организацией. Каждый раз, когда специалисты берутся за улучшение уже существующих и популярных моделей менеджмента, они в той или иной мере добиваются успеха. Критики обычно появляются в двух случаях, когда новый метод имеет явные недостатки или, когда он морально устаревает. Тогда цикл модернизации подходов и инструментов управления повторяется. Всегда есть возможность сделать ещё лучше. Не зря же говорят, что нет предела совершенству.

Модель Генри Минцберга имеет всемирное признание и безусловно несет значимую ценность для менеджмента. Однако, по мнению некоторых экспертов, не лишена изъянов.

Среди аргументов существует такой, что модель концентрирует внимание только на ролях менеджера, но не учитывает другие, не менее важные аспекты. То есть она не описывает весь спектр обязательств и задач, которые возлагаются на управленца. Что по сути делает ее неполной и не объемной.

Кроме того, критики отмечают, что модель не затрагивает современные технологические изменения, а также культурные требования к менеджеру. Это достаточно важные аспекты, которые безусловно нужно учитывать. Технологии могут как упрощать работу, так и добавлять сложности. Не раз проводились исследования, которые подтверждали, что социальные сети и мессенджеры снижают навыки живого общения. Людям проще договориться в сообщении, чем позвонить или назначить встречу. Многие современные менеджеры вообще испытывают стресс от созвонов или просто звонков по телефону.

Помимо этого, критике подвергается тот фактор, что работа менеджера описывается в условиях формальной обстановки и структуры организации. В то время, как не стоит забывать о том, что даже в профессиональной среде личные взаимодействия играют значимую роль. Это те случаи, когда в рабочем процессе участвуют родственники, супруги, близкие друзья и т.д. При всем профессионализме, чаще всего, сложно отрицать человеческий фактор. Личная жизнь не должна сказываться на качестве работы, но все–таки обычно снижает продуктивность как отдельно взятого сотрудника, так и команды в целом.

В целом, если удерживать в голове эти аспекты, то модель Генри Минцберга не перестает быть рабочей и ценной, а поэтому может применяться на практике.

Нравится Критика модели Генри Минцберга
0
Виктория Щепина
Продакт–менеджер
© 2024 LeadStartup
Все права защищены.
Первый шаг к сотрудничеству — неформальный разговор
Ответим вам в течение 5 минут
  • Переквалифицируем на «CPO», «Продакта» или «Agile–коуча»
  • Помогаем перейти из «поджатых» компаний в компании с крутой культурой
  • Прокачиваем управленческие «хард–скиллы» до стандартов международных компаний enterprise–сегмента
  • Работаем индивидуально 1–на–1