Каковы главные составляющие agile организации?
Люди и их взаимодействие друг с другом важнее, чем процессы и инструменты. Лучше создать работающий продукт, чем гору документации о нем.
К чему же еще кроме плюсов приводит гибкое управление (Agile)?
Постоянные изменения в продукте. Завтра проект может свернуть в другую сторону, и вы должны быть к этому готовы.
Когда Agile организации на пользу?
Когда надо быстро меняться, конкуренты наступают на пятки, а в экономике полная неразбериха. Ведь именно в это время растет спрос на нестандартные решения, инновационные проекты.
Роли в Agile организации
Вот Сергей. Он — владелец продукта. У него есть видение, как все должно работать, какие проблемы продукт решит, для кого он и зачем. В технической части Сергей не силен.
А вот заинтересованные лица/пользователи/стейкхолдеры. Они будут использовать, поддерживать продукт, вносить свои идеи и предложения.
Пожелания заинтересованных сторон к продукту выражены в пользовательских историях. Например, что «в системе бронирования авиабилетов пользователь может посмотреть даты прямых рейсов», «администратор интернет–магазина может удалять, добавлять и редактировать позиции в каталоге».
Но идей у стейкхолдеров много. И Сергей помогает оформить их в пользовательские истории.
Все эти задумки кто–то должен реализовать. И тут на сцену выходит команда разработки. Они могли бы посмотреть на пользовательские истории, начать пилить продукт, а через несколько месяцев (а, может, год или больше) представить его готовым и упакованным заинтересованным лицам. Но нет. Команда работает по гибкой методологии Agile. Поэтому не делает весь продукт сразу. Они стараются с самого начала выпускать готовый функционал. По кусочкам. И тут же демонстрирует его стейкхолдерам и всем заинтересованным. На практике у большинства команд разработки получается делать по 4-6 пользовательских историй в неделю. На каждую историю команда создает автотесты.
И все бы хорошо, но у заинтересованных лиц идей больше, чем 4-6 в неделю. Если команда будет делать все, что они хотят, то придется выпускать в неделю по 10-12 пользовательских историй. Члены команды начнут жестко стрессовать, часто переключаться между задачами, жертвовать качеством, чтобы все успеть.
Пробил час владельца продукта. Он все обсуждает со стейкхолдерами и командой. Вместе они выбирают, какие 4-6 историй команда будет «пилить» на следующей неделе. Проще говоря, расставляют приоритеты.
Каким–то идеям владелец продукта должен будет сказать: «нет». Какие–то — поставит на первое место в очереди на разработку. Ценность и размер истории также обсуждается с командой и стейкхолдерами.
Главные составляющие Agile организации
Заметили, чего в этой истории про Agile особенно много?
Правильно, коммуникаций! Все постоянно обсуждают рабочие вопросы друг с другом.
Отсюда и главная ценность Agile организации: люди и их взаимодействие друг с другом важнее, чем процессы и инструменты. Документы, инструкции, субординация, регламенты, работа от звонка до звонка — это не про людей и не для них. Agile — это про сотрудников с горящими глазами, которые реально болеют за продукт. Они могут чего–то не уметь, но знать, как надо. Они выпустят тестовый продукт, и пока тот будет приносить клиентов и собирать обратную связь, прокачают свои компетенции, чтобы следующую версию сделать мощнее и круче.
Еще в этой истории совсем ничего не было про документы инструкции и контракты. Но было много про продукт и готовые решения. Так мы плавно подошли ко второй ценности Agile организации: лучше создать работающий продукт, чем гору документации о нем. Представьте, что в компании работают над мобильным приложением по продаже товаров. Разработчики выпустили тестовую версию, маркетологи корпят над разделом вопрос–ответ. Но потом вдруг выясняется, что часть вопросов касается функций, которые внедрят через месяц–полтора. А пользователи, которые скачали тестовый продукт жалуются на глюки и баги. Так, может, маркетологам лучше заняться сбором обратной связи для их устранения? А вопрос–ответ оставить напоследок, когда у пользователей накопятся вопросы, а разработчики выкатят весь функционал продукта. Вот это будет по agile.
Отсюда же вытекает еще одна ценность: отношения с клиентом важнее юридически выверенного и подробного контракта. Если вдруг в контракте написано про SEO, но в процессе работы вы поняли, что клиенту важнее простота и удобство сайта, пойдите навстречу. Лучше довольный клиент и хороший, работающий сайт, чем «все по документам».
А еще заметили, как часто в нашей истории звучало упоминание о стейкхолдерах, пользователях и заинтересованных лицах? Все дело в том, что в Agile организации команда может быстро (и безболезненно) повернуть в другую сторону, поменять маршрут, если заказчику или пользователям это нужно или меняется ситуация на рынке. Поэтому так много коммуникаций и обратной связи. Все это про четвертую ценность Agile: готовность к изменениям важнее, чем слепое следование первоначальному плану. Представьте, что вы готовите контент–план по продвижению продукта в соцсетях на месяц вперед. Но перед публикацией очередного поста узнаете, что ваш конкурент выкатил обновление продукта и получил массу негатива от пользователей в первые сутки. Быть Agile — значит реагировать на ситуацию на рынке. И срочно готовить свою публикацию о приложении конкурента, и чем оно так не зашло людям.
К чему приведет Agile?
Каждый второй текст в интернете про Agile — это восхваление методологии, растущая на дрожжах эффективность, супер–крутая команда специалистов и обезумевшие от счастья клиенты.
Но если бы это всегда было так на 100%, то уже бы все перешли на Agile и процветали. К чему же еще кроме плюсов приводит гибкое управление?
Постоянные изменения в продукте = увеличение сроков. Причем вы сами будете умножать все на 2 (а то и на три) для подстраховки. Нечетко поставленные задачи, переподписание контрактов и допсоглашения — это нормально.
Вы начинаете искренне радоваться ошибкам, своим и клиентов. Постоянно извлекать уроки, чтобы учесть все риски в будущих проектах, для Agile обязательный процесс.
Рискуете, бесконечно набиваете шишки. Потом встаете и все по кругу.
Бесконечное тестирование всего, что вы создаете.
Много–много общения. И грустные глаза программистов на 4-х часовых совещаниях.
Придется довериться команде. Много решений будут принимать сами сотрудники. Или «привет, чайка–менеджмент». Например, когда основатель компании или кто–то из руководства вдруг начинает обсуждать цвет кнопок, которые нарисовал дизайнер.
Вы знаете клиента, стейкхолдеров и всех заинтересованных в продукте лиц по именам.
Никого не наказываете штрафами, даже если очень хочется.
Никакого долгосрочного планирования. Завтра проект может свернуть в другую сторону, и вы должны быть к этому готовы.
Когда Agile организации на пользу? (v2)
Когда надо быстро меняться, конкуренты наступают на пятки, а в экономике полная неразбериха. Ведь именно в это время растет спрос на нестандартные решения, инновационные проекты.
Компаниям с классическим менеджментом сложно будет перестроиться на такой путь, ведь длинный цикл требует все основательно изучить, отладить, переобучить сотрудников, переписать инструкции и регламенты.
Agile организациям гораздо проще меняться. Ведь многие процессы можно отладить в «полевых условиях», а команда умеет быстро выдавать готовые рабочие решения.
Гибрид Agile и Waterfall
Религиозные войны между адептами Agile и сторонниками каскадной модели управления уже в прошлом. Сегодня многие из тех, кто когда–то перешел на «чистый Agile», применяют гибридный подход к управлению проектами. Почему и когда такое происходит?
Waterfall присоединяется к Agile, когда компания понимает, что запланировать все невозможно. Гибрид подходит проектам, цель которых — выполнять требования клиентов в определенный срок. Вот только сами эти требования постоянно меняются. И на одном этапе проекта все двигаются по шагам и в соответствии с инструкцией. А на другом — становятся гибкими и подвижными.
К примеру, такой гибрид Agile и Waterfall применяли в компании Schneider Electric. Это позволило команде разработчиков программного обеспечения работать независимо от команды, которая отвечала за "железо". Разработчики применяли Agile. А вторая команда не отступала от каскадной модели. Планировали все этапы и следовали жестким срокам.
Кейс гибридного подхода GanttPro
В компании при разработке и развитии продукта используют долгосрочное планирование. Но все стратегии разбивают на задачи, которые, в свою очередь, упаковывают в итерации.
Команды ведут бэклог и берут оттуда задачи, генерируют гипотезы. Задачам присваивают приоритеты. А дальше начинается самое интересное: работа идет по спринтам, но уже из них складывается водопадная модель. Стратегии корректируются на ходу, это сказывается на наполнении спринтов и сроках выполнения. Тем не менее, при любых изменениях в компании всегда есть четкий план, когда и что нужно сделать.
Такой подход позволяет разным командам синхронизироваться. Те, кто непосредственно общается с клиентами и пользователями, в курсе всех планов и процессов, и может из первых рук предоставлять всю нужную информацию.