Что такое масштабирование Agile
Зачем нужно масштабирование Agile
Применение Agile в больших компаниях помогает продолжать работать эффективно при решении большого количества задач — поставлять высококачественные продукты и услуги, более точно попадать в потребности клиента.
Как сделать масштабирование Agile
Терминология масштабирования Agile
Стратегия Agile–трансформации — это долгосрочный план компании, направленный на преобразование культуры организации и методов поставки продукта, которые будут воплощают ценности и принципы в соответствии с Agile–манифестом. Стратегия может включать в себя различные Agile–практики, фрейморки или методологии.
Отправной пункт Agile–трансформации – это понимание, где компания находится в данный момент и куда нужно двигаться. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться с двумя понятиями.
Во–первых, важны ценностные установки компании в контексте планирования. Что для вас более ценно – предсказуемость поставки или способность адаптироваться к изменениям?
Для большинства ценным является и то, и другое. Но это приводит к негативным последствиям. Предсказуемую систему сложно изменить. Наоборот, адаптивную систему сложно предсказать.
Второе — ценность продукта для клиента с точки зрения планирования. Стараетесь ли вы понять, что нужно клиенту (это называется «открытая экосистема»)? Или вы сосредоточены на выполнении обязательств (замкнутая экосистема)?
С чего начать: сформируйте видение конечного состояния
На начальном этапе посмотрите на компанию в целом и определите бизнес–цели трансформации. Они определят сценарий формирования команд, последовательность действий, обусловит модель управления, а также создаст метрики и стратегический инструментарий для определения базового уровня производительности и измерения улучшений.
Компания подготовит и запустит пилотный проект, который поможет определить базовые точки, необходимые для реализации изменений. Эта фаза включает формирование, подготовку и обучение команд, которые постоянно прогрессируют.
По мере созревания команд достигается конечное состояние, собираются базовые метрики, регулярно измеряются улучшения, и открыто распространяется информация о них.
С чего начинается трансформация крупной компании?
Приходят какие–то люди, берут какого–то генерального директора и устраивают ему экскурсию по Силиконовой долине: в Apple, Google, FB. И начинаются изменения, которые могут длиться годами.
Возникает эффект усиливающейся петли (подражания, присоединения к большинству): «У моего соседа Васи есть Аджайл–трансформация. Вроде бы она успешная. Значит, мне нужно затеять такую же. А результат не важен – скажу, что был положительный (у Васи же положительный)».
А что такое вообще Аджайл–компания?
Ближе всего определение «компания, которая подчиняется Агиле–манифесту, его ценностям и практикам». А это вообще возможно? А нужно?
Если да, тогда с охранником банка можно договориться, чтобы он вас впустил. Или уборщицы устраивают дэйли стендапы на тему «У кого какие зоны ответственности?». Нужно понять глубину этих изменений.
Как мы поймём, что мы стали Аджайл?
Для этого нужно определить состояние А и Б. Но как понять процент перехода из одного состояния в другое – не ясно.
Когда идёт глобальная аджилизация, нужно очень много учить людей
Кто учил первых трансформаторов компании? Консультанты. Потому что консалтер развивается всегда быстрее, чем человек внутри компании. Те, кого обучит сотрудник, будут ниже по уровню знаний, чем сторонний консультант.
И когда массово нужно нанять людей, вы будете нанимать дешёвых людей. А их будут учить те, у кого уровень знания низкий.
Самое плохое, что происходит потом – создаются замкнутые сплочённые сообщества. Почему плохо? Люди ограничены только одним кейсом, одной компанией. При попытке применить знания на чём–то другом, он терпит неудачу. Потому что знания узки и адаптированы только под одно.
Такие сообщества выдавливают инакомыслие (картинка про выбрасывание в окно). Поэтому им нужна подпитка снаружи в виде консалтинга.
Такие сообщества выдавливают инакомыслие. Поэтому им нужна подпитка снаружи в виде консалтинга.
Как стоило бы выстраивать гибкую организацию?
А что именно нужно понимать при масштабировании Agile?
Продуктовый портфель
Стратегия
Что конкретно нужно достичь
Сколько денег возможно заложить на эксперименты и т.д.
Не нужно применять Agile и Scrum там, где они не нужны
Они могут запуститься. И даже сработать. Но если применять Скрам в виде водопадного процесса, то он будет дороже обходиться: из–за собраний и sprint review. Например, что полезного могли бы сделать топ–менеджеры, если бы не собирались на sprint review? Уверен, много чего!
«Если хочешь построить корабль – не собирай людей, чтобы они принесли лес и не распределяй задания, а лучше пробуди в них тоску по бескрайним далям моря» © Антуан де Сент–Экзюпери
А что дальше? Первый шторм – и корабль разобьётся. Потому что никто не научил команду строить корабли.
Поэтому должен быть разумный баланс между:
Менеджментом и лидерством
Хаосом и иерархией
Регуляцией и самоорганизацией
Обучение, менторингом и коучингом
Потому что контекст имеет значение: что хорошо условному Сбербанку – плохо условному Тинькову.