LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Джамиля Гургунаева
Павел Городецкий
Mikhail Ryazhenka
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Задачи и особенности Agile лидерства в современных проектах. Каковы ключевые функции и ответственности Agile-лидера для успешного управления командой.

В чем главный смысл Agile лидерства? Обеспечить согласованность большого числа людей и команд.
Как построить здоровое лидерство в команде?
О курсе "Ситуационное Лидерство"
Скрам-мастер = Лидер

В чем главный смысл Agile лидерства?

  • Обеспечить согласованность большого числа людей и команд.

  • Обеспечить общее, понятное всем видение процесса и цели.

  • Иметь четкие критерии успеха и понимание о том, чего делать НЕ НАДО.

Основной функционал Agile-лидера?

Обеспечивает общее, понятное всем видение процесса и цели. Иметь четкие критерии успеха. И понимание, чего делать НЕ НАДО.

Каким должен быть портрет Agile-лидера?

С одной стороны он: Вовлекает людей в работу, вызывает у них доверие и симпатию. С другой стороны Agile–лидер: Разрушает бюрократию в компании, придумывает более эффективные способы работы, переосмысливает процессы.

Что такое Agile лидерство?

Сложный проект. Большое число команд. Люди из разных отделов и внешних компаний–поставщиков. Как организовать их и привести к цели? Сделать это может только Agile–лидер. Человек без силы и власти. Но именно он будет координировать команды между собой, следить за тем, чтобы все механизмы работали синхронно, видеть всю картину целиком.

Смысл Agile лидерства в том, чтобы обеспечить согласованность большого числа людей и команд. Лидер словно протягивает руку помощи, говорит: успокойтесь, я всех организую и налажу коммуникации.

Стоит ли небольшим проектам, компаниям с несколькими командами задумываться об Agile–лидерстве? Скорее, нет. Scrum–метод доказал, что эффективное управление вполне возможно и без выделенного, явного лидера. Все задачи здесь решаются существующими ролями (владелец продукта, скрам–мастер) и кросс–командным взаимодействием.

Что делает Agile–лидер?

Организация разрастается, у команд появляется несогласованность, им все сложнее контактировать друг с другом, размывается цель и результат. Задача Agile–лидера создать у всех участников процесса единую картину: где мы, куда и зачем идем. Кроме того, он создает условия для самоорганизации команд и процессов в них. Создает благоприятный контекст, проектирует среду, чтобы это происходило.

Список задач Agile–лидера:

  • Обеспечивает общее, понятное всем видение процесса. Все команды, клиенты и другие ключевые фигуры видят цель и идут к ней. У них есть критерии успеха, которые основаны на влиянии на бизнес. И понимание, чего делать НЕ НАДО.

  • Добивается того, что работа делится на части, результаты анализируют и корректируют. Клиентам поэтапно демонстрируют продукт.

  • Обеспечивает создание адаптивных планов и их распространение между командами и другими участниками процесса. Адаптивность в том, что как только появляется новый опыт и знания, планы можно легко изменить и перестроить.

  • Согласовывает сроки и объемы работ со всеми участниками.

  • Обеспечивает обратную связь между командами и клиентами. Это и совместное планирование, и демонстрации продукта, и тестирование гипотез.

  • Создает условия для обучения сотрудников и передачи ключевых знаний от одной команды к другой.

  • Мотивирует команды брать ответственность, и какие–то вопросы решать самостоятельно.

  • Убирает препятствия и решает проблемы, которые демотивируют людей. Например, разруливает проблему зависания серверов с системными администраторами, закупает нужные книги для библиотеки или формирует ее с нуля, улучшает доску.

  • Создает условия, чтобы все решения ответственные лица принимали вовремя, без задержек.

  • Держит руку на пульсе HR–отдела. Следит за тем, чтобы нужный персонал вовремя нанимали. Планирует загрузку сотрудников.

  • Делает все, чтобы команды не простаивали в ожидании друг друга.

  • Людей и общение между ними ставит выше инструментов и документации.

  • Создает условия, при которых ошибки и провалы случаются на ранних этапах, а не в самом конце (а лучше, если не случаются вовсе).

Список обязанностей кажется огромным, правда? Но на самом деле компании стоит выделить ТОП-5 важных для нее пунктов. Например, то, что проседает прямо сейчас. И сделать их приоритетными для Agile–лидера.

Как найти Agile–лидера?

На HeadHunter не найти резюме кандидатов на позицию Agile–лидера. Значит, такого специалиста нужно отбирать по определенным качествам. Либо приглядеться к тем, кто уже работает в компании и готов взять на себя этот функционал. К примеру, это может быть самый инициативный участник команды, менеджер проекта или командный лидер.

  • Этот человек будет гореть идеями улучшений, он увлечен вашим продуктом и запросами клиентов.

  • Он хочет стать Agile–лидером и готов посвятить себя этой роли на 100%.

  • Он хочет развиваться в Agile лидерстве. Имеет способности к этому.

  • Имеет реальный опыт лидерства или руководства. Отлично, если он имеет опыт в управлении крупными кросс–функциональными проектами. Особенно повезет, если у такого человека случались провальные проекты и он уже знает, как делать не надо, может сразу увидеть слабые места.

  • Понимает принципы Agile и работал с ним в любой роли.

  • Готов развивать свои навыки и компетенции, чтобы принести больше пользы на позиции Agile–лидера.

  • В идеале такой специалист имеет бизнес–мышление. Знает, как направить людей к единой цели и мотивировать их.

  • Умеет вдохновлять людей. Обладает навыками фасилитации.

Крайне важно, чтобы Agile–лидер сочетал в себе роль созидателя и разрушителя.

С одной стороны он:

  • Вовлекает людей в работу, вызывает у них доверие и симпатию.

  • Развивает участников команд и при этом дает им автономность

  • Выступает за эксперименты и поощряет их. Дает людям возможность учиться на опыте, выдвигать гипотезы и проверять их.

С другой стороны Agile–лидер:

  • Разрушает бюрократию в компании, придумывает более эффективные способы работы, переосмысливает процессы.

  • Показывает, что настроен решительно и команда достигнет цели во что бы то ни стало.

  • Разрушает стереотипы и приветствует новые идеи и способы мышления.

  • Следит за тем, что нужно клиентам.

Ответственность в Agile лидерстве

Ответственность за провалы не лежит только на лидере. Так что в случае чего он не обязан отвечать своей головой перед клиентами и руководством. Ответственность несут все, кто вовлечен в процесс. Но не за результаты. А за свои действия.

Будем честны, продукт может провалиться, даже если все участники выложатся по максимуму из–за причин, которые находятся за пределами контроля команд. Но он может и «выстрелить» несмотря на то, что все работали спустя рукава, а руководство и менеджеры косячили с решениями. Это будет или чистая удача, или полное отсутствие конкурентов в выбранной нише.

Роль Agile–лидера в том, чтобы провалы (если уж им суждено случиться) произошли на ранних этапах. Но как это достигается?

  • За счет быстрой и регулярной обратной связи между командами, клиентами, ключевыми фигурами.

  • Частые релизы продукта, постоянный анализ и корректировка.

  • Все учатся на ошибках и получают новый опыт и знания для работы над продуктом. То есть ошибки воспринимаются как нечто полезное для текущего или будущего проекта.

  • Людей не наказывают за провалы. Иначе они перестанут рисковать и генерировать идеи.

Но Agile–лидер — это не серый кардинал. Он становится представителем, «визитной карточкой» продукта для клиентов и ответственных лиц. Он делает все, что в его силах, чтобы увеличить шансы на успех. Именно за этим его и нанимают.

Средняя стоимость услуг такого специалиста на рынке: от 120 000 до 150 000 рублей в месяц.

Agile–садовник

В Agile руководство и контроль обеспечены отказом от контроля и доминирования. Agile–лидеров сравнивают с садовниками, а не с командирами. Они удобряют почву, сажают семена, пропалывают сорняки, но не мешают естественному ходу вещей.

Марина Алекс, CEO University of Business Agility, вспоминает свой опыт прихода в Agile–компанию из банковского сектора: «Я решила, что тут какие–то сектанты живут. Всё в стикерах. Все сидят за общими столами, куча компьютеров, всё на английском языке — какие–то флипчарты со странными английскими словами».

Однако позднее она перестроила свое мышление и сравнивала свою работу с созданием красивого мини–сада. В нем есть лилии, кактусы, сорняки. Кого–то нужно каждый день поливать и удобрять, что–то убирать. И из этого построить сильную команду, создать систему.

Из этой незамысловатой метафоры произошла личная трансформация: из жесткого руководителя с регалиями и списком заслуг — в человека, который становится частью команды, начинает заботиться о ней, учиться у нее, убирать препятствия на ее пути.

«Я начала закупать для них (команды) мусорные вёдра или там создать для них удобное пространство, перегородки покупать», — вспоминает свою трансформацию Марина Алекс.

Про уверенную неуверенность в себе

Мы постоянно говорим про синдром самозванца и то, что ребята недооценивают себя и свой опыт.

Но еще интереснее то, что довольно часто это делается очень уверенно с железобетонной аргументацией и готовностью рубиться до последнего.

Создается убедительная легенда, согласно которой шансов ну точно нет, разве что сделать некое великое Х (что чаще всего = поучиться и получить сертификат 🙂), но отдав самого себя, да и то вряд ли поможет.

Это как спорить в офисе в курилке о том, кто меньше спал и у кого синяки под глазами больше. Ведь все такое видели?)

Встречаться с таким отпором не так легко, особенно когда его дает тот же человек, которому ты говоришь, что он может закрыть свою цель и у него всё должно получиться.

Это как будто бы отчаянная попытка защитить свою позицию «я нихера не могу, да и куда мне, посмотри, мне и так сложно».

Это не негативная оценка со снобизмом. Мне подобное иногда тоже свойственно, и это нормально. Но важно уметь включать критическое мышление и уметь изменить / скорректировать свою позицию и свое поведение.

Всегда думаю о том, что если бы хотя бы половину подобного запала и энтузиазма применить к позиции «я могу и сделаю», то можно достигнуть многого.

Но придется отказаться от позиции «я не могу, хватит говорить, что могу, ты думаешь что ты лучше меня?» и работать. И кажется, что часто это слишком сильный выход из зоны комфорта и «неможества». А жаль

У нас в едином доступе большое количество материалов по борьбе с синдромом самозванца и по закрытию карьерных целей.

Почему важно оставаться гибкими?

Сегодня я весь день пакую вещи, согласовываю сделку по продаже автомобиля, занимаюсь поисками нотариусов, отправляю необходимые платежи, но при этом я провожу пресейлы, веду продажи и общаюсь с клиентами.

Но при этом я вполне в форме и не устраиваю суету. Почему? Потому что это не первый мой переезд в новую страну за последние несколько лет.

Мог ли я себе представить лет 5-7 назад, что я буду способен совмещать подобные задачи и быть при этом эффективным? Однозначно нет.

В то время просто сам по себе переезд внутри даже одного города занял бы всю мою операционку и я вряд ли смог параллельно нормально работать и сохранять фокус. Я был бы дико выжат 🍋

А сегодня я планирую закрыть еще несколько рабочих задач, собрать еще пару чемоданов, а потом пойти погулять и развеяться.

Это стало возможно за счет того, что мы обретаем всё большую гибкость. Мы научились быстро принимать сложные решения в условиях неопределенности, фокусироваться на самом главном, быстро переобуваться и менять первоначальные планы, и при этом не сходить с ума.

Ковид, сдача офиса, переезды, огромное количество пивотов...

15 лет назад я сидел в офисе за стационарным компом, 10 лет назад я ходил по офису с ноутбуком и работал между встречами, потом удаленки, потом переход в бизнес из корпоратов, работа в любых обстоятельствах, созвоны из кафех, созвоны на ходу, работа в телефоне по пути от магазина до дома, разбор почты в самолетах, съемки контента в гостишках, безумная гибкость в своем расписании, в планах и в легком принятии изменений ✈️

Без всех изменений, через которые мы прошли, это вряд ли было бы возможно. А сейчас я пишу этот пост, сидя на балконе в окружении кучи вещей, сноубордов, оборудования, и параллельно рядом со мной смотрят сериал без наушников. И я okay.

Я когда–то читал в книге / статье, что в США таксисты гораздо более стабильны и устойчивы к кризисам, чем менеджмент в крупных компаниях. Потому что они лучше знают, что такое отсутствие денег, зависимость от результатов работы и поиск возможностей.

А в тепличных условиях создается такая мощная зона комфорта, что когда она рушится, то рушится абсолютно всё, и нет понимания как жить дальше.

Это не значит, что надо ломать себя и искусственно создавать проблемы. Это значит, что полезно челленджить себя, не застревать в зоне комфорта и уметь выглянуть из нее и включить критическое мышление. И не терять фокуса и приоритизации.

Мы не психологи, для этого есть отдельные профессионалы.

Но с приоритизацией в работе и бизнесе поможем. Одно умение фокусировать на самом важном уже может серьезно изменить вашу жизнь.