В чем главный смысл Agile лидерства?
Обеспечить согласованность большого числа людей и команд.
Обеспечить общее, понятное всем видение процесса и цели.
Иметь четкие критерии успеха и понимание о том, чего делать НЕ НАДО.
Основной функционал Agile-лидера?
Обеспечивает общее, понятное всем видение процесса и цели. Иметь четкие критерии успеха. И понимание, чего делать НЕ НАДО.
Каким должен быть портрет Agile-лидера?
С одной стороны он: Вовлекает людей в работу, вызывает у них доверие и симпатию. С другой стороны Agile–лидер: Разрушает бюрократию в компании, придумывает более эффективные способы работы, переосмысливает процессы.
Что такое Agile лидерство?
Сложный проект. Большое число команд. Люди из разных отделов и внешних компаний–поставщиков. Как организовать их и привести к цели? Сделать это может только Agile–лидер. Человек без силы и власти. Но именно он будет координировать команды между собой, следить за тем, чтобы все механизмы работали синхронно, видеть всю картину целиком.
Смысл Agile лидерства в том, чтобы обеспечить согласованность большого числа людей и команд. Лидер словно протягивает руку помощи, говорит: успокойтесь, я всех организую и налажу коммуникации.
Стоит ли небольшим проектам, компаниям с несколькими командами задумываться об Agile–лидерстве? Скорее, нет. Scrum–метод доказал, что эффективное управление вполне возможно и без выделенного, явного лидера. Все задачи здесь решаются существующими ролями (владелец продукта, скрам–мастер) и кросс–командным взаимодействием.
Что делает Agile–лидер?
Организация разрастается, у команд появляется несогласованность, им все сложнее контактировать друг с другом, размывается цель и результат. Задача Agile–лидера создать у всех участников процесса единую картину: где мы, куда и зачем идем. Кроме того, он создает условия для самоорганизации команд и процессов в них. Создает благоприятный контекст, проектирует среду, чтобы это происходило.
Список задач Agile–лидера:
Обеспечивает общее, понятное всем видение процесса. Все команды, клиенты и другие ключевые фигуры видят цель и идут к ней. У них есть критерии успеха, которые основаны на влиянии на бизнес. И понимание, чего делать НЕ НАДО.
Добивается того, что работа делится на части, результаты анализируют и корректируют. Клиентам поэтапно демонстрируют продукт.
Обеспечивает создание адаптивных планов и их распространение между командами и другими участниками процесса. Адаптивность в том, что как только появляется новый опыт и знания, планы можно легко изменить и перестроить.
Согласовывает сроки и объемы работ со всеми участниками.
Обеспечивает обратную связь между командами и клиентами. Это и совместное планирование, и демонстрации продукта, и тестирование гипотез.
Создает условия для обучения сотрудников и передачи ключевых знаний от одной команды к другой.
Мотивирует команды брать ответственность, и какие–то вопросы решать самостоятельно.
Убирает препятствия и решает проблемы, которые демотивируют людей. Например, разруливает проблему зависания серверов с системными администраторами, закупает нужные книги для библиотеки или формирует ее с нуля, улучшает доску.
Создает условия, чтобы все решения ответственные лица принимали вовремя, без задержек.
Держит руку на пульсе HR–отдела. Следит за тем, чтобы нужный персонал вовремя нанимали. Планирует загрузку сотрудников.
Делает все, чтобы команды не простаивали в ожидании друг друга.
Людей и общение между ними ставит выше инструментов и документации.
Создает условия, при которых ошибки и провалы случаются на ранних этапах, а не в самом конце (а лучше, если не случаются вовсе).
Список обязанностей кажется огромным, правда? Но на самом деле компании стоит выделить ТОП-5 важных для нее пунктов. Например, то, что проседает прямо сейчас. И сделать их приоритетными для Agile–лидера.
Как найти Agile–лидера?
На HeadHunter не найти резюме кандидатов на позицию Agile–лидера. Значит, такого специалиста нужно отбирать по определенным качествам. Либо приглядеться к тем, кто уже работает в компании и готов взять на себя этот функционал. К примеру, это может быть самый инициативный участник команды, менеджер проекта или командный лидер.
Этот человек будет гореть идеями улучшений, он увлечен вашим продуктом и запросами клиентов.
Он хочет стать Agile–лидером и готов посвятить себя этой роли на 100%.
Он хочет развиваться в Agile лидерстве. Имеет способности к этому.
Имеет реальный опыт лидерства или руководства. Отлично, если он имеет опыт в управлении крупными кросс–функциональными проектами. Особенно повезет, если у такого человека случались провальные проекты и он уже знает, как делать не надо, может сразу увидеть слабые места.
Понимает принципы Agile и работал с ним в любой роли.
Готов развивать свои навыки и компетенции, чтобы принести больше пользы на позиции Agile–лидера.
В идеале такой специалист имеет бизнес–мышление. Знает, как направить людей к единой цели и мотивировать их.
Умеет вдохновлять людей. Обладает навыками фасилитации.
Крайне важно, чтобы Agile–лидер сочетал в себе роль созидателя и разрушителя.
С одной стороны он:
Вовлекает людей в работу, вызывает у них доверие и симпатию.
Развивает участников команд и при этом дает им автономность
Выступает за эксперименты и поощряет их. Дает людям возможность учиться на опыте, выдвигать гипотезы и проверять их.
С другой стороны Agile–лидер:
Разрушает бюрократию в компании, придумывает более эффективные способы работы, переосмысливает процессы.
Показывает, что настроен решительно и команда достигнет цели во что бы то ни стало.
Разрушает стереотипы и приветствует новые идеи и способы мышления.
Следит за тем, что нужно клиентам.
Ответственность в Agile лидерстве
Ответственность за провалы не лежит только на лидере. Так что в случае чего он не обязан отвечать своей головой перед клиентами и руководством. Ответственность несут все, кто вовлечен в процесс. Но не за результаты. А за свои действия.
Будем честны, продукт может провалиться, даже если все участники выложатся по максимуму из–за причин, которые находятся за пределами контроля команд. Но он может и «выстрелить» несмотря на то, что все работали спустя рукава, а руководство и менеджеры косячили с решениями. Это будет или чистая удача, или полное отсутствие конкурентов в выбранной нише.
Роль Agile–лидера в том, чтобы провалы (если уж им суждено случиться) произошли на ранних этапах. Но как это достигается?
За счет быстрой и регулярной обратной связи между командами, клиентами, ключевыми фигурами.
Частые релизы продукта, постоянный анализ и корректировка.
Все учатся на ошибках и получают новый опыт и знания для работы над продуктом. То есть ошибки воспринимаются как нечто полезное для текущего или будущего проекта.
Людей не наказывают за провалы. Иначе они перестанут рисковать и генерировать идеи.
Но Agile–лидер — это не серый кардинал. Он становится представителем, «визитной карточкой» продукта для клиентов и ответственных лиц. Он делает все, что в его силах, чтобы увеличить шансы на успех. Именно за этим его и нанимают.
Средняя стоимость услуг такого специалиста на рынке: от 120 000 до 150 000 рублей в месяц.
Agile–садовник
В Agile руководство и контроль обеспечены отказом от контроля и доминирования. Agile–лидеров сравнивают с садовниками, а не с командирами. Они удобряют почву, сажают семена, пропалывают сорняки, но не мешают естественному ходу вещей.
Марина Алекс, CEO University of Business Agility, вспоминает свой опыт прихода в Agile–компанию из банковского сектора: «Я решила, что тут какие–то сектанты живут. Всё в стикерах. Все сидят за общими столами, куча компьютеров, всё на английском языке — какие–то флипчарты со странными английскими словами».
Однако позднее она перестроила свое мышление и сравнивала свою работу с созданием красивого мини–сада. В нем есть лилии, кактусы, сорняки. Кого–то нужно каждый день поливать и удобрять, что–то убирать. И из этого построить сильную команду, создать систему.
Из этой незамысловатой метафоры произошла личная трансформация: из жесткого руководителя с регалиями и списком заслуг — в человека, который становится частью команды, начинает заботиться о ней, учиться у нее, убирать препятствия на ее пути.
«Я начала закупать для них (команды) мусорные вёдра или там создать для них удобное пространство, перегородки покупать», — вспоминает свою трансформацию Марина Алекс.
Про уверенную неуверенность в себе
Мы постоянно говорим про синдром самозванца и то, что ребята недооценивают себя и свой опыт.
Но еще интереснее то, что довольно часто это делается очень уверенно с железобетонной аргументацией и готовностью рубиться до последнего.
Создается убедительная легенда, согласно которой шансов ну точно нет, разве что сделать некое великое Х (что чаще всего = поучиться и получить сертификат 🙂), но отдав самого себя, да и то вряд ли поможет.
Это как спорить в офисе в курилке о том, кто меньше спал и у кого синяки под глазами больше. Ведь все такое видели?)
Встречаться с таким отпором не так легко, особенно когда его дает тот же человек, которому ты говоришь, что он может закрыть свою цель и у него всё должно получиться.
Это как будто бы отчаянная попытка защитить свою позицию «я нихера не могу, да и куда мне, посмотри, мне и так сложно».
Это не негативная оценка со снобизмом. Мне подобное иногда тоже свойственно, и это нормально. Но важно уметь включать критическое мышление и уметь изменить / скорректировать свою позицию и свое поведение.
Всегда думаю о том, что если бы хотя бы половину подобного запала и энтузиазма применить к позиции «я могу и сделаю», то можно достигнуть многого.
Но придется отказаться от позиции «я не могу, хватит говорить, что могу, ты думаешь что ты лучше меня?» и работать. И кажется, что часто это слишком сильный выход из зоны комфорта и «неможества». А жаль
У нас в едином доступе большое количество материалов по борьбе с синдромом самозванца и по закрытию карьерных целей.
Почему важно оставаться гибкими?
Сегодня я весь день пакую вещи, согласовываю сделку по продаже автомобиля, занимаюсь поисками нотариусов, отправляю необходимые платежи, но при этом я провожу пресейлы, веду продажи и общаюсь с клиентами.
Но при этом я вполне в форме и не устраиваю суету. Почему? Потому что это не первый мой переезд в новую страну за последние несколько лет.
Мог ли я себе представить лет 5-7 назад, что я буду способен совмещать подобные задачи и быть при этом эффективным? Однозначно нет.
В то время просто сам по себе переезд внутри даже одного города занял бы всю мою операционку и я вряд ли смог параллельно нормально работать и сохранять фокус. Я был бы дико выжат 🍋
А сегодня я планирую закрыть еще несколько рабочих задач, собрать еще пару чемоданов, а потом пойти погулять и развеяться.
Это стало возможно за счет того, что мы обретаем всё большую гибкость. Мы научились быстро принимать сложные решения в условиях неопределенности, фокусироваться на самом главном, быстро переобуваться и менять первоначальные планы, и при этом не сходить с ума.
Ковид, сдача офиса, переезды, огромное количество пивотов...
15 лет назад я сидел в офисе за стационарным компом, 10 лет назад я ходил по офису с ноутбуком и работал между встречами, потом удаленки, потом переход в бизнес из корпоратов, работа в любых обстоятельствах, созвоны из кафех, созвоны на ходу, работа в телефоне по пути от магазина до дома, разбор почты в самолетах, съемки контента в гостишках, безумная гибкость в своем расписании, в планах и в легком принятии изменений ✈️
Без всех изменений, через которые мы прошли, это вряд ли было бы возможно. А сейчас я пишу этот пост, сидя на балконе в окружении кучи вещей, сноубордов, оборудования, и параллельно рядом со мной смотрят сериал без наушников. И я okay.
Я когда–то читал в книге / статье, что в США таксисты гораздо более стабильны и устойчивы к кризисам, чем менеджмент в крупных компаниях. Потому что они лучше знают, что такое отсутствие денег, зависимость от результатов работы и поиск возможностей.
А в тепличных условиях создается такая мощная зона комфорта, что когда она рушится, то рушится абсолютно всё, и нет понимания как жить дальше.
Это не значит, что надо ломать себя и искусственно создавать проблемы. Это значит, что полезно челленджить себя, не застревать в зоне комфорта и уметь выглянуть из нее и включить критическое мышление. И не терять фокуса и приоритизации.
Мы не психологи, для этого есть отдельные профессионалы.
Но с приоритизацией в работе и бизнесе поможем. Одно умение фокусировать на самом важном уже может серьезно изменить вашу жизнь.