Что такое Agile тестирование?
Agile–тестирование — способ проверки программного обеспечения, который базируется на гибких принципах Agile–разработки. Он подразумевает применение итеративного подхода к тестированию. То есть у команды есть возможность внести изменения в продукт процесс разработки, чтобы улучшить его качество.
Главный принцип Agile–тестирования – непрерывная проверка продукта на протяжении всего цикла разработки. То есть команда проводит не отдельные фазы, а интегрирует тестирование в каждую итерацию разработки. Таким образом удается своевременно выявлять и исправлять ошибки, что позволяет сократить время на исправление дефектов, а также повысить эффективность работы команды.
Методология Scrum может служить примером Agile–тестирования. В рамках этого подхода команда работает над продуктом используя такой инструмент, как спринт. На каждом таком этапе проводится непрерывное тестирование, которое позволяет не только выявить дефекты в процессе проверки, но и при получении обратной связи от пользователей или заказчика. Благодаря Scrum команда может быстро реагировать на изменения требований и вносить соответствующие корректировки в продукт.
Agile–тестирование имеет ряд преимуществ, которые улучшают работу команды и повышают качество продукта:
1. Быстрая обратная связь.
Все виды работ в рамках итерации, в том числе и результаты Agile–тестирования, презентуются заказчику для получения обратной связи. Количество спринтов в рамках проекта может быть разное, в зависимости от его сложности и целей. Но каждый такой этап подразумевает взаимодействие с владельцем продукта или клиентом. Таким образом ошибки исправляются своевременно и не становятся критическими. На выходе мы получаем качественный продукт, который соответствует всем запросам заинтересованных лиц.
2. Гибкость и адаптивность.
Благодаря Agile–тестированию команда может быстро реагировать на изменения или возникающие проблемы и вносить необходимые корректировки в процесс разработки. Например, в рамках одного из принтов тестировщики обнаружили ошибки в функционале продукта. Это будет учтено при планировании следующего спринта и попадет в список задач для разработчиков.
3. Улучшение качества продукта.
Благодаря непрерывному тестированию на протяжении всего периода разработки, удается своевременно выявлять и исправлять различного рода ошибки. Если бы проверка продукта проводилась на завершающих этапах, то на это пришлось бы потратить больше времени. Кроме того, существовал бы риск того, что некоторые из ошибок могли быть не обнаружены и со временем стали бы критичными.
Agile–тестирование является эффективным инструментом разработки и управления проектом. Оно позволяет своевременно находить проблемы и решать их на ранних этапах работы над продуктом. Из–за чего повышается производительность и улучшается качество программного продукта.
Как проходит Agile-тестирование?
Agile–тестирование осуществляется на постоянной основе на всех этапах разработки продукта. Таким образом удается контролировать качество выполненной работы и своевременно вносить корректировки. Это позволяет создать продукт, который полностью соответствует всем требованиям заказчика и пользователей.
Тестирование на каждом этапе имеет свою специфику и цели. Ниже узнаем об этом подробнее:
Unit–тестирование
Проводит проверку отдельных модулей или компонентов кода. Благодаря ему удается своевременно находить ошибки разработки и обеспечивать работоспособность каждого модуля по–отдельности. По сути unit–тестирование проверяет правильность работы кода в соответствии с требованиями к продукту.
Integration–тестирование
Осуществляет проверку взаимодействий между различными модулями или компонентами системы. Проще говоря помогает найти ошибки, которые возникают в процессе передачи данных между модулями или из–за несовместимости интерфейсов. Integration–тестирование обеспечивает корректную работу системы в целом.
Acceptance–тестирование
Направлено на то, чтобы проверить продукт на соответствие требованиям заказчика и его готовности к внедрению. В рамках тестирования осуществляется проверка функциональности продукта, производительности и уровня удовлетворения потребностей пользователей. Acceptance–тестирование дает возможность своевременно внести изменения в проект, если обнаружены какие–либо несоответствия.
Для того, чтобы тестирование прошло корректно, важно, чтобы в процессе использовались настоящие и актуальные данные и сценарии использования продукта. Таким образом удается проверить работу системы в реальных условиях и выявить потенциальные проблемы, возникающие в процессе эксплуатации.
Пример:
В рамках работы над банковским продуктом, проводилась проверка банковской системы. Для этого использовать реальные данные о банковских операциях, чтобы результаты тестирования были максимально корректными и правдоподобными.
После того, как ошибки были найдены, их исправление добавили в план работ на следующий спринт. Таким образом удалось оперативно решить проблему, которая не стала в дальнейшем критической.
Какие инструменты используются при Agile-тестировании?
Для проведения Agile–тестирования используются различные инструменты, которые позволяют управлять процессом, и оптимизировать его за счет автоматизации. Таким образом удается не только снизить уровень трудозатрат, но и улучшить качество процесса проверки продукта.
Чтобы автоматизировать Agile–тестирование, используются следующие инструменты:
1. Фреймворки для автоматизации.
Среди наиболее популярных фреймворков для автоматизации тестирования используются Selenium и Appium. Первый применяют в том случае, если нужно проверить веб–приложение, а второй для того, чтобы проверять мобильные приложения.
2. Инструменты непрерывной интеграции.
Jenkins или TeamCity являются инструментами непрерывной интеграции и обеспечивают быстрое внедрение изменений в проект. Благодаря им удается запускать автоматические тесты после каждого коммита кода. Таким образом удается своевременно выявить проблемы и приняться за их решение.
3. Инструментарий для генерации данных.
Чтобы создать реалистичные тестовые данные, тестировщики используют Faker или JFairy. Благодаря им удается генерировать случайные данные для тестирования различных сценариев разработки продукта.
Чтобы управлять Agile–тестированием, используются следующие инструменты:
1. Инструменты трекинга ошибок.
Трекинги ошибок Jira или Bugzilla позволяют отслеживать и управлять ошибками в продукте. Благодаря им команда разработчиков и тестировщиков может отслеживать проблемы и координировать работу по их исправлению в рамках спринтов.
2. Инструменты для управления задачами.
Чтобы планировать и отслеживать задачи, используют Trello или Asana. С их помощью команда может расставить приоритеты в работе, распределить нагрузку между сотрудниками в зависимости от их компетенций и следить за прогрессом выполнения.
Пример:
ИТ–команда занимается разработкой новой функции в веб–приложении. С помощью фреймворка Selenium они в автоматическом режиме проверяют работоспособность этой функции на разных браузерах и платформах. В случае, если тестирование проходит успешно, то функция считается готовой к релизу.
Инструменты управления и автоматизации позволяют выстроить эффективный рабочий процесс команды тестировщиков и сократить сроки проверки качества продукта.
Какие виды тестирования используются в проектах?
Тестирование продукта позволяет исследовать продукт с разных точек зрения. В процессе могут принимать не только тестировщики, но и пользователи, которые будут потреблять этот продукт.
В Agile–проектах применяются разные типы тестирования. Среди них, такие как Security и Usability. Ниже рассмотрим их особенности.
Security тестирование позволяет найти уязвимости ПО и потенциальные угрозы безопасности. Такой вид тестирования помогает проверить возможные слабые места и области системы, а также предотвратить предполагаемые атаки злоумышленников.
Security необходимо использовать при разработке программных продуктов для организаций с повышенным уровнем секретности данных, например, госструктуры или банковская сфера. Таким образом получится защитить не только внутреннюю информацию компании, но и данные пользователей продукта.
Usability тестирование направлено на оценку удобства использования продукта с точки зрения пользователя. Этот вид проверки позволяет выявить проблемы связанные с пользовательским опытом: неудобный интерфейс, сложная навигация, баги и прочие трудности.
Usability тестирование можно использовать при разработке мобильного приложения, чтобы выявить сложности в навигации или неочевидные функции, которые могут ухудшить пользовательский опыт. Своевременное исправление ошибок позволит улучшить качество продукта и уровень удовлетворенности пользователей.
Security и Usability тестирование имеют большое значение в процессе работы над проектом. Они позволяют создать удобный и безопасный продукт, который будет востребован у пользователей.
Какая роль у тестировщиков в Agile-команде?
На тестировщике лежит ответственность за контроль и обеспечение качества разрабатываемого продукта. Его работа основана на тесном взаимодействии с другими членами команды для достижения эффективных результатов проекта.
Рассмотрим подробнее, какой ролью и обязанностями обладает тестировщик в Agile–команде.
1. Взаимодействие с разработчиками.
Чтобы понять требования к функциональности продукта, тестировщик работает непосредственно с разработчиками. Они постоянно взаимодействуют и обмениваются информацией, чтобы выстроить эффективный рабочий процесс и добиться высокого качества продукта.
Благодаря тестировщику разработчики могут понять и найти возможные проблемы и дефекты, возникающие при реализации определенной функциональности.
Тестировщик является одним из заинтересованных лиц, который предоставляет обратную связь для улучшения процесса разработки продукта.
2. Взаимодействие с продуктовым менеджером.
Чтобы корректно выполнять свою работу и обращать внимание на различные нюансы, тестировщик должен понимать бизнес–цели проекта и требования заказчика.
Кроме того, он участвует в обсуждении требований к продукту и вносит свои предложения и рекомендации для улучшения пользовательского опыта.
Благодаря тестировщику удается определить приоритеты задач для команды. За основу он берет потребности бизнеса, о которых ему сообщает менеджер продукта.
3. Взаимодействие с дизайнерами.
На этапе работы над интерфейсом, тестировщик взаимодействует с дизайнерами, чтобы понять ожидания пользователей от продукта. Например, он может внести свои корректировки в случае, если дизайнер создал неудобный прототип продукта, в котором не учтен некоторый функционал.
Пример:
Команда занимается разработкой мобильного приложения для онлайн–торговли. Прежде чем приступить к своей работе, тестировщик взаимодействует разработчиками и менеджером продукта, чтобы понять требования к функциональности приложения. Он может обнаружить проблемы и дефекты на ранних стадиях разработки и сообщить об этом разработчикам.
Например, тестировщик может заметить некорректное отображение товаров на экране. Благодаря обратной связи, команда может быстро исправить ошибки и улучшить качество продукта.