Agile-подход к проектному управлению
Agile–подход чаще всего используется в разработке программного продукта, но может быть успешно применен и в управлении проектами в различных бизнес–сферах. Благодаря этой методологии команды могут работать более гибко и эффективно.
Ниже рассмотрим основные принципы и роли в Agile–подходе.
Основу Agile–методологии составляют такие принципы, как итеративность, инкрементальность и самоорганизация.
1. Итеративность.
Agile–подход предполагает выполнять работу не в рамках одного длинного цикла, а разбивать ее на короткие циклы, которые обычно называют спринтами или итерациями. Продолжительность каждого спринта чаще всего не занимает больше одного месяца. Такой метод позволяет команде фокусироваться на актуальных задачах, что позволяет делать продукт более качественным и быстрее достигать цели проекта. Кроме того, в конце каждого спринта команда презентует промежуточные результаты заказчику или другим заинтересованным лицам.
Благодаря этому на ранних стадиях обнаруживаются ошибки, которые исправляют в рамках следующего спринта. Кроме того, если у заказчика возникает потребность внести изменения по продукту, то это так же можно сделать в процессе разработки, а не на стадиях завершения.
2. Инкрементальность.
Другим, не менее важным принципом Agile–методологии является поощрение постоянного улучшения продукта через последовательное добавление новых функций или исправление ошибок в рамках каждого спринта. Новый инкремент проекта выступает в качестве основы для дальнейших улучшений и развития. Это в свою очередь повышает эффективность и качество продукта, что является одним из ключевых требований заказчика.
3. Самоорганизация.
Agile–методология подразумевает, что команда будет иметь высокий уровень самоорганизации и свободу выбора наиболее эффективных способов выполнения работы. Члены команды самостоятельно определяют, какие задачи предстоит выполнять, какие инструменты для этого использовать и какой метод использовать для организации рабочего процесса. Такой высокий уровень ответственности и самостоятельности позволяет команде быть более гибкой и эффективной.
Agile–команда имеет несколько ключевых ролей:
Владелец продукта несет ответственность за определение требований к продукту. Также он занимается распределением приоритетизации задач. Он выступает в качестве главного представителя заказчика и наделен соответствующими полномочиями принимать решения относительно функциональности продукта.
2. Скрам мастер.
Скрам мастер обеспечивает соблюдение принципов Agile–методологии в компании. Также он оказывает помощь команде в достижении поставленных целей. Кроме того, он занимается устранением преград, которые возникают в процессе работы над проектом, а также управляет конфликтами внутри команды и создает условия для открытой и эффективной коммуникации.
3. Команда разработки.
Специалисты, которые непосредственно выполняют работу по созданию продукта. Они обладают высоким уровнем самоорганизации, ответственности и многофункциональности. Это дает им возможность достигать поставленных целей.
Внедрение Agile–методологии улучшает качество работы компании и повышает ее уровень конкурентоспособности на рынке. Команда имеет возможность быстро реагировать на возникающие изменения и адаптировать продукт в соответствии с требованиями.
Преимущества и недостатки внедрения Agile в компанию
Agile–методология пришла на смену классическому методу управления проектами и разработки программного обеспечения. В последние годы она набирает все больше популярности ввиду своего удобства.
Переход команды на Agile–метод может принести как большое количество преимуществ, так и недостатков, в случае, если принципы подхода не были соблюдены.
Рассмотрим подробнее, какие преимущества имеет внедрение Agile в работу компании:
1. Гибкость.
Иногда заказчики могут поменять требования к продукту или на рынке возникают новые условия, которые необходимо соблюдать. Agile–подход позволяет быстро реагировать на эти изменения и внедрять их в процессе работы над проектом, а не после его завершения. В конце команда получает более качественный продукт в соответствии со всеми требованиями.
2. Улучшенное качество продукта.
Поскольку рабочий процесс в Agile разбит на небольшие этапы, это дает возможность команде осуществлять регулярную проверку качества продукта. Поиском проблем и ошибок занимаются не только разработчики и тестировщики, но и заказчики, пользователи и прочие заинтересованные лица. Таким образом удается быстро решать возникающие проблемы до того, как они станут критичными.
3. Большая прозрачность.
В рамках Agile каждый участник команды имеет доступ к информации о текущем прогрессе работы, статусе задач и достигнутых результатов. Это возможно благодаря применению различных инструментов управления, таких как Scrum–доска. Таким образом выстраивается более эффективная и прозрачная коммуникация, которая улучшает понимание между командами.
4. Улучшенная коммуникация.
Согласно принципам Agile–подхода, добиться улучшения коммуникации в команде или между подразделениями возможно также за счет проведения регулярных встреч. На этих собраниях каждый член команды может предоставить обратную связь по продукту, решить возникающие проблемы и поделиться достигнутыми результатами. Таким образом удается избегать дублирования работы, разногласных прочтений задач и целей проекта.
Теперь разберемся, какие недостатки возникают при внедрении Agile в компании:
1. Сложности с оценкой времени.
В рамках Agile–подхода работа осуществляется в рамках коротких циклов. У команды могут возникнуть проблемы с точным расчетом нужного времени на выполнение задач, особенно на начальных этапах проекта.
2. Необходимость высокой самоорганизации.
Не каждый сотрудник компании может в одинаковой степени со всеми обладать высоким уровнем самоорганизации в работе. Это в свою очередь может негативно отразиться на общей продуктивности команды. Особенно высок такой риск в молодых компаниях, где ещё нет нужного уровня сработанности.
3. Зависимость от постоянного вовлечения заказчика.
Внедрение Agile–методологии может быть недостаточно эффективным в случае, если заказчик продукта не имеет возможности принимать активное участие в работе над проектом. Для данного гибкого подхода этот аспект особенно важен, чтобы иметь возможность постоянно улучшать продукт в процессе работы и тем самым повышать его качество.
Чтобы успешно внедрить методологию Agile в организации, необходимо провести анализ текущего состояния компании и ее ресурсов. Также важно подготовить команду к новому способу работы и провести обучение основным принципам Agile и ее инструментам.
Обучение команды Agile-принципам
Процесс внедрения Agile–методологии в компании является очень ответственным и трудоемким. Ему предшествует подготовительный этап, на котором проводится анализ текущего состояния организации для выявления мест, требующих оптимизации.
После этого наступает этап подготовки команды. Это необходимо для того, чтобы снизить риск возникновения сопротивления со стороны сотрудников. Важно познакомить специалистов с принципами Agile–подхода, а также научиться пользоваться инструментами, которые используются в методологии.
Ниже разберем несколько существующих практик, которые применяют в работе команды для обучения принципам Agile.
1. Организация тренингов и мастер–классов.
Теоретическую базу о принципах Agile–методологии команда может получить в рамках специальных тренингов. Основу могут составлять знания и навыки коммуникации и управления проектом, а также информацию об инструментах разработки. На мастер–классах ученики могут закрепить полученные знания и навыки на реальных проектах.
2. Регулярные ретроспективы.
В конце каждого спринта проходит собрание ретроспектива, которое дает возможность оглянуться назад и проанализировать свою работу. Таким образом команда может выявить слабые стороны, которые стоит оптимизировать, либо выделить лучшие практики, которые можно повторить в будущем.
3. Командное обучение.
Большое значение для обучения имеет обмен опытом и знаниями между участниками команды. Это дает возможность участникам узнать о лучших практиках, которые применяют другие команды и подразделения, чтобы использовать их в своей работе. Лучшая теория — та, которая прошла проверку на практике.
4. Использование Agile–инструментов.
Важно обучить команду специальным инструментам управления проектами, потому что специалистам придется взаимодействовать с ними ежедневно на протяжении всей работы над продуктом. Доски задач, Kanban–доски и инструменты для автоматизации тестирования дают возможность эффективно выполнять задачи и контролировать прогресс проекта. Если команда в полной мере владеет этими инструментами, то это повысит ее производительность.
Пример:
Чтобы постоянно развиваться, команда разработчиков регулярно проводит тренинги по Agile–разработке. Также они приглашают различных сторонних экспертов или специалистов из других подразделений организации для проведения мастер–классов по актуальным темам. Например, в рамках тренинга о Scrum, команда узнала о роли Scrum–мастера, основных принципах подхода и инструментах, которые применяются в данной методологии. Этот тренинг помог команде лучше понять, как организовать свою работу в рамках Agile–подхода и повысить свою эффективность.
Обучение команды принципам Agile способствует более эффективному внедрению методологии в организацию. Если специалисты понимают, как работает метод, и умеют пользоваться его инструментами, то это снизит их уровень тревожности и сопротивления новому.
Инструменты для внедрения Agile в работу команды
Успешному внедрению Agile–подхода способствует применение специальных инструментов. Благодаря им удается управлять проектами, обеспечивать прозрачность и эффективность работы и повышать производительность команды.
Среди этих инструментов должны системы для управления конфигурацией, а также инструменты для мониторинга и анализа производительности. Ниже рассмотрим конкретные примеры.
Инструменты для управления конфигурацией.
Ansible – инструмент автоматизации, позволяющий оценить состояние системы в виде кода. Он создает "рецепты" (playbooks), описывающие, какие необходимо совершить действия для настройки серверов и приложений. Ansible достаточно простой в настройке, имеет возможность масштабирования и повторного использования кода.
Chef – инструмент автоматизации конфигурации, работающий на основе декларативного подхода. Благодаря ему можно определить желаемое состояние системы и автоматически настроить серверы в соответствии с этим состоянием. Chef обладает такими преимуществами, как гибкость, масштабируемость и управление конфигурацией на различных платформах.
Инструменты для мониторинга и анализа производительности.
Nagios – инструмент мониторинга, позволяющий отслеживать состояние системы, а также оповещать о возможных проблемах. Он контролирует доступность серверов, сетевых устройств, приложений и прочих нужных ресурсов. Nagios является гибким инструментом настройки, который обладает широким набором плагинов для мониторинга различных систем.
Grafana – инструмент визуализации данных для создания красочных дашбордов с графиками и диаграммами. Он может анализировать производительность системы, отслеживать тренды и обнаруживать проблемные области. Grafana проста в использовании и имеет широкий выбор поддерживаемых баз данных. Кроме того, функционал позволяет создавать пользовательские панели управления.
Успешное внедрение Agile–подхода невозможно без применения соответствующих инструментов для работы в команде. Благодаря им удается автоматизировать процессы настройки серверов и приложений. А инструменты мониторинга и анализа производительности позволяют контролировать состояния системы и повышать эффективность работы команды.