Что такое спринт и зачем нужен?
Спринт является инструментом гибкой методологии Scrum, который обеспечивает эффективное и последовательное выполнение задач в рамках коротких отрезков времени. Его продолжительность обычно измеряется в неделях от одной до четырех.
Таким образом длинный план работ по реализации проекта делится на несколько коротких этапов, в рамках которых не только легче контролировать рабочие процессы, но и качество продукта.
Зачем нужен спринт?
Ускорение достижения целей проекта.
В рамках спринта команда может сосредотачиваться на актуальных задачах, которые требуют решения здесь и сейчас. Обычно они распределены по степени важности и сложности, чтобы на них затрачивалось оптимальное количество времени. Таким образом команда может отслеживать прогресс достижения цели.
Эффективное планирование.
В начале каждого спринта команда определяет, какие именно задачи и в каком количестве будут выполнены за этот промежуток времени. Таким образом удается более точно оценить объем работы и распределить ее между участниками команды. За счет такого подхода, подход получается более эффективно управлять ресурсами, необходимыми для достижения успеха.
Гибкость и адаптивность.
Спринты позволяют команде быть адаптивной и быстро реагировать на изменения условий проекта или требования заказчика. Если во время спринта возникают новые задачи или происходит смена приоритетов, то эти изменения можно легко включить в текущий спринт или запланировать на следующий.
Улучшение коммуникации.
Спринты являются инструментом Scrum — методологии, которая направлена на постоянное улучшение процессов и продукта. Достичь этого возможно за счет регулярных обновлений и обратной связи. На ежедневных стендапах, команда обсуждает текущие задачи, достигнутый уровень прогресса, а также возникшие проблемы. Таким образом удается поддерживать прозрачность процессов и своевременно решать возникающие трудности, до того, как они станут критичными.
Пример использования спринта:
При работе над интернет–магазином команда разработчиков применяет методологию Scrum. Она разбивает проект на спринты продолжительностью две недели. Таким образом они могут проще отслеживать прогресс своей работы до достижения цели.
В начале каждого спринта команда определяет, какие задачи и в каком порядке должны быть реализованы за выделенный период. На ежедневных стендапах они обсуждают текущую работу, успехи и сложности, которые возникают в процессе.
В конце спринта команда проводит ретроспективу, для того, чтобы найти свои сильные и слабые стороны. Это необходимо для того, чтобы ещё лучше спланировать следующий спринт.
В случае, если заказчик требует добавить новый функционал в продукт, то это обсуждается либо в рамках ежедневных стендап встреч, либо в конце спринта. Если задача срочная, то ее добавляют в текущий спринт, если нет, то планируют на следующий.
Инструменты для проведения спринта?
Чтобы осуществлять планирование, в рамках спринта, можно использовать различные инструменты управления задачами, как ручные, так и автоматизированные.
Если команда небольшая и занимается несложным проектом, то для этих целей они могут использовать даже обычную меловую доску, где будут обозначены основные этапы работ. Этот метод — один из самых доступных. Его удобно использовать во время стендап встреч, чтобы обозначать текущие задачи. Но есть и свои недостатки. Доска физически представлена только в одном месте и может быть не всегда доступна. Кроме того, ее пространство ограничено, поэтому не всю нужную информацию она может вместить. Это может привести к ошибкам и дублированию работы.
Чтобы снизить риск возникновения различных проблем и иметь постоянный доступ к информации по проекту, используются различные системы управления. Ниже рассмотрим некоторые из них.
Trello – онлайн–доска, позволяющая создавать списки задач, перемещать их по колонкам в зависимости от статуса, и назначать ответственных лиц.
В рамках спринта этот инструмент может быть использован для создания списка задач на каждый этап разработки. Таким образом у команды будет наглядное представление о предстоящем объеме работы.
Каждую отдельную задачу оформляют в виде карточки. Она содержит подробное описание, сроки выполнения и лицо, ответственное за выполнение. Таким образом можно отслеживать не только общий прогресс команды, но и каждого отдельного сотрудника в частности.
Пример использования Trello:
Представим, что дизайнерское бюро занимается разработкой дизайна интерьера офисного здания. Поскольку проект очень масштабный, его решили разбить на отдельные спринты. Каждый спринт посвящен отдельному блоку помещений.
В Trello они составляют список задач на неделю и назначают ответственных лиц за их исполнение. Для организации работы в графу "В плане" добавляют все необходимые задачи для реализации проекта. По мере того, как дизайнер берет их в работу, они перемещаются в графу "В процессе". После того, как задача была завершена, ее перемещают в графу "Готово".
Это наглядное представление о рабочих процессах команды дизайнеров. Также благодаря Trello они могут выявлять слабые места, например, какие задачи слишком долго находятся в ожидании. Кроме того, можно избежать перегрузки и дублирования работы. Что позволит выполнять проект в рамках установленного срока.
Другим полезным инструментом спринта является Miro.
Это ещё одна онлайн–доска для создания мозговых карт и визуализации идей. Каждый участник команды может добавлять свои идеи, комментировать чужие и вносить изменения в режиме реального времени, чтобы информация всегда была актуальной. Таким образом участники спринта лучше понимают цели проекта, грамотно распределяют задачи между собой и синхронизируют свою работу.
Пример использования Miro:
Для создания функциональности веб–приложения команда разработчиков использует Miro. Каждый участник команды добавляет свои идеи и предложения по разработке в «мозговую карту», чтобы все имели к ним доступ. В процессе работы над проектом могут вноситься изменения, добавляться комментарии к идеям других участников. На основе этой информации команда может принимать совместные решения. Таким образом они лучше определяют цели проекта и координируют свою работу.
Использование различных систем позволяют оптимизировать рабочие процессы команды, тем самым повышая производительность и эффективность самого продукта.
Как провести ретроспективу спринта?
Важным этапом спринта является ретроспектива. Благодаря ей команда может проанализировать выполненный объем работы, выявить проблемы и найти способы их решения. Ретроспектива проходит после завершения каждого спринта. Таким образом команда может улучшить качество своей работы и достичь более высоких результатов в проекте.
Создание доверительной атмосферы является одним из ключевых аспектов проведения данного мероприятия. Это дает возможность участникам команды чувствовать себя комфортно, не бояться критики, свободно выражать свое мнение какой–либо идеи или вносить свои предложения об изменениях. Достичь этого можно за счет регулярной открытой коммуникации между всеми участниками проекта.
Чтобы ретроспектива спринта имела какую–то структуру, можно задавать различные вопросы, которые помогут получить максимальную пользу от этого мероприятия. Например:
«Что мы сделали хорошо?»
Этот вопрос позволит команде оценить свои достижения, которые произошли за прошедший спринт, и подчеркнуть положительные моменты работы.
«Что можно улучшить?»
Благодаря этому вопросу, команда может понять проблемные моменты в работе или продукте, чтобы найти способы их решения. Таким образом команда растет и развивается.
«Какие уроки мы извлекли?»
Отвечая на этот вопрос, команда изучает свои ошибки. На основе этих выводов участники проектов могут предложить действия, которые помогут предотвратить повторения подобных ситуаций в будущем.
«Какие предложения у нас есть?»
Этот вопрос дает возможность членам команды высказать свои идеи по улучшению работы и найти новые подходы к выполнению задач. Таким образом удается добиться более высокой производительности и снизить риски возникновения ошибок.
Пример:
По окончанию спринта команда разработки проводит ретроспективу. В процессе они выясняют, что некоторые задачи были продублированы, из–за чего вырос объем работы, а график выполнения проекта сдвинулся вперед. Чтобы решить эту проблему, команда изменила способ управления рабочими процессами и ввела онлайн–доску, где отражаются все задачи, которые необходимо выполнить для достижения цели.
Какой формат спринта можно выбрать для своей команды?
Спринт имеет разные форматы, которые используются командами в зависимости от ее размеров. Так же на выбор может влиять сложность проекта и его конечной цели. Ниже приведены несколько популярных форматов спринта и их ключевые особенности:
1. Фиксированная продолжительность спринта.
Такой формат подразумевает, что продолжительность каждого спринта фиксированная, например, 1 или 3 недели. Равные временные отрезки помогают лучше планировать работу и иметь ясное представление о прогрессе проекта.
2. Гибкая продолжительность спринта.
В этом случае продолжительность спринта зависит от объемов работы и конечной цели проекта. Команда выбирает, сколько будет длиться каждый спринт в зависимости от текущих обстоятельств. Этапы производства или разработки могут иметь разное количество задач, поэтому и количество времени на их исполнение будет меняться.
3. Итерационный подход.
Более гибким форматом спринта является итерационный подход. В нем каждая итерация рассмотрена как отдельный мини–проект со своими собственными сроками и достижениями. Это удобно в том случае, если проект разрабатывается в постоянно изменяющейся среде.
4. Длинные спринты.
В этом формате длительность каждого спринта значительно увеличена, например, до 6 недель или более. Такой формат может быть полезен для проектов с большим объемом работы или сложными задачами, которые требуют дополнительного времени для выполнения.
Пример:
Перед началом работы над новым проектом команда разработчиков веб–приложений решила определиться с форматом спринта. Они проанализировали опыт прошлых проектов и обнаружили, что у них часто возникают неожиданные изменения требований со стороны клиентов. По этой причине команда приняла решение выбрать гибкий формат спринта с гибкой продолжительностью. Таким образом в новом проекте им удается лучше адаптироваться к изменяющимся требованиям клиентов.