LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Андрей Коломенский
Mikhail Ryazhenka
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Познакомьтесь с EduScrum, методикой применения принципов Agile в педагогической деятельности для стимулирования активного и вовлеченного обучения.

EduScrum – метод, в которой ответственность за образовательный процесс частично или полностью передается от учителя ученикам. Это современный тип образования, который развивает не только навыки, но и личную ответственность.

Что такое EduScrum

Это применение ценностей и принципов фреймворка Scrum для образовательного процесса.

Зачем нужен EduScrum

В отличие от традиционной модели обучения работа по Scrum формирует у учеников множество личностных качеств, важных в современном мире (например, самостоятельность, ответственность, фокусировка на результат и др.)

Как применить EduScrum

Изучите Scrum. Создайте бэклог. Выделите роль Scrum Master и Product Owner. Работайте спринтами и единой командой.

EduScrum

Школа, ориентированная на госзаказ и закрытая турникетами, больше не готовит к взрослой жизни.

Все давно понимают, что эффективно усваиваются только знания и навыки, востребованные современным миром. Для этого учителя и родители не могут быть обособленными друг от друга и от ребёнка. Объединившись в одну команду, они должны создавать образовательный процесс.

Однако в существующей педагогической практике нет инструментов, обеспечивающих такую работу. Этим инструментом может стать eduScrum.

Государственной системе образования не хватает чётких ориентиров: слишком много конфликтующих между собой приоритетов. eduScrum мог бы решить эту проблему.

С 2015 года eduScrum стал проникать в школы и университеты. Голландские педагоги из города Алфен–ан–ден–Рейн разработали руководство eduScrum — адаптацию самого популярного метода управления проектами к школьной системе. Зарубежная практика показала, что такая схема работы упрощает контроль учебного процесса и позволяет вовремя замечать проблемы.

Как применить eduScrum в России?

В образовательную сферу eduScrum необходимо развивать «снизу». Насаждение нормативными, строгими методами не увенчаются успехом: гибкая методология по определению не может применяться таким способом. Но если по этим принципам перестроится работа конкретных школ — изменения образования в целом не заставят себя ждать.

Роль педагога в eduScrum

Педагогу необходимо предусмотреть возможности предоставления детям информации в разных форматах — от обычных уроков до консультирования. Возможно, ученики придумают внеучебный проект, и его получится вписать в текущую учебную программу.

Как внедрять eduScrum в образование?

Главное в eduScrum – самостоятельное или совместное усвоение нового: «изучай себя, улучшай взаимодействие с другими». Такой подход даёт ученикам больше ответственности, заряжает их энергией.

Им интересно, они активно вовлечены в процесс решения задач, что приводит к повышению результатов и более коротким циклам. А это способствует росту уверенности в себе и других. Ученикам даётся свобода самим формировать образовательный процесс внутри обозначенных границ и целей.

В учебном процессе традиционным мотиватором и мерилом успеха служат оценки

Перестраивая образовательный процесс, их решили заменить на баллы и вознаграждения.

Эта система вознаграждения позволяет выйти за рамки оценивания только лишь усвоения знаний. Студенты получают:

  • баллы за усилия: это вознаграждение, оценивающее усилия (например, помощь другому студенту), а не результат;

  • баллы за успеваемость: студенты также зарабатывают баллы за выполнение определенных заданий. Чем лучше они это сделают, тем больше очков заработают;

  • баллы за выдающуюся работу: здесь оценивается поведение, которое хотят поощрить преподаватели. Например, командная работа и общение.

Полезными оказались и дополнительные стимулы, не относящиеся непосредственно к учебному процессу, но способствующие сотрудничеству между командой и всей группой. Если все участники команды достигают цели спринта, студенты приглашаются на необычный ужин, на экскурсию или просто организуется вечер кино и пиццы.

ЕduScrum предполагает, что учитель играет роль не только менеджера образовательного процесса, но и роль владельца продукта (или заказчика). Ученики же распределяются по командам. В каждой команде один из учеников выполняет роль Scrum–мастера, которого выбирают в начале каждого отдельного спринта (например, урока).

Обязанности учителя при занятии:

  • составляет бэклог — маршрутный лист изучения темы;

  • продумывает процедуру контроля качества полученных результатов;

  • консультирует учеников по их запросам;

  • контролирует выполнение заданий и их качество.

Самоорганизующиеся ученические команды выбирают, как именно им выполнить свою работу, а не следуют указаниям учителя, как в классическом варианте. Каждый учащийся обладает личными навыками и качествами, которые могут быть полезны для общего дела. Команда несёт ответственность за собственный результат сама, что позволяет её членам полностью реализовать свой потенциал, проявив себя. Через Scrum–мастера команда также имеет возможность обращаться к учителю или другим командам за советом или идеями, что приводит к быстрому развитию коммуникативной компетенции.

Индивидуальная работа встроена в структуру урока. Занятие всегда начинается с предварительного самостоятельного ознакомления с новым материалом. Это позволяет делать лекции более продуктивными, потому что студенты чётко понимают, где им нужна помощь преподавателя.

Оптимальная команда должна быть не большой, чтобы ею можно было управлять, но и не маленькой, чтобы она могла прорабатывать массивный объем материала. Зарубежная практика показывает, что удобно строить команды из 4-5 учеников. При трёх и менее учениках значительно уменьшается объем взаимодействия между ними. Если команда включает шесть и более участников, она будет требовать слишком много координации.

Кто такой Scrum–мастер в ученической команде?

Это лидер, который помогает остальным строить работу оптимальным образом, отслеживая движение к общей цели, но он не руководит командой. Выбирается командой сообща.

Обязанности Scrum–мастера

  • планирует проведение спринта;

  • отмечает движение дел на доске задач;

  • координирует выполнение заданий всеми участниками группы;

  • формулирует образовательный запрос (при необходимости).

Основные мероприятия в EduScrum

  • Планирование работы Учитель тщательно прорабатывает весь ход изучения материала, разрабатывает цели ученических команд, артефакты (раздаточный материал) для проведения занятия. Для повышения интереса подбираются межпредметные задачи, имеющие прикладное применение.

eduScrum вполне допускает, что при планировании возникнет ошибка. Именно поэтому каждый этап заканчивается ретроспективой, и следующий спринт начинается с нового планирования.

  • Спринт Это связный набор учебного материала, помогающий достичь определённых учебных задач за ограниченный период. Спринтом может быть серия уроков со связанным содержанием: проект, глава книги и т.д.

Спринт состоит из:

  • Планирования (включает формирование команд);

  • Выполнения задач и поручений отдельными участниками команды в течение спринта. Команды самостоятельно определяют, что конкретно и каким именно способом они будут делать в течение определённого временного периода;

  • Обзора спринта. На этом этапе может быть презентация промежуточных итогов проекта;

  • Оценкой работы как со стороны учеников, так и со стороны учителя и определением областей для улучшения.- Подведение итогов Учащиеся сравнивают с образцом не только свою работу, но и результаты товарищей по команде. Это мощный инструмент для обеспечения обратной связи и поощрения сотрудничества.

Заканчивается урок перечнем дополнительных материалов для более глубокого изучения темы.

Во время спринта состав команд и объём поставленной задачи остаётся неизменным, а ожидаемое качество работы может уточняться в диалоге между владельцем продукта (учителем) и командами.

Ценность спринтов в том, что они вовлекают в работу всех учеников независимо от их школьной успеваемости. Также в несколько раз сокращается время обнаружения пробелов и недочётов в первоначальной годовой программе.

Публичные демонстрации результатов работы необходимо проводить в конце каждого этапа. Это даёт детям ценную обратную связь об эффективности и нужности их работы, особенно если они видят результаты работы других команд или получают комментарии от потенциальных потребителей создаваемого продукта.

Что такое eduScrum–доска и как её использовать?

Она предназначена для динамического отображения задач и работ (поиск информации, презентация, написание эссе и т.д.), которые команда учеников должна выполнить. Это хронология работы спринта. Все задачи передвигаются в ней в соответствии со своим статусом: «В плане», «В процессе», «Контроль», «Выполнено».

Scrum–доска – обзор всех задач, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели, поставленной заказчиком перед началом работы. Кроме того, Scrum–доска также дает понятие и о планировании. Она точно отображает, где команда учеников находится сейчас – что уже сделано, что осталось.

Информация на Scrum–доске должна постоянно обновляться, чтобы всегда отражать актуальный прогресс продвижения команды к достижению результата. Обновление происходит как минимум перед каждым Scrum–митингом.

Как люди учатся в 2024?

Учатся ли вообще?

Учиться это что?

Нам кажется со стороны, что учиться = совершенствовать полученные или имеющиеся навыки и / или расширять образ мышления при помощи теоретических материалов.

Собственно наш Единый доступ про второе.

Вы смотрите часы видео, расширяете / формируете свой образ критического, продуктового, управленческого мышления посредством проведения часов с риторикой на тему различных инструментов, представленных в видео и как итог = растете как профессионал.

Учиться в классическом понимании общего образования = примерно тоже самое.

Только вопрос там в том, что оно безнадежно не успевает за темпами развития коммерческих отраслей.

Не бывает уже так, чтобы одно и тоже было востребовано с интервалом в 3-5 лет без изменений в подходе или деталях.

Вот ребята после / во время получения классического образования идут на дополнительные программы.

К нам, на офлайн программы, на конференции, едут на кэмпы, к частным трекерам и менторам.

Это необходимо даже в условиях существования AI–инструментов.

В больших компаниях существуют корпоративные университеты с бесплатными мероприятиями и программами.

А компании поменьше покупают тренинги также у компаний типа нас.

Т.е. потребность ребята ощущают. Это очень круто.

Получится ли внедрить в ходе обучения множество полученных иструментов в практику сразу? Вряд ли.

Вырасти в образе мышления, пойти на новую роль в новую компанию, облегчить собственную работу и процесс менеджмента? Да. Скорее всего.

Сложно ли находить время на саморазвитие в условиях перенасыщенного инфополя и перегрузки на работе? 199%!!! Это нереально сложно и требует пожертвования какими–либо иными активностями.

Кароче похоже что обучение = саморазвитие = самопожертвование.

Вот и живите теперь с этим.