Что такое сбор требований и зачем он нужен
В ходе сбора требований важно собрать и задокументировать потребности клиентов и те функции, которые наиболее важны для будущих пользователей продукта. Важно понять требования клиентов до начала разработки, чтобы реализация проекта была успешной для компании.
Сбор требований помогает выработать понимание того, как именно должен выглядеть продукт и какие задачи он должен выполнять. Он также помогает определить функциональные возможности продукта и установить, какие именно ожидания имеют пользователи относительно будущего продукта. Таким образом сбор требований предоставляет возможность более точно провести планирование работы сотрудников и оптимизировать разработку товара или услуги.
Основные методы сбора требований: интервьюирование, наблюдение, анкетирование и другие
Существуют следующие методы сбора требований:
Интервьюирование. Во время интервью команда разработки или непосредственный руководитель проекта напрямую общается с заказчиком продукта или его будущими пользователями. Во время интервьюирования надо подготовить и задать те вопросы, которые позволят вам понять, чего именно ждут интерессанты от товара или услуги и какие функциональные особенности должны у нее быть.
Наблюдение. Для того, чтобы понять своих клиентов, важно понаблюдать за ними в той среде, в которой они будут использовать ваш продукт. Это позволит понять, какие именно требования к продукту будут предъявляться в дальнейшем и как он должен соответствовать этим требованиям.
Анкетирование. Если у вас нет возможности провести личный опрос будущих клиентов или понаблюдать за их поведением, вы можете попросить их заполнить анкету и указать свои ожидания от продукта в письменной форме. После сбора информации о требованиях клиентов важно провести ее анализ и выявить общие ожидания всех будущих пользователей продукта.
Роль заказчика в сборе требований и как ему помочь сформулировать их правильно
Заказчик является одним из основных интерессантов проекта. Его требования зачастую становятся определяющими для планирования и создания итогового продукта. Их понимание необходимо для налаживания коммуникации внутри команды и правильной организации и оптимизации работы сотрудников.
Заказчик должен правильно сформулировать свои требования. Для этого важно учитывать следующие аспекты:
Конкретика. Заказчик должен формулировать свои требования конкретно и однозначно, чтобы при их анализе и подготовке соответствующего продукта у команды не возникло разночтений. То есть, например, при обсуждении дизайна важно указать не то, что он должен быть привлекательным, а желаемую цветовую гамму и отдельные функциональные возможности.
Внимание к целям. При выставлении требований к проекту важно понимать, каких именно целей необходимо добиться при его выполнении. То есть, если основной целью выпуска нового продукта является увеличение продаж, важно выставить требования, исполнение которых приведет к достижению целей.
Список приоритетов. При составлении требований к проекту важно понять, какие из продуктов более приоритетны, а какие являются необязательными. Таким образом разработчики смогут понять, какие именно функции продукта и дизайнерские решения нужно воплотить в первую очередь, а какие можно добавить впоследствии при выпуске обновлений.
Методики сбора требований: каскадная, спиральная, RAD, Agile
Методики сбора требований помогают определить и уточнить пожелания заказчика и будущих клиентов продукта. Они дают возможность конкретизировать требования. Правильное использование различных методик сбора требований позволяет сконцентрироваться на отдельных аспектах проекта и положительно влияет на его своевременное завершение.
Одной из наиболее популярных моделей сбора требований становится каскадная модель, которая предполагает последовательный сбор информации, ее анализ, проектирование проекта, разработку, тестирование и внедрение. Обычно каскадный метод сбора данных используется при выполнении проектов, требования для которых известны заранее и вполне понятны еще до их выяснения.
Еще одной интересной методикой сбора требований является спиральная модель. При ее использовании важно уточнять требования в ходе отдельных циклов разработки. При этом каждый цикл разработки в спиральной модели требует отдельной постановки целей и задач, анализа рисков, работы над поставленными в рамках цикла задачами и оценки итоговых результатов. Такая модель определения требований подходит для сложных проектов и для тех продуктов, требования к которым постоянно меняются.
RAD (Rapid Application Development) акцентирует внимание на участии заказчика в проекте и предполагает быстрое создание прототипов. В этой методике заказчик принимает большинство решений. Этот метод выявления требований подходит для тех проектов, которые создаются индивидуально под конкретного заказчика и должны соответствовать его требованиям.
Agile – это метод, который ориентируется на постоянные изменения в проекте и особое внимание уделяет общению в команде и с заказчиком. Так как при использовании этой методики для разработки продукта особую важность приобретает общение с заказчиком, она требует постоянного уточнения его требований и подходит для тех проектов, где параметры продукта не определены или постоянно изменяются.
Как описать требования в виде Use Case и UML диаграмм
Use Case и UML–диаграммы используются для короткой и понятной формулировки отдельных требований заказчика или будущих клиентов. Обычно они применяются при разработке программного обеспечения или приложений. Они позволяют наладить коммуникацию между разработчиками и заказчиками, проанализировать планируемую функциональность системы и то, каким образом она отвечает требованиям заказчика и будущих пользователей продукта. Использование Use Case и UML–диаграмм для формулирования требований к системе имеет следующие преимущества:
Четкое определение требований к системе. Эти инструменты помогают сформулировать требования к системе не в виде списка, а в виде конкретных сценариев использования продукта. Они дают возможность разработчикам определить заинтересованных лиц и пользователей будущей программы, понять, какие именно действия в программе клиенты будут совершать и как она должна отвечать. Это способствует пониманию того, как именно должно строить ПО, какую внутреннюю логику оно должно иметь и как оно должно отвечать на запросы пользователей.
Идентификация ошибок. В процессе создания требований важно определить те границы запросов пользователей, при достижении которых система начинает работать некорректно или неточно отвечать на их запросы. Это помогает в дальнейшем выработать правила взаимодействия клиентов с программой и предотвратить ошибки при разработке.
Повышение качества коммуникации. Use Case и UML–диаграммы помогают достичь взаимопонимания внутри команды, работающей над созданием продукта. Благодаря использованию таких инструментов все интерессанты проекта получают четкое понимание того, каким именно должен быть его результат.
Важность создания требований для успешного завершения проекта
Создание требований к проекту оказывает положительное влияние на его планирование и на коммуникацию между отдельными сотрудниками и заказчиком. Они также помогают рассчитать бюджет, необходимый для создания нового продукта, определить возможные риски как с точки зрения бюджета и маркетинга, так и с точки зрения спроса клиентов и ситуации на рынке.
Для любого проекта важно проанализировать следующие группы требований:
Функциональные. Функциональные требования уточняют, что именно должен делать товар или как именно должна оказываться услуга. Они описывают, какие именно задачи клиента и как решает продукт. То есть, если вы создаете сайт для продажи своих товаров, он должен иметь механики, которые позволят клиенту сделать заказ, а если вы создаете софт для анализа больших данных, он должен помогать аналитику собирать информацию и делать по ней выводы.
Нефункциональные. Нефункциональные требования определяют внешний вид продукта, его безопасность для пользователя. К ним относятся также параметры производительности системы.
Бизнес–требования. Они отражают те запросы вашей организации и ожидания заказчика, которым проект должен соответствовать. Они согласуются с ожиданиями и требованиями рынка.
Технические требования. Технические требования определяют технические аспекты продукта. То есть, если речь идет о сайте или приложения, именно в технических требованиях указывается, какие системы должны поддерживаться программой и как она должна работать на разных устройствах.
Какие инструменты можно использовать для сбора и управления требованиями
Для сбора и управления требованиями можно использовать следующие инструменты и методы:
Коммуникация. Чтобы понимать, какие требования существуют у интерессантов проекта, важно поддерживать с ними постоянное общение. Можно назначать регулярные встречи команды проекта и заказчика, во время которых будет проводиться обсуждение отдельных требований к проекту и потребностей будущих клиентов. Перед началом проекта можно провести с заказчиком интервью и задокументировать его требования, которые позволят определить предполагаемую функциональность продукта перед началом работы над ним.
Прототипирование. В процессе прототипирования важно составить максимально функциональный прототип или модель продукта. Это нужно для того, чтобы протестировать существующие гипотезы и убедиться в их соответствии требованиям. Создаются прототипы на бумаге или в специальных программах для прототипирования. Их тестирование позволяет выявить недоработки и ошибки на ранних стадиях и скорректировать все недоработки до того, как начать работу над полноценным продуктом.
Сбор и управление требованиями заказчика помогают контролировать то, каким именно получится итоговый продукт. При изменении рынка или сложностях с воплощением пожеланий заказчика необходимо налаживать с ним коммуникацию таким образом, чтобы возникновение трудностей не привело к конфликтам. Поиск компромисса в работе с заказчиком и при коммуникации внутри команды позволяет создать идеальный продукт, который подойдет конечным пользователям.