Что такое управление исполнением проекта?
Управление проектом состоит из координации работы команды над задачами для достижения определенных целей. Перед выполнением работы важно грамотно распланировать все этапы работы, а во время работы важно контролировать достижение целей. Правильный контроль и рациональное планирование позволяет избежать слишком больших расходов, избежать проблем и вовремя закончить проект.
Одной из основных сложностей грамотного планирования является управление ресурсами. Нужно не только грамотно распределить бюджет, но и определить, для какого этапа нужно особое оборудование и материалы, а также назначить сотрудников для выполнения каждой задачи. Правильное распределение ресурсов гарантирует оптимальную скорость работы команды над проектом на каждом этапе.
Преимуществами грамотного управления ресурсами становятся следующие факторы:
Правильный расход ресурсов. Во время управления проектом важно реалистично распределять ресурсы и избегать их перерасхода. При правильной диверсификации бюджета и материальных ресурсов на каждом этапе проекта будет достаточно ресурсов, и искать дополнительные источники финансирования.
Удобный контроль на каждом этапе. При грамотном планировании вырабатываются четкие и измеримые метрики, по которым можно следить за отдельными показателями проекта на каждой его стадии и контролировать качество его выполнения.
Гибкость проекта. Во время планирования необходимо учитывать возможные риски и сразу разрабатывать возможные пути их минимизации. В этом случае большинство рисков удастся обойти или вовремя заметить.
Уменьшение рисков. Так как при планировании необходимо заранее продумать возможные слабые места проекта и определить те этапы, на которых могут возникнуть сложности, грамотное планирование уменьшает риски и позволяет в большинстве случаев их обойти.
Использование разных техник управления проектом зависит от особенностей вашей компании и тех результатов, которые вы хотите достичь. В независимости от того, какую методику управления проектом вы выберете, главным условием остается ее эффективность и ее соответствие выбранным вами целям и внутренним процессам проекта.
Этапы управления исполнением проекта
Управление проектом включает следующие этапы:
Планирование. Перед запуском работы над проектом необходимо четко определить, какого результата вы ожидаете в качестве итога проекта и каким образом вы хотите его достичь. Вы должны четко распределить сроки каждого этапа, разделить общие ресурсы проекта для каждого этапа и определить задачи для каждого сотрудника. После этого необходимо перепроверить план, чтобы убедиться, что он выполним и реален, и определить метрики, по которым будет осуществляться контроль на каждом этапе.
Работа над проектом. На этом этапе сотрудники фактически выполняют план и реализуют установленные для них задачи. Важно следить за соблюдением сроков, потому что их нарушение говорит о возникновении проблем. На этом этапе также нужно поддерживать коммуникацию с сотрудниками, чтобы вовремя отслеживать возникающие трудности.
Мониторинг работы. Во время выполнения сотрудниками заданий на каждом этапе важно контролировать прогресс и отслеживать появление возможных сложностей. Если вы видите, что на каком–либо из этапов начинаются проблемы, вы должны отреагировать сразу, пока эти трудности не стали критичными и не привели к большим убыткам. Для контроля работы можно проводить регулярные совещания или отслеживать работу сотрудников по ключевым показателям.
При управлении проектом важно учитывать, что контролировать надо не только внутренние процессы, но и состояние рынка. Если вы работаете на гибком и постоянно меняющемся рынке, ваш проект должен иметь возможность подстраиваться под новые условия, а планирование должно включать дополнительные ресурсы и время на изменения.
Роли и обязанности участников управления исполнением проекта
В управлении проектом и его выполнении принимают участие следующие лица:
Заказчик. Это человек, который финансирует проект. Он определяет итоговый результат проекта и утверждает его план. Он же принимает конечный результат.
Руководитель проекта. Он отслеживает, как выполняются отдельные задачи в рамках проекта, выделяет на каждый этап определенное количество ресурсов. Он взаимодействует с командой и разрабатывает общий план работы.
Команда проекта. Это сотрудники компании, которые занимаются выполнением задач в рамках проекта. Они ориентируются на план работы и взаимодействуют друг с другом для достижения результата. Они же работают над решением проблем, если трудности возникают.
Отдельными важными бенефициарами проекта становятся итоговые пользователи, которые будут покупать ваш продукт. Их интересы также важно учитывать. Если вы выпускаете на рынок товар, который не нужен пользователям, проект по выпуску этого товара окажется провальным, и все участники проекта окажутся в минусе. Поэтому, управляя проектом, вы должны быть уверены, что ваш продукт нужен пользователям.
Инструменты для управления исполнением проекта
Для управления проектом используются следующие инструменты:
График. График позволяет выстроить и оптимизировать процессы в рамках различных этапов проекта. На графике можно визуально изобразить последовательность действий и показать сроки выполнения работ. График позволяет также выстроить оптимальный прогресс и контролировать выполнение задач.
План бюджета. Этот план позволяет четко указать расход ресурсов и распределить бюджет на все процессы, входящие в проект. Благодаря этому плану можно более четко контролировать затраты бюджета и отслеживать перерасход ресурсов.
Инструменты отслеживания рисков и управления ими. Управление рисками очень важно для всего проекта. Специальные инструменты помогают отследить сложности, возникающие во время работы над проектом, оценивать их серьезность и вовремя реагировать на их появление.
Системы отчетности. Контроль процесса через специализированные системы отчетности помогает анализировать прогресс на каждом этапе и собирать информацию как для руководства проекта, так и для команды.
Методологии управления. Существуют различные методики управления проектами, которые позволяют выстраивать систему управления по–разному в зависимости от особенностей вашего проекта, его целей и задач.
Календарное планирование. Этот способ планирования базируется на отсчете времени проекта. В календаре вы можете выставить сроки выполнения отдельных этапов с учетом всех выходных дней, помочь команде работать совместно и сохранить нужный темп работы.
Матрица ответственности. Эта схема помогает правильно определить обязанности каждого участника и распределить задачи в рамках работы над этапами проекта. Она проясняет, кто что делает в проекте, и помогает сотрудникам наладить коммуникацию между собой.
Системы управления версиями. В рамках проекта бывает необходимо сравнить разные версии продукта, чтобы найти их плюсы и минусы. Системы управления позволяют сохранить прототип продукта на разных этапах и впоследствии сравнить версии между собой.
Методы управления рисками при управлении исполнением проекта
Для управления проектами важно учитывать риски, которые могут возникнуть при работе над проектом. Для работы с проблемами необходимо воспользоваться следующим алгоритмом:
Идентификация трудностей. Перед началом работы над проектом важно определить потенциальные риски, которые могут возникнуть в процессе работы на разных этапах. Важно провести анализ каждого шага, который команда планирует предпринять, и учесть все особенности проекта для нахождения максимального количества рисков.
Анализ рисков. После нахождения слабых мест проекта важно оценить каждый риск и определить, насколько велика вероятность возникновения трудностей. Вы должны также подсчитать, насколько сильно повлияет каждый риск на ваш проект. Если речь идет о возможной задержке оборудования или нехватке ресурсов, необходимо сразу позаботиться о наличии дополнительного финансирования или договориться с возможными поставщиками.
Планирование минимизации рисков. После того, как вы определили проблемы, важно продумать способы обойти проблемы или уменьшить их влияние. Если речь идет о нехватке ресурсов, подумайте о том, где вы сможете их взять, если среди рисков может быть задержка в выполнении сложной задачи, дайте на нее больше времени.
Контроль. Даже при наличии продуманных планов на случай любой проблемы необходимо постоянно следить за ходом проекта. Это позволит вовремя отреагировать на начинающиеся сложности и быстро решить вопрос, чтобы минимизировать негативные последствия.
Подходы к управлению временем при управлении исполнением проекта
Для управления временем существуют следующие методы:
Метод критического пути. В рамках этого метода важно определить наиболее критические точки проекта, которые оказывают сильное влияние на всю работу. Для этого необходимо выработать ту последовательность задач, которая будет включать только необходимые этапы работы. В рамках этого метода нужно построить сетевую диаграмму. Каждая задача в ней будет обозначена узлом, а связаны задачи будут дугами.
Метод PERT. Этот метод основан на модели вероятностей, в которой нужно учитывать нечеткие рамки каждой задачи во времени. Эта система отличается большей гибкостью в сравнении с другими, так как она предполагает отсутствие четких рамок времени и предполагает наличие задержек на отдельных этапах.
Метод Майлстоунов. В рамках этого метода выделяются ключевые этапы, которые нужно пройти в определенные временные промежутки. Эти ключевые этапы могут характеризоваться определенным достижением или результатом. Сотрудники концентрируются не только на своих задачах, но и на ключевых результатах, которые должны быть достигнуты.
Матрица приоритетности. Этот метод позволяет расставить приоритеты и выбрать наиболее важные для выполнения задачи. В рамках этого метода нужно расставить этапы по их важности и срочности, и на основе этих критериев выставить для каждого этапа отдельный приоритет.
Методы контроля качества при управлении исполнением проекта
Контроль качества позволяет проверить качество выполнения отдельных задач в рамках проекта и убедиться, что все соответствует плану. Если данные, полученные в ходе проекта, не соответствуют заявленным, необходимо скорректировать работу таким образом, чтобы все существующие проблемы были устранены. Проверить качество можно следующим образом:
Проверка соответствия требованиям. Перед началом работы над продуктом вы определяете, какой результат вы хотите получить, и на разных этапах работы контролируете соответствие реального результата запланированному. В рамках проверки можно протестировать продукт, проанализировать соответствие ключевым показателям или запросить у сотрудников соответствующие документы.
Независимая проверка качества. Для этого необходимо нанять аудитора, который проверит соответствие продукта заявленным характеристикам, убедится в наличии всей необходимой документации и оценит качество управления проектом и работы отдельных сотрудников.
Проверка по ключевым показателям. В рамках планирования проекта вы устанавливаете определенные метрики, которые помогают определить прогресс проекта и выявить отклонения в работе сотрудников. Метрики должны быть количественными и измеримыми.
Обратная связь. Отдельные проекты для контроля требуют сбора данных об удовлетворенности клиентов. Пользователи продукта могут оставить свою оценку во время анонимных опросов и анкетирования. Сбор мнений позволяет оценить соответствие реального качества продукта заявленному и понять потребности клиентов.
Методы управления бюджетом при управлении исполнением проекта
Для планирования бюджета проекта в рамках управлением работой можно использовать следующие методы:
Определение стоимости проекта. Нужно рассчитать стоимость работы на каждом этапе и включить в расчеты цену оборудования, материалов, выплаты зарплат сотрудникам.
Разработка плана. Во время разработки плана нужно понять, каких затрат требует каждый отдельный этап в зависимости от временных рамок и необходимых ресурсов.
Контрольные точки. Для бюджета важно установить контрольные точки, на которых вы будете проверять соответствие фактических трат запланированным и корректировать дальнейшее расходование бюджета.
После распределение бюджета необходимо проводить регулярную проверку трат. Мониторинг расходов помогает отслеживать, как происходит работа над проектом, и сравнивать фактические результаты с планами. При наличии отклонений необходимо проанализировать их причины и вовремя решить возникшие проблемы или скорректировать план для того, чтобы не испытывать необходимости в дополнительном финансировании.
Какие навыки управления проектом необходимы для эффективного управления исполнением проекта
Управление проектом требует следующих навыков:
Умение планировать работу сотрудников. Чтобы довести проект до конца, необходимо установить реалистичные планы. После этого важно правильно распределить задачи между отдельными сотрудниками, чтобы никто из них не был перегружен. Если часть отделов перегружена, работа над проектом затянется или окажется выполненной некачественно.
Навыки контроля. Во время работы над проектом важно отслеживать выполнение сотрудниками каждой задачи и контролировать соответствие фактических результатов ключевым показателям.
Высокие навыки коммуникации. Умение взаимодействовать с сотрудниками помогает не только отслеживать прогресс проекта, но и вовремя находить проблемы, которые в перспективе могут негативно повлиять на результат. Нужно уметь грамотно выражать свои мысли, давать качественную обратную связь и конструктивную критику ошибок.
Управление рисками. Руководитель проекта должен уметь грамотно просчитывать риск ошибок и находить пути их минимизации и решения. Стрессоустойчивость и готовность решать проблемы необходимы для грамотного контроля работы сотрудников.