Что такое стратегическое корпоративное управление
Стратегическое корпоративное управление – это способ распланировать деятельность компании на длительный срок. Это позволяет заранее понять, каким именно образом компания будет развиваться. Такое планирование осуществляется с помощью специализированных практик и инструментов, которые помогают понять, как должна работать организация, чтобы достичь определенных стратегических целей.
Одна из важнейших задач стратегического управления корпорацией – это разработка комплексного и сложного плана, который позволит компании быстро реагировать на все происходящие на рынке изменения и стабильно развиваться на протяжении длительного времени. Соответственно, результатом стратегического менеджмента является принятие важных стратегических решений, которые приведут к постоянному развитию компании вне зависимости от изменений на рынке.
Стратегия не нужна для решения рутинных и второстепенных задач, она не рассматривает частные случаи и вопросы. Она задает направление движения компании и помогает определить возможные риски и сложности, с которыми может столкнуться организация. При этом важно, чтобы стратегия не была слишком расплывчатой: она не должна рассматривать абстрактный путь компании. Стратегия – это путь устойчивого развития конкретной организации, а не абстрактная модель возможного развития.
Стратегия развития компании выстраивается следующим образом:
Анализ обстановки. Перед созданием стратегии развития компании необходимо проанализировать ситуацию на рынке и внутри компании. Важно определить, каким образом внешняя ситуация влияет на внутреннюю обстановку в компании.
Планирование. В процессе планирования необходимо необходимо поставить перед компанией определенные цели, распределить обязанности и выбрать соответствующую стратегию действий.
Внедрение стратегии. После обработки информации и составления плана действий необходимо внедрить новые бизнес–процессы и создать комплекс практических действий, которые приведут к достижению определенной цели.
В процессе анализа ситуации на рынке перед началом построения стратегии необходимо понять, каким именно образом компания взаимодействует с рынком и каково состояние самого рынка. Если на этом этапе собрать недостаточно данных, велика вероятность, что вы не сможете выбрать правильную стратегию. Необходимо проанализировать общую ситуацию на рынке, экономическую и политическую обстановку в месте работы компании. После важно собрать информацию о существующих тенденциях и трендах и понять, какие тренды могут повлиять на вашу компанию. В зависимости от изменений покупательской способности и от прогнозов состояния рынка можно продумать такую стратегию, которая будет отвечать всем существующим изменениям. При этом важно также понять, какой именно сегмент рынка занимает компания. Это позволит рассчитать соответственно изменения цены в зависимости от изменения рыночных условий. Необходимо также проанализировать географию предприятия и собрать информацию о потенциальных потребителях.
Стратегии по типу развития компании
Каждая компания переживает несколько состояний. Все начинается с роста, потом предприятие переходит в состояние стагнации. Также компания может столкнуться с кризисом. Для каждой из этих стадий развития компании существуют отдельные стратегии, которые можно использовать в зависимости от ситуации на рынке.
Стратегии роста компании
Основная цель стратегии роста – это увеличение показателей производства и выход на новые рынки. Стратегия роста также позволяет привлечь новых инвесторов. Она часто отличается повышенным риском, потому что в процессе роста компании очень уязвимы ко всем внешним изменениям. В зависимости от текущего развития и стратегических целей компании выделяют несколько стратегий роста компании:
Суперрост. Эта стратегия предполагает взрывное развитие компании. Суперрост позволяет организации быстро выйти на лидирующие позиции на рынке, однако в процессе такого развития компания максимально уязвима к изменению рыночной ситуации.
Динамичный рост. Динамичный рост – это стратегия, при которой компания развивается достаточно быстро, а производство ускоряется. Однако в случае динамичного роста компания чуть менее уязвима для внешних воздействий в сравнении со стратегией суперроста.
Скачкообразный рост. Скачкообразный рост предполагает несколько коротких, но значительных скачков в развитии компании. Между этими скачками обычно есть некоторое время стагнации, когда компания готовится к следующему скачку роста. В процессе скачкообразного роста компания особенно зависима от ситуации на рынке именно во время скачков, когда для кратного повышения доходности и доли рынка необходимы соответствующие условия.
Умеренный рост. Эта стратегия развития предполагает постепенный рост компании. В этом случае показатели роста организации соответствуют усредненным значениям всех предприятий данного сегмента рынка, то есть компания не показывает взрывных темпов роста, но и не отстает от конкурентов.
Медленный рост. При использовании этой стратегии компания развивается медленнее конкурентов и задействует далеко не все рыночные возможности. Несмотря на то, что это одна из стратегий роста, она делает компанию менее конкурентоспособной, потому что развитие компании происходит медленнее, чем развитие всего рынка.
Замедленный рост. Замедленный рост – это практически полное отсутствие роста. Да, компания растет, но настолько медленно, что показатели практически не изменяются со временем. Замедленный рост – это наиболее безопасная из стратегий роста, однако она же является и наиболее проигрышной. Дело в том, что замедленный рост – это тот темп развития, при котором компания серьезно отстает от рынка. Она становится гораздо менее конкурентоспособной и интересной для клиентов.
Стратегии стабилизации
Стратегия стабилизации применяется тогда, когда бурный рост закончен, и компании нужно просто соответствовать условиям рынка. Это один из самых безопасных с точки зрения рисков и сложностей вариантов для любого бренда. Стратегии стабилизации позволяют поддерживать актуальные для рынка объемы производства и сохранять имеющиеся позиции.
В случае выбора стратегии стабилизации важно обеспечить эффективную работу каждого бизнес–процесса и провести максимальную оптимизацию и автоматизацию процессов. Это позволит освободить внутренние ресурсы организации для дальнейшего роста и развития. Все стратегические бизнес–единицы необходимо постепенно интегрировать, объединить в единый и постоянно функционирующий организм, который будет приносить компании стабильное развитие в дальнейшем.
Стратегии сокращения
Стратегии сокращения позволяют минимизировать затраты компании в том случае, если она отстает от рынка или терпит серьезные убытки. Обычно такие стратегии подразумевают совершение серьезных преобразований внутри компании, чтобы не допустить серьезных потерь. Стратегия сокращения также может предполагать выбор другого рынка или уход с рынков с наименьшими потерями для дальнейшего перезапуска производства и развития компании в соответствии с требованиями рынка.
Наиболее распространенные стратегии управления компанией
Стратегии роста, стабилизации и сокращения – это обобщенные механизмы развития компании. Они реализуются с помощью разнообразных более мелких стратегий, направленных на отдельные изменения в политике или бизнес–процессах компании. Существуют следующие стратегии управления компанией:
Диверсификация. Диверсификация – это определенное разделение компании на несколько направлений. При выборе этой стратегии компания обычно запускает дополнительное производство параллельно основному. Это может быть производство продукта, похожего на основной товар или услугу компании, или же попытка создать абсолютно новый продукт. При этом компания может создавать новый товар или услугу для того рынка, который уже освоен, или для совершенно нового. Работа на уже знакомом рынке называется связной диверсификацией, а работа на новом рынке – это несвязная диверсификация.
Интеграция. В процессе интеграции обычно проводится слияние двух компаний и включение одного предприятия в другое. Существуют горизонтальная и вертикальная стратегии интеграции, которые отличаются по положению внедряемой компании в процессе производства и отношения к потребителю. При горизонтальной интеграции одна компания сливается с другой или присоединяет другую компанию, находящуюся на том же уровне производства. При вертикальной интеграции одна из компаний поглощает другую, чтобы увеличить контроль над отраслевой цепочкой.
Концентрация. Концентрация – это стратегия увеличения внимания к выпуску основных товаров и услуг компании. Эта стратегия предполагает закрытие нерентабельных и второстепенных производств, улучшение качества наиболее интересных для клиентов товаров и услуг, увеличение производства востребованных продуктов. Это позволяет компании увеличить долю рынка. Стратегия концентрации также дает возможность расширить сеть сбыта компании благодаря более внимательному отношению к продукту и фокусировке на его улучшении и распространении.
ТQM. Это стратегия, которая направлена исключительно на улучшение товара. При ее использовании важно постараться уменьшить количество брака, максимально оптимизировать и автоматизировать работу предприятия таким образом, чтобы результат был безупречным. Такая стратегия необходима тем компаниям, которые часто сталкиваются с производственным браком и из–за этого терпят существенные потери.
Реинжиниринг. Стратегия реинджиниринга – это полноценное перепроектирование бизнеса. Необходимо переработать деятельность компании на всех уровнях и создать новую схему взаимодействия отделов, новые бизнес–процессы. Важно изменить как производство, так и сбыт и менеджмент. Реинджиниринг предполагает внесение радикальных изменений в ключевые аспекты работы компании и помогает решить даже сложные и глубокие проблемы.
Репозиционирование. Репозиционирование – это изменение не самого продукта, а представления клиентов о нем. При выборе этой стратегии необходимо работать непосредственно с клиентами. Обычно в процессе репозиционирования происходит изменение внешнего вида продукта, работа с его ценой, например, переход в более доступный для клиентов ценовой сегмент. Репозиционирование также предполагает проведение соответствующих рекламных мероприятий, которые привлекут клиентов.
Кастомизация. Кастомизация – это стратегия, которая предполагает возможность налаживания более прочного контакта между потребителем и компанией. Это делается благодаря созданию персонализированного продукта. Потребитель как бы включается в процесс производства, высказывает свои пожелания. Эта стратегия работает на привлечение тех клиентов, которые заинтересованы в покупке индивидуального товара или услуги, соответствующих их потребностям.
Реструктуризация. Реструктуризация – это стратегия, которая позволяет перераспределить ресурсы компании для повышения эффективности ее работы. В процессе реструктуризации сокращается количество промежуточных отделов, которые практически не приносят компании пользы, автоматизация и оптимизация работы сотрудников, снижение количества специалистов в нерентабельных отделов. Реструктуризация позволяет сделать работу компании максимально эффективной.
Слияние. Слияние – это та стратегия, которая используется только в критической ситуации. Она является последней мерой для избежания банкротства компании, однако такая стратегия сопряжена с большим риском поглощения одной компании другой, более устойчивой. Слияние представляет собой добровольное соглашение о сотрудничестве двух компаний, однако такой соглашение может стать первым шагом на пути к приобретению контрольного пакета акций и последующему захвату слабой компании более сильным предприятием.
Стратегии завершения бизнеса
Стратегии управления компанией хороши в том случае, если предприятие еще может работать и развиваться. Если же компания уже нерентабельна, и способов сделать ее более успешной не осталось, необходимо правильно закрыть компанию. Существуют следующие стратегии по завершению бизнеса:
Прекращение инвестиций. Если вы не справились с руководством компанией, это не значит, что сам по себе бизнес полностью провальный. Компанию можно продать, так получится получить хотя бы небольшую прибыль и вернуть часть средств, вложенных в производство. Для этого необходимо перестать вливать в компанию средства и собрать всю имеющуюся прибыль, даже если она не очень велика. Предприятие необходимо максимально подготовить к продаже, чтобы получить за него максимально большое количество прибыли после сделки.
Банкротство. Банкротство – это способ ликвидации компании, которая находится в трудном финансовом положении и не может выполнить всех своих долговых обязательств. Объявление компании банкротом дает отсрочку по выплате долгов, однако для того, чтобы завершить процедуру банкротства, необходимо признавать этот статус в судебном порядке. Это длительный процесс, который требует определенных вложений. В то же время признание банкротства позволяет и вовсе остаться без долгов, однако имущество компании будет использовано для погашения финансовых обязательств перед кредиторами.
Ликвидация. Ликвидация – это еще один вариант закрытия компании. В этом случае компания закрывается по причине того, что она не приносит дохода. При этом компания полностью перестает существовать. Такая стратегия применяется в том случае, если стратегии развития организации не привели к успеху, и проще начать новое дело, учитывая предыдущие ошибки, чем пытаться получить стабильную прибыль с существующей компании.
Способ создания стратегии управления компанией
К сожалению, универсальной стратегии корпоративного управления попросту не существует. Каждая компания уникальна, поэтому для каждой компании нужно подбирать стратегию индивидуально. При этом не обязательно выбирать какую–то одну модель и четко следовать именно ей: вы можете комбинировать различные стратегии развития компании в одной общей схеме стратегического корпоративного управления, чтобы как можно быстрее достигнуть стратегических целей. При создании индивидуальной стратегии управления компанией необходимо придерживаться следующего алгоритма:
Анализ рентабельности компании. Важно проанализировать общую рентабельность компании за последние несколько лет, а после оценить прибыльность отдельных ее отраслей. На основе этих результатов можно понять, что нужно улучшить в работе организации.
Анализ положения компании на рынке. Это необходимо для определения положения предприятия относительно конкурентов. Анализ положения позволяет понять, какие преимущества есть у компании в сравнении с другими схожими предприятиями.
Анализ конкурентов и прогноз их развития. Необходимо проанализировать также особенности тактики развития конкурентов на протяжении последних нескольких лет и понять, каким именно образом компании–конкуренты будут развиваться дальше.
Анализ деятельности компании. Важно выделить особенности внутреннего и внешнего развития компании, определить, какие факторы влияют на организацию позитивно, а какие усложняют ее рост.
Анализ путей развития. На этом этапе необходимо проанализировать все существующие направления развития компании и выбрать наиболее перспективные из них. Наиболее перспективными лучше считать те, которые проседают у конкурентов. Это позволит вам выделиться.
Оценка дальнейшего развития. На этом этапе необходимо определить конкурентный потенциал компании, источники финансирования для дальнейшего роста и схему распределения средств.
Выбор стратегии. После всестороннего анализа можно выбрать один из вариантов стратегического корпоративного управления, который позволит компании занять лидирующие места на рынке.