Что такое межфункциональное взаимодействие
Это способ общаться и работать, когда каждый специалист имеет разные компетенции и навыки. Межфункциональное взаимодействие подразумевает, что команды будут помогать друг другу, даже если они не являются экспертами в этой области компетенций.
Зачем нужно межфункциональное взаимодействие
Чтобы повысить самостоятельность, снизить микроменеджмент, повысить вовлеченность персонала.
Как улучшить межфункциональное взаимодействие
Позвольте команде работать как единое целое, вместо того чтобы разбивать их по разным функциям. Пусть члены команды помогают друг другу. Создайте условия, в которых ответственность за результат будет нести вся команда.
Межфункциональное взаимодействие
Классическая стратегия, когда каждый «делает своё дело» зачастую перестает работать. Необходимо искать новые пути, как наладить взаимодействие между людьми, которые занимаются разными вещами, чтобы они вместе справились с единой задачей, ведущей бизнес к успеху.
Лучший путь для этого — хорошо налаженное межфункциональное взаимодействие.
В этом тексте мы разберем, зачем нужно межфункциональное взаимодействие, к каким результатам оно приводит, какие препятствия могут встать на пути налаживания контактов и как с этим справиться.
Что такое «межфункциональное взаимодействие»?
«Межфункциональное взаимодействие» — это когда люди с различным функциональным опытом объединяются для достижения общей цели.
Формирование такой рабочей команды не только способствует развитию организации, но и является эффективным инструментом для постоянного совершенствования компании.
Благодаря этому, руководители организаций могут:
Создать культуру, в которой сотрудники готовы брать на себя ответственность и работать вместе, чтобы достигнуть желаемого результата.
Поднять в коллективе командный дух, что мотивирует всех сотрудников постоянно совершенствовать свои навыки
Познакомить людей из различных отделов
Оптимизировать работу и задать курс на процветание
Основные преимущества межфункционального взаимодействия
Сотрудничество является неотъемлемой частью командной работы. Однако, чаще всего оно происходит на уровне одного отдела.
Межфункциональное взаимодействие – один из ключевых факторов, влияющих на эффективность бизнеса.
Вот лишь некоторые из его преимуществ:
Мозговой штурм – идеальный способ генерировать свежие идеи
Каждый видит мир со своей точки зрения. Таким образом, каждый может внести свой вклад в общее дело.
Объединив людей из разных сфер деятельности, вы сможете не только найти решение к существующей проблеме, но и наметить правильный курс.
Общие цели
В команде, состоящей из людей из различных сфер деятельности, намного проще создать благоприятную, доверительную атмосферу.
Здесь все на одной стороне, поэтому и трудиться все будут на общее благо.
Возможность учиться чему–то новому каждый день
Работа с людьми из различных сфер деятельности прекрасно мотивирует учиться чему–то новому, помогать друг другу.
Это значительное преимущество.
Нанять координатора по маркетингу, который к тому же разбирается в финансировании и проверке платежек поставщикам, намного удобнее. Однако, будет проблемой постоянно искать людей под новые и ситуативные задачи. Непрерывное обучение членов команды — уже почти необходимость в современном меняющемся мире.
Скажем «нет» устаревшим идеям и методам
Все мы знаем, насколько сложно иногда бывает перепроверять свою же работу. В таких случаях приятно обратиться за помощью к кому–то, кто сможет намного быстрее проверить вашу работу и выявить все ошибки/неточности.
В подобной среде, старые методы, к которым мы «привыкли», ставятся под сомнение и рассматриваются с новой точки зрения.
Свобода и равенство для всех
Конечно, в любой организации есть своя иерархия и порой она очень важна. Однако, творческая и интеллектуальная работа будет намного более плодотворной, если среди сотрудников все будут равны.
Это означает, что заправлять процессом могут не только люди, занимающие руководящие должности. Любой сотрудник может предложить свою идею, что не только может разнообразить работу компании, но и выведет ее на новый уровень.
Советы по формированию команд межфункционального взаимодействия
Командное взаимодействие – один из ключевых факторов, влияющих на эффективность бизнеса и рост доходности компании. Мы можем предложить вам несколько стратегий для создания благоприятной рабочей атмосферы и мотивации сотрудников на новые свершения.
Разнообразие – ключ к совершенству
Конечно, формирование подобной команды может показаться не такой уж и простой задачей. Однако, старайтесь находить людей, которые разбираются более, чем в одной области, и тогда эффективность вашего бизнеса возрастет в разы.
Вот некоторые из факторов, на которые стоит обращать внимание при выборе сотрудников:
Опыт работы
Способности
Навыки
Трудовой стаж
Опыт работы на данной должности
Возраст
Пол
Место проживания
Старайтесь не переносить плановые встречи
Правда в том, что, при работе с большим количеством специалистов, руководитель может столкнуться с тем, что рабочие графики могут не совпадать и, следовательно, будет сложнее назначать встречи. На такие встречи сотрудникам необходимо выделить время, что не всегда легко.
Именно поэтому старайтесь не затягивать подобные встречи, говоря кратко и по существу.
Но что, если возникнет непредвиденная ситуация, решение которой нужно найти как можно скорее? Назначайте срочное совещание, но старайтесь говорить максимально кратко и осмысленно. Чтобы вкратце обсудить одну тему, не выйдя за рамки дозволенного времени, мы часто используем часы с таймером.
Покажите ощутимые результаты такого сотрудничества
Если ваши сотрудники увидят, что их совместные усилия приводят к положительным результатам, это наверняка вдохновит их и мотивирует.
Людям хочется видеть, что они не напрасно проделали работу.
Найдите безусловного лидера в команде
В любой организации есть прирожденные лидеры, и это не те люди, которые занимают высокие должности. Лидер – это человек, которого ценят и уважают, к которому прислушиваются. Им легче вдохновлять других людей на участие в мероприятиях. Таким людям намного проще свести команду вместе и привлечь их к сотрудничеству.
Эксперты в области как рычаги воздействия
Сотрудники, которые лучше разбираются в работе компании, могут помочь другим, поделившись своими знаниями и умениями. Кроме того, даже новичок может предложить хорошие идеи для развития бизнеса.
Случайности не случайны
Часто во время спонтанного, непринужденного разговора за чашечкой чая, рождаются прекрасные мысли и планы.
В компаниях, где практикуют метод межфункционального взаимодействия, такие беседы стараются поощрять, потому что в приятной уютной обстановке работать намного приятнее.
Компании часто даже оборудуют для этого специальные места – уголки отдыха.
В Google, например, всегда только поощряют желание сотрудников общаться с коллегами во время обеденного перерыва.
Поощрение команды
Ни один метод не будет работать, если вы не будете поощрять одних сотрудников, оставляя без внимания других.
Руководитель должен учиться устанавливать правильные цели и мотивировать сотрудников, поощряя их за командную работу, не выбирая кого–то одного.
Отличный примером компании, где практикуют метод межфункционального взаимодействия служит Array Architects, где архитектор подрабатывает бухгалтером и ведет бухгалтерский учет. Звучит странно, но, тем не менее, именно он предложил решение вопроса, которое позволило руководству сэкономить средства. Для этого он использовал компьютерную программу, к которой у сотрудников уже был доступ, что спасло компанию от дополнительных затрат на новое программное обеспечение. Вот, что значит свежий взгляд на проблему!
Почему создать такую атмосферу в команде очень сложно?
Межфункциональное взаимодействие касается людей из разных подразделений организации, которым поручено работать над одним проектом или найти решение конкретной проблемы.
В теории это звучит довольно неплохо.
Иногда для решения проблемы необходимо подойти к ней с разных сторон, посмотреть с разных точек зрения. Этот метод кажется довольно эффективным и в то же время простым. Но так ли это просто на самом деле?
На практике руководители часто замечают, что сформировать такую команду гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Вот некоторые из причин, которые доказывают, что создание подобной рабочей команды – серьезное и непростое дело.
Отсутствие доверия
Если сотрудники компании не доверяют друг другу, это может порождать так называемый эффект «межплеменной вражды». Когда между сотрудниками не установлены доверительные отношения, результат будет один – отрицательный.
Решение: лидеры могут помочь преодолевать барьеры и развить культуру доверия в коллективе, а также поощрять всех, не выделяя кого–то одного. Если атмосфера недоверия всё ещё царит в вашей организации, начните с малого – ставьте небольшие цели, которых можно достичь только действуя сообща. Если сотрудники будут видеть результат совместного труда, им гораздо легче будет развить доверительные отношения с коллегами.
За совместный труд просто необходимо хвалить, чтобы сотрудники понимали, что такой способ командного взаимодействия идеален для оптимизации рабочего процесса.
Социальное безделье
Как бы иронично это не звучало, но с методом «межфункционального взаимодействия» вам придется прилагать намного меньше усилий.
Помните школьные проекты, в которых каждому было поручено отдельное задание? Несмотря на это, часто случалось так, что всю работу приходилось выполнять одному человеку.
Отсутствие индивидуальной ответственности порождает феномен, называемый психологами «социальным бездельем». Желание переложить работу на другого и «социально бездельничать» остается у нас и во взрослом возрасте. Конечно, некоторые пытаются провернуть это и во время межфункционального взаимодействия.
Решение: «социальное безделье» в контексте межфункционального сотрудничества лечится очень легко — руководителю необходимо разработать стандартный набора критериев, по которым он будет оценивать каждого сотрудника. Постоянное обновление программного обеспечения поможет руководителю понять, кто из сотрудников занят делом, а кто сидит без дела и бьет баклуши. При этом отчитывать «ленивцев» не стоит, только лишь мотивировать и возможно мягко намекнуть, что пора браться за работу.
Плохо настроенная коммуникация
Одной из частых проблем может выступить отсутствие коммуникации, что не идет на пользу никому. Чтобы сотрудничество было эффективным, необходимо, чтобы сотрудники из разных отделов общались между собой. В организациях, где этого нет, гораздо сложнее создать сплоченную команду.
Решение: Первый шаг к решению проблемы – установление общего языка для коммуникации. Можно попробовать воспользоваться такими концепциями как Six Sigma или Lean, в которых используется один словарь, однако это не обязательно.
Несогласованные цели и задачи
Как руководителей, так и сотрудников чаще всего определяют по ролям и функциям, которые они могут выполнять в компании. Конечно, это очень удобно для менеджмента, но в то же время малоэффективно. Выполняя только задачи поставленные конкретно ему, сотрудник может отложить задачи, над которыми команда трудится вместе.
Решение: руководителям организаций, которые выбирают методы межфункционального сотрудничества для организации работы, также должны обращать внимание на структуру прибыли. Так, вы можете поощрять сотрудников за выполнение общих целей, но и не забывать давать достаточно времени на выполнение локальных задач конкретного отдела.
Сотрудники должны иметь четкое представление о том, что они получат в вознаграждение за командную работу, а также знать, что выполнение общих задач не помешает им в достижении местных целей.
Современные технологии для межфункционального взаимодействия
Очень часто в организации пользуются единичной программой, которая оптимизирует процесс работы и позволяет каждому почувствовать себя вовлеченным в работу.
В отделах по продажам, например, часто используются CRM–системы для отслеживания действий сотрудников, в то время как отделы разработки используют совершенно другие приложения. И хотя использовать единичную систему в пределах одного отдела очень удобно, такой способ не всегда срабатывает в случаях с межфункциональным взаимодействием в командах.
Решение: компании, которые стремятся непрерывно совершенствоваться, должны делать это с помощью технологий, разработанных специально для этой цели.
Намного лучше разработать одну систему, доступную каждому сотруднику. Подобный подход хорош тем, что вся информация компании будет храниться в одном месте, что создает некое хранилище информации. Так, руководитель компании получит актив, который будет приносить дивиденды в долгосрочной перспективе.