Что такое капасити?
Капасити – является мерой производственной мощности в сфере бизнеса и во многих других отраслях. С ее помощью удается определить максимальный потенциал производства и осуществить планирование производственных мощностей. Чтобы избежать перепроизводства или его дефицита, нужно контролировать уровень капасити.
Обеспечить оптимальное использование ресурсов, чтобы снизить издержки производства, является ключевой целью контроля капасити. Если этот показатель находится в дефиците, то у бизнеса возникает риск невозможности удовлетворить спрос клиентов и из–за этого упустить выгодные возможности на рынке. С другой стороны, если показатель превышает спрос, то тогда происходит накопление запасов и излишек товаров на складах. В свою очередь это повлечет за собой дополнительные расходы на хранение.
Таким образом получается, что контроль за уровнем капасити помогает управлять производством. Когда продукции было произведено слишком много, это может говорить о неграмотном анализе рынка и неправильном распределении ресурсов. Впоследствии это приведет к издержкам на хранение товара на складах.
В таком случае, возникает риск, что продукция испортится и ее отправят на утилизацию. Чтобы решить эту проблему, руководство компании может принять решение провести стимулирующую акцию по сбыту запасов. Таким образом они будут стремиться к тому, чтобы сократить разницу между расходами и доходами.
Если товар или услуга были произведены в дефиците, то это может не покрыть весь уровень спроса со стороны клиентов. В таком случае снижается их уровень удовлетворенности, что провоцирует риск ухода к другому производителю.
Кроме того, компания получает меньше прибыли, а значит, у нее хватит средств только для того, чтобы покрыть текущие расходы. Для того, чтобы развиваться, требуются дополнительные средства из бюджета, которых нет. В итоге компания становится менее конкурентоспособной на рынке.
Пример:
Предположим, что кондитерская фабрика производит сладости круглый год. Но перед новогодними праздниками руководство принимает решение увеличить производство, чтобы выпускать наборы сладких подарков. Чтобы верно определить свои возможности, они оценивают уровень капасити. То есть анализируют текущие ресурсы и бюджет, проводят исследование рынка — какие предложения есть у конкурентов, что интересует клиентов. Кроме того, производство оценивает, какое количество времени им понадобится, чтобы выполнить запланированный объем продукции.
Капасити позволяет объективно оценить и определить максимальный потенциал производства, чтобы избежать перепроизводства или его дефицита. Таким образом удается сократить издержки и обеспечить оптимальное использование ресурсов.
Различия между капасити и объемом
Для управления проектами и производством понятия объем и капасити имеют важное значение. Они относятся к разным аспектам проекта, но оба нужны для грамотного распределения ресурсами.
Капасити определяет максимальный уровень возможностей и ресурсов, которыми обладает компания или команда проекта для выполнения работ. Благодаря этому показателю удается оценить, какое количество получится сделать за определенный период времени с учетом текущих ресурсов, навыков, оборудования и инфраструктуры. То есть мы исходим из того, что есть, чтобы определить, насколько эффективно команда будет сейчас и требуются ли дополнительные вложения или перераспределение ресурсов.
Объем показывает то количество работы, которое предстоит выполнить независимо от текущих ресурсов за определенный период времени. Это может включать в себя количество задач, доступные бюджетные средства, сырье, люди и т. д. Обычно объем работы определяется заранее, но может меняться и в процессе, если вдруг возникнет рост спроса на продукцию или услугу.
Например, перед кондитерской фабрикой стоит цель изготовить 10 000 штук рулетов. Для того, чтобы их испечь, кондитерам потребуется 1 тонна сырья и 1 сутки на полное производство. У фабрики в наличии имеется только 500 кг от нужного им количества сырья. В этом случае получается, что объем превышает капасити. Чтобы выполнить крупный заказ, кондитерской нужно закупить сырье и увеличить сроки производства с учетом времени на поставку.
И капасити, и объем являются важными показателями в управлении проектами. Благодаря им можно осуществить планирование рабочих процессов и грамотно распределить ресурсы. Таким образом получится выполнить оптимальное количество продукции, чтобы избежать перепроизводства и роста издержек.
Как можно измерить капасити?
Чтобы определить ресурсную емкость организации для производства или выполнения проектов, она осуществляет измерение капасити. Показатель может включать в себя людские ресурсы, бюджет, техническую инфраструктуру, электроэнергию и прочие факторы, влияющие на работу. Чтобы измерить капасити, требуется совершить следующие действия.
Определить доступные ресурсы.
Необходимо оценить имеющиеся ресурсы: сырье, количество людей, размер бюджета и прочее. Это требуется для того, чтобы понять, что уже сейчас можно использовать для выполнения проектов или производства.
Определить ресурсный спрос.
Также требуется осуществить оценку объема ресурсов, который потребуется для производства или выполнения проекта. Сюда можно внести оценку количества работников и их уровень компетенций, уровень финансовых затрат и прочие необходимые ресурсы.
Определить пропускные способности.
Кроме того, требуется провести оценку максимального объема проектов, которые организация и производство может выполнить одновременно за определенный промежуток времени. Например, если компания по разработке ПО возьмется сразу за разработку сразу двух веб–приложений для разных заказчиков. Здесь можно оценить количество сотрудников и их уровень компетенций, наличие необходимых инструментов для оптимальной и эффективной работы, бюджет и прочие ресурсы.
Осуществить прогнозирование ресурсных потребностей.
Чтобы определить, какой спрос на ресурсы будет в будущих проектах, стоит обратить внимание на выполненные проекты с похожим опытом и на бизнес–стратегию организации.
Управление капасити.
Контроль и управление капасити необходимы для того, чтобы достичь оптимального количества производимой продукции или услуг. Тогда компания сможет грамотно распределить свои ресурсы и снизить уровень издержек. Это в свою очередь позволит достичь более эффективных результатов.
Благодаря измерению капасити компания может планировать ресурсы, как для текущих, так и для будущих задач. Таким образом удается верно оценивать свои возможности и искать способы для дальнейшего развития. Компания может добиться высокой прибыльности и эффективности, а также снизить уровень издержек.
Какие бывают типы капасити?
Мы уже определили, какими способами можно измерить капасити, а теперь узнаем, какие типы этого показателя бывают. Его применяют не только в бизнесе, но и в других сферах деятельности, поэтому он может отличаться в зависимости от характеристик и потребностей организации. Ниже рассмотрим некоторые типы капасити.
1. Финансовая капасити
Тип капасити, который показывает уровень финансов, которыми обладает компания для осуществления своей деятельности. В некоторых случаях организация может иметь больший размер финансовой капасити за счет инвестиций или успешного привлечения инвесторов.
Компания Amazon имеет значительный уровень финансовой капасити за счет того, что имеет разные подразделения, которые занимаются различными видами деятельности. Это позволяет руководству организации инвестировать в ещё большее количество проектов, тем самым расширяя свой бизнес.
2. Техническая капасити
Показатель технических ресурсов и возможностей, которыми обладает организация для выполнения определенных задач. Здесь подразумевается не только их количество, но и уровень модернизации. Чем более современное оборудование имеет производство, тем большей функциональностью и скоростью оно обладает. Соответственно, это позволит увеличить производственные мощности и добиться эффективных результатов.
Примером успешного использования технической капасити является компания Tesla. Чтобы среди ведущих компаний по производству электромобилей, они используют передовые технологии. Таким образом потребитель получает технологичный продукт высокого качества, а компания имеет известность и спрос по всему миру.
3. Человеческая капасити
Тип капасити, связанный с людскими ресурсами и способностями, необходимыми для выполнения работы. Вместе с развитием компании требуется увеличение штата сотрудников, которые будут производить продукты или услуги. Кроме того, для увеличения эффективности работы требуется регулярное обучение команды, чтобы компания оставалась конкурентоспособной.
Компании Google удается успешно использовать человеческую капасити. Для них важно, чтобы в штате работали высококвалифицированные специалисты, которые могут произвести инновационные продукты. Поэтому в компании создают условия для развития и реализации потенциала своих сотрудников.
4. Производственная капасити
Такой тип капасити указывает на способность компаний производить определенное количество товаров или услуг за конкретный промежуток времени. Это необходимо для планирования ресурсов как для текущего проекта, так и для будущих задач.
Компания Toyota известна своей эффективной системой производства. Она настолько успешна, что многие другие компании перенимают их опыт управления в своей сфере деятельности или отрасли. Благодаря своей системе компании удается достичь высоких объемов производства, но при этом не снижать уровень качества.
5. Инновационная капасити
Капасити, связанный с способностью компании вносить инновации и разрабатывать новые продукты или услуги на рынке. Таким образом они могут осваивать новые ниши и увеличивать свой уровень конкурентоспособности.
Успешно применять инновационную капасити умеют в компании Apple. Они постоянно работают над тем, чтобы разработать новый продукт или добавить инновационные функции в уже существующие. Это выделяет компанию на фоне конкурентов и повышает спрос среди потребителей.
Для достижения высоких результатов компании требуется использовать различные типы капасити. Таким образом они оптимизируют процессы и ресурсы, что повысит общую эффективность и увеличит прибыль.