Описание процесса создания бизнес-плана для проекта
Бизнес–план для проекта описывает все элементы, входящие в состав проекта, его стратегию развития и цели. Он содержит также анализ конкурента и изменений рынка, которые могут сказаться на развитие компании. В бизнес–плане важно также указать финансовые показатели, чтобы ориентироваться на них при развитии организации.
Бизнес–план составляется следующим образом:
Определение задач и стратегических целей проекта. Важно правильно установить цели, к которым должна прийти команда за определенный промежуток времени. К целям могут относиться увеличение доходности компании, завоевание большей доли рынка или повышение удовлетворенности клиента. После определения цели ее надо разбить на более мелкие задачи, которые помогут достичь нужного результата.
Исследование рынка. Чтобы соответствовать пожеланиям клиентов и достичь увеличения прибыли, необходимо понимать, что сейчас пользуется спросом. Важно также проанализировать действия конкурентов и их продукт, чтобы определиться со стратегией продвижения и преимуществами своего проекта.
Выбор способа продвижения продукта. После анализа рынка вы получите необходимые данные для того, чтобы выработать грамотную стратегию маркетинга и рекламы. Вы можете сфокусироваться на узкой нише рынка, снизить цену на свой продукт. При выборе маркетинговой стратегии обязательно проанализируйте целевую аудиторию и наличие на рынке конкурентов.
Определение организационных особенностей проекта. Вы должны правильно разделить работу между сотрудниками, определить ключевые для вашего проекта отделы, выбрать правильную организационную форму всего бизнеса, если речь идет об основании организации.
В оформлении бизнес–плана должны присутствовать следующие пункты:
Вступление. Во вступлении важно указать основную информацию о проекте, его преимущества и стратегические цели. В этом разделе можно также представить ответственных за проект, дать информацию об их навыках, должностях и опыте.
Описание продукта. В этом разделе важно максимально детально расписать особенности продукта и то, на какую целевую аудиторию он рассчитан.
Анализ особенностей рынка. Здесь важно упомянуть возможности развития компании и особенности будущих пользователей продукта. Важно также указать величину спроса на похожие товары и услуги и провести анализ конкурентов.
Описание маркетинговой стратегии и ее особенностей. Нужно определить позиционирование продукта на рынке, выбрать подходящие способы рекламы и определиться с каналами продаж.
Структура бизнеса. В этом разделе нужно расписать ответственных за каждый этап работы над продуктом, указать обязанности каждого сотрудника и их роли в компании, а также обязательно упомянуть особенности системы управления компанией.
Распределение бюджета. Здесь важно указать ожидаемую прибыль от проекта, расходы на достижение целей и предполагаемую прибыльность.
Риски и способы их минимизации. Этот пункт бизнес–плана должен включать указание всех возможных рисков и стратегии по их снижению или предотвращению.
Анализ конкурентов и определение уникального предложения
Анализ конкурентов и определение УТП, которое подскажет клиенту преимущества именно вашего товара, помогают выделиться на рынке среди огромного количества похожих предложений. Создавая что–то уникальное по дизайну или характеристикам, вы привлечете новых пользователей и выгодно выделитесь на рынке.
Уникальное торговое предложение дает проекту следующие преимущества:
Внимание клиентов на рынке. Наличие УТП привлекает внимание потенциальных покупателей и дает им понять, чем ваш продукт отличается от похожих товаров конкурентов.
Привлечение новых пользователей. УТП помогает привлечь тех, кто еще не пользовался вашим продуктом, потому что торговое предложение описывает ваш товар и показывает, какие преимущества получат клиенты.
Удержание существующих покупателей. УТП показывает уже действующим клиентам вашей компании преимущества, уникальность и ценность ваших услуг.
Развитие компании. Разработка УТП помогает сфокусироваться на развитии отдельных уникальных направлений и преимущества перед конкурентами, благодаря чему организация становится более прибыльной.
Определение целевой аудитории и разработка маркетинговой стратегии
Целевая аудитория — это люди и компании, которые могут стать пользователями вашего продукта. Понимание запросов ЦА позволяет правильно выбрать маркетинговую стратегию и определить необходимые характеристики товара или услуги, которую вы выводите на рынок.
Определение целевой аудитории осуществляется путем сбора информации о потенциальных покупателях и пользователях услуг. Сделать это можно следующими методами:
Анализ демографической статистики. Возраст, пол, уровень дохода и образования уже существующих клиентов компании позволяет выявить, какую категорию людей интересует ваш продукт.
Опросы. Вы можете провести опрос уже существующих клиентов, чтобы выявить их пожелания к товарам, привычки и мотивации.
Данные из соцсетей. Анализ информации о пользователях вашего товара из соцсетей, их интересов и активности позволяет собрать достаточно данных для понимания ЦА.
Исследование ЦА конкурентов. Анализ аудитории, которую привлекают конкуренты, позволяет определить, какие запросы существуют на рынке и выработать свои преимущества для привлечения покупателей.
Маркетинговая стратегия напрямую зависит от вашей целевой аудитории. Она определяет каналы общения с потребителями и набор действий, необходимых для продвижения продукта. Она включает в себя следующие варианты продвижения:
Традиционная реклама. Реклама по телевизору, радио, в газетах и на онлайн–платформах по–прежнему остается эффективной.
Публичность. Привлечь внимание к компании поможет ее присутствие в медийной сфере, выпуск пресс–релизов и интервью.
Социальные сети. Для привлечения клиентов и взаимодействие с ними может проходить с использованием различных социальных платформ.
Email–рассылки. Отправка писем на почту уже существующих клиентов поможет вам удержать их с помощью персональных предложений, уникальных акций и скидок.
Контент–маркетинг. Создание экспертного оптимизированного для поисковых систем контента на сайт привлекает внимание потенциальных клиентов и повышает уровень доверия к вам.
При нечетком определении ЦА маркетинговая стратегия может оказаться неудачной. Это может произойти из–за следующих ошибок:
Неправильное определение целевой аудитории. Люди старшего поколения больше реагируют на традиционную рекламу, в то время как молодые люди больше внимания отдают каналам продвижения в социальных сетях. Поведение и привычки ЦА нужно учитывать для повышения эффективности рекламы.
Недостаточное внимание к результатам. При отсутствии мониторинга результатов рекламы в режиме реального времени сложно изменить и оптимизировать стратегию для достижения ее максимальной эффективности.
Отсутствие гибкости. ЦА меняется, ее запросы и ситуация на рынке тоже изменчивы, поэтому маркетинговая стратегия должна быть гибкой и подстраиваться под изменения сразу, чтобы оставаться эффективной.
Финансовая модель проекта и расчет окупаемости
Финансовая модель проекта составляется из его доходов, расходов на его реализацию. Она помогает понять жизнеспособность проекта с финансовой точки зрения и оценить его прибыльность и выгоду от его продолжения для компании.
Отдельным важным параметром является окупаемость бизнеса или отдельного проекта. Она определяется по одному из следующих методов:
NPV. Этот метод позволяет узнать чистую прибыль от полученных инвестиций после всех затрат.
IRR. Этот показатель отвечает за внутреннюю нормативную доходность и вычисляет процентную ставку, при которой чистая приведенная стоимость равна нулю, а компания становится рентабельной.
Payback Period. Это срок, за который проект начнет приносить прибыль.
При расчете финансовой модели важно учитывать все риски. Это важно по следующей причине:
Прогнозирование доходов. Используя учет рисков, вы сможете определить изменения в различных факторах и возможные отклонения от плана. Это поможет создать объективную и реалистичную финансовую модель.
Минимизация потерь. Учет рисков подсказывает потенциальные проблемы при работе над проектом и позволяет избежать их или минимизировать, что соответственно уменьшает финансовые потери.
Привлечение внимания инвесторов. Учет рисков при прогнозировании доходности компании помогает указать потенциальным инвесторам на серьезность ваших намерений при запуске бизнеса и понимание вами сложностей и возможных проблем.
При расчете окупаемости важно учитывать инфляцию, чтобы получить более объективные данные и принимать решения о запуске проекта на основе реалистичных расчетов.
Анализ рисков и возможных проблем при реализации проекта
Основными рисками, с которыми сталкивается большинство проектов, становятся следующие потенциальные трудности:
Финансовые риски, связанные с недостатком финансирования или неверным распределением ресурсов. Отсутствие необходимого бюджета для выполнения тех или иных задач может негативно сказаться на их выполнении.
Технические проблемы. Если вы неверно оценили сложность задач или ваша команда не имеет опыта в их выполнении, это может привести к задержкам или недостаточно хорошему результату.
Недостаток квалификации персонала и другие проблемы персонала. Если ваша команда неквалифицированная, не имеет достаточной мотивации или не умеет работать слаженно, выполнить проект качественно и в срок может не получиться.
Низкая репутация. Негативное мнение о вашей компании может привести к серьезным убыткам даже при высоком качестве товара и наличии спроса на него.
Для предотвращения рисков и своевременного устранения проблем можно предпринять следующие меры:
Проведение анализа. Анализ возможных проблем на каждом этапе проекта позволяет подготовиться к их возникновению и найти способ решить их заранее, уменьшить риски или обойти трудности.
Разработка плана на случай возникновения трудностей. План решения возможных проблем поможет своевременно на них отреагировать и быстро принять меры, чтобы сложности не привели к большим убыткам для компании.
Постоянный мониторинг работы. Важно постоянно отслеживать работу сотрудников, чтобы найти слабые места и предотвратить серьезные угрозы для всей деятельности компании в рамках проекта.