Матрица Эйзенхауэра: определение
Это простая модель, которая помогает расставлять приоритеты в работе на основе двух векторов: важности и срочности работы. Например, при работе с бэклогом продукта.
Зачем нужна матрица Эйзенхауэра
Ее используют для быстрой расстановки приоритетов. Так вы сможете быстро понять, чем сейчас стоит заниматься, что вы можете делегировать, а что можно просто отбросить как ненужное. На основе этой приоритезации вы сможете понять, например, что можно взять в работу в ближайший спринт.
Как использовать матрицу Эйзенхауэра
Нарисуйте таблицу по шаблону. Отнесите все ваши работы к одному из разделов матрицы. Примите решения о том, как вы будете работать дальше.
Матрица Эйзенхауэра
Дуайт Дэвид Эйзенхауэр [Dwight D. Eisenhower] — был очень продуктивным человеком. Генерал Второй мировой войны, 34-й президент Соединенных Штатов. Как ему это удавалось? Во многом здесь сыграло свою роль его понимание фундаментального различия между срочным и важным.
В своей «матрице приоритетов» он выделил эти две характеристики задач, и дал каждой из них свое пространство. Каждая задача так или иначе попадает в одно из этих пространств, и таким образом она получает свой приоритет — высокий, или низкий.
За счет такого простого и эффективного разграничения приоритетов вы можете лучше сфокусироваться на том, что сейчас по–настоящему важно и чем стоит заняться.
Как выглядит Матрица Эйзенхауэра
В матрица приоритетов Эйзенхауэра 2 вектора:
Важность
Срочность
Соответственно, каждная задача может быть важной или не важной, и срочной или не срочной.
Если изобразить это графически, может получиться четыре квадрата:
Важные и срочные дела
Важные и несрочные
Срочные и неважные
Несрочные и неважные
Шаблон модели может выглядеть вот так:
Имея на руках этот шаблон, вы можете распределить все ваши задачи по этой матрице.
Но что делать дальше? Как относиться к каждому квадрату? Давайте разберем их подробнее.
Срочные и важные дела
Это дела, которые нужно начать делать прямо сейчас. Классическая история — когда горит какой–то дедлайн.
У таких дел есть четкие дедлайны и такие же четкие последствия , если не сделать работу.
Лучше всего, если у вас таких дел не очень много — ведь вы не должны жить в аврале и терять фокусировку. Для того, чтобы не допускать такого, лучше всего начать лучше планировать свои дела.
Некоторые вещи вы не можете планировать, поэтому в любых планах лучше оставлять небольшой зазор времени, чтобы вы могли делать срочные и важные дела. Если их не будет — вы всегда сможете использовать этот зазор, чтобы отдохнуть и восстановиться, что тоже повысить вашу продуктивность в дальнейшем.
Если и это не помогает, возможно, дело в особенностях ваших рабочих процессов, и их нужно лучше структурировать. С этим может помочь, например, персональный канбан.
Примеры срочных и важных дел:
Закончить проект клиента
Ответить на некоторые email
Забрать больного ребенка из школы
Такие дела надо делать. Чем быстрее — тем лучше.
Важные и не срочные дела
Это такие дела, которые не имеют явных дедлайнов, но при этом именно они приближают тебя к заветным целям.
Кстати, именно такие дела — те самые, над которыми мы чаще всего прокрастинируем. Отсутствие четких рамок у таких дел позволяют это.
Такие дела нужно планировать. Если вы не запланируете их — есть большой риск, что вы про них забудете, или просто не будете делать никогда.
Примеры не срочных, и при этом важных дел:
Стратегическое планирование
Профессиональное развитие
Нетворкинг
Не важные и срочные дела
Это такие дела, которые нужно сделать в любом случае, при этом они не требуют ваших специфических навыков. Рутиная работа, и скучная.
Как правило, лучше всего — дилегировать такую работу. Если вы не будете такие вещи дилегировать, есть риск погрязнуть в рутине, и при этом не сделать того, что по–настоящему важному.
Частый источник таких задач — это другие люди и их интересы. Нас часто побуждают к чему–то, что нам не интересно, но мы можем соглашаться на это из лояльности к человеку. Иногда решить проблемы с этим квадратом можно, просто начав экологично говорить «нет».
Общая рекомендация по обхождению с этим квадратом — будьте амбициознее.
Примеры срочных и не важных дел:
Загрузить посты для блога
Планирование расписания
Ответить на некоторые email (в отличие от email в первом квадрате — на менее важные)
Готовка еды
Не важные и не срочные дела
Удалить, удалить, удалить.
Эти задачи просто отвлекают — избегайте их, и удаляйте их, если это возможно. Опять же, здесь вам поможет волшебное слово «нет».
Если источник такой задачи другой человек — скажите это «нет» ему. Иногда достаточно просто объяснить, почему вы не будете этого делать.
Если дело даже не в другом человеке — просто говорите «нет» и будьте смелее в том, чтобы делать то. что по–настоящему важно.
Заключение
Используя матрицу приоритетов Эйзенхауэра вы сможете лучше управлять приоритетами задач в своей жизни и в работе.
Попробуйте разбить текущие задачи по описанным квадратам. Посмотрите, как вы прямо сейчас обходитесь с ними. Если нужно — примите решения о том, что вы измените в том, как все происходит.
Успеха вам в ваших свершениях!