Что такое workflow и как он устроен
Workflow — это способ организации работы, при котором необходимо определить последовательность задач для достижения результата и следовать ей для выполнения целей. В зависимости от сложности задач и количества членов команды существуют линейный и параллельный Workflow.
Workflow нужен для того, чтобы команда эффективно справлялась с задачами и не тратила лишнего времени и ресурсов. При неправильном использовании Workflow вы можете столкнуться со следующими сложностями:
Задержки. При неправильном планировании и распределении задач возникают задержки и сдвигаются сроки выполнения отдельных этапов проекта, что в итоге может привести к проблемам со сдачей проекта во время.
Ошибки в работе. Неверное распределение задач между отдельными членами команды может привести к возникновению ошибок из–за отсутствия у сотрудников необходимых навыков. К этому также приводит неправильная коммуникация внутри команды.
Несоответствие результатов планируемым. В каждом проекте перед его началом выставляются планируемые результаты и метрики контроля качества. Неправильное построение Workflow может привести к нарушению производственных процессов и как следствие несоответствию реального результата ожиданиям.
Какие бывают типы Workflow и как они отличаются друг от друга
Существуют следующие типы Workflow:
Линейный. Линейный Workflow позволяет выстроить задачи в четкой последовательности. Он применяется в тех случаях, когда между отдельными задачами существует прямая взаимосвязь, и каждый из этапов проекта может выполняться только после завершения предыдущего.
Параллельный. Параллельный Workflow предполагает выполнение нескольких задач одновременно. В этом случае отдельные задачи слабо зависят друг от друга, поэтому их сроки выполнения не так плотно взаимосвязаны.
Конвергентный. Этот тип Workflow расставляет задачи таким образом, что несколько отдельных этапов проекта сходятся в одной точке. Это необходимо в тех проектах, где для достижения результата необходимо выполнить несколько различных действий, которые впоследствии объединятся в итоговый продукт.
Итеративный. В итеративном Workflow главной особенностью становится то, что все действия выполняются несколько раз на разных циклах работы над задачами.
Интерактивный. Этот тип Workflow строится на взаимодействии членов команды между собой и на постоянной передаче результатов выполнения отдельных задач между участниками работы.
Подстрочный. Этот тип Workflow также называется адаптивным. Он основывается на том, что вся команда гибко реагирует на изменения на внешнем рынке, а проект постоянно изменяется и подстраивается под ситуацию.
Как правильно организовать Workflow в компании
Организация Workflow в компании требует особенного внимания к налаживанию коммуникации между членами команды и настройке способов мониторинга отдельных процессов. Важно определить соответствующие каналы коммуникации, благодаря которым сотрудники смогут беспрепятственно общаться между собой и постоянно передавать друг другу информацию о том, на какой стадии находится проект и каким образом выполняется работа.
Для налаживания коммуникации можно использовать следующие подходы:
Единый центр общения. Для обмена информацией между сотрудниками важно создать общий чат или платформу для общения, с помощью которой все сотрудники смогут делиться информацией, а руководство сможет следить за передачей данных между членами команды.
Собрания. Во время регулярных собраний члены команды не только могут делиться информацией, но также получают возможность обсудить существующие проблемы и совместно выработать их решения. Это помогает сотрудникам своевременно получать обратную связь по своим задачам и наладить качественную коммуникацию.
Проектные системы. Многие системы управления проектами позволяют сотрудникам не только отслеживать, какие задачи выполняются, а какие требуют внимания, но и поддерживать постоянную коммуникацию внутри команды.
Соцсети и почта. Для общения внутри команды можно использовать не только специальные программы, но и социальные сети или электронную почту. В них можно обмениваться информацией, пересылать друг другу файлы. На оповещения и сообщения в социальных сетях люди реагируют лучше, а данные из переписки проще найти.
При регулярном анализе Workflow и мониторинге работы сотрудников важно использовать соответствующие метрики, которые позволят вам проконтролировать, как выполняются отдельные задачи и не возникает ли проблем и задержек во время выполнения проекта. Анализировать можно время выполнения работы, отдельные показатели качества, степень удовлетворенности клиентов, сотрудников или заказчиков.
Как Workflow ускоряет бизнес-процессы
Workflow имеет следующие преимущества:
Автоматизация. Благодаря применению Workflow можно автоматизировать выполнение отдельных процессов и не тратить время на ручной контроль отдельных задач. Использование этой системы предполагает автоматизированное распределение заданий, подключение оповещений о новых процессах.
Стандартизация. Workflow предполагает установление определенных критериев оценивания качества бизнес–процессов. Это помогает установить одинаковые метрики для отдельных сотрудников и сделать работу для них понятной и простой. Отдельные сотрудники таким образом могут сами контролировать свою работу и отслеживать ее качество, точно так же как руководители легко определяют, насколько результаты отдельных задач соответствуют планируемым.
Прозрачность. Использование Workflow предполагает прозрачные и понятные процессы для всех членов команды. То есть каждый сотрудник видит, какая именно задача имеет наивысший приоритет, знает, кто несет ответственность за ее выполнение и какие отдельные шаги он должен предпринять. Это помогает настроить конструктивную коммуникацию внутри команды и избежать конфликтных ситуаций.
Как измерять эффективность и результативность бизнес-процессов с помощью Workflow
Workflow позволяет автоматизировать бизнес–процессы и их оценку. Для постоянного контроля и измерения качества работы отдельных сотрудников можно использовать следующие инструменты:
Аналитические системы. Системы анализа данных занимаются сбором и проверкой информации о выполнении отдельных бизнес–процессов. Это позволяет быстро определить эффективность работы команды и отдельных сотрудников, собрать необходимые метрики в отчет или отразить их в графике для того, чтобы визуально выразить достигнутые результаты и сделать их более понятными для членов команды.
Системы управления процессами. Системы управления рабочими процессами дают возможность создавать и автоматически отслеживать выполнение отдельных задач. В таких программах можно отметить отдельные этапы, которые должны пройти сотрудники, указать сроки, за которые должны быть выполнены отдельные задачи, и назначить ответственных.
Интегрированные системы управления предприятием. Такие системы позволяют автоматизировать продажи, производство, закупки. Они автоматически измеряют эффективность процессов и создают цельную картину о работе организации.
Какие популярные программные решения существуют для организации Workflow
Для создания Workflow можно использовать следующие программы и инструменты:
Business Process Management (BPM). Эта методология помогает моделировать определенные бизнес–процессы, управлять ими и проводить автоматизацию отдельных их частей. Используя менеджеры бизнес–процессов, можно создавать Workflow и четко указывать роли каждого участника и шаги для выполнения целей.
Project Management Software. Существуют специальные программы, которые работают как доски для размещения задач и контроля их выполнения. На таких электронных досках можно указать, кто именно является ответственным за отдельные задачи, отследить прогресс выполнения задач и то, каким именно образом продвигается работа над ними. В таких программах можно также разбивать крупные задачи на более мелкие задания и назначать ответственных для каждой из них.
Collaboration Tools. Приложения для совместной работы помогают структурировать коммуникацию между отдельными сотрудниками и наладить конструктивное общение между ними для эффективного выполнения задач.
Workflow Automation Tools. Автоматизация определенных процессов в Workflow осуществляется с помощью специальных программ. Такие программы нужны для того, чтобы автоматически отправлять заинтересованным лицам и ответственным за отдельные задачи членам команды уведомления, а также обновлять базу данных проекта.
Какие тренды и новшества существуют в области Workflow
В рамках развития технологий Workflow существуют следующие тренды, которые способствуют повышению эффективности бизнес–процессов:
Использование искусственного интеллекта. Использование искусственного интеллекта позволяет автоматизировать отдельные бизнес–процессы. Так, например, ИИ может анализировать данные по проекту и по работе отдельных сотрудников, предлагать методы оптимизации работы и автоматически распределять задачи в зависимости от загруженности отдельных членов команды.
Цифровизация и автоматизация. В процессе автоматизации бизнес–процессов все больше используются современные технологии. Они позволяют улучшить эффективность работы команды, собрать отдельные приложения и используемые системы в общий рабочий процесс. Это делает управление работой сотрудников простой и понятной.
Мобильные и облачные технологии. Так как все больше во время работы используются мобильные приложения и облачные системы, Workflow–программы становятся доступными с разных устройств. Это позволяет сотрудником постоянно оставаться в курсе работы, отслеживать прогресс даже при работе вне офиса и легко получать доступ к отдельным задачам.
Объединение отдельных систем в одну. Все большая автоматизация процессов постепенно ведет к возможности объединения нескольких программ в рамках автоматизированных бизнес–процессов. Так, некоторые приложения автоматически выгружают существующие данные из CRM–систем, проводят их анализ и распределяют задачи внутри команды практически без вмешательства человека.