Что должно быть в портфолио руководителя проектов?
Специализация, оценка работы в человеко–часах, все про работу с командой, описание и иллюстрации проектов, блок про неуспешные проекты и контроль бюджета на проектах.
Какие выбрать проекты для портфолио руководителя?
Хорошо работает портфолио из 3-5 проектов. Включите в портфолио большой и маленький проекты. Размер может измеряться бюджетом, продолжительностью и количеством людей в команде.
Портфолио руководителя проекта
В портфолио руководителя проектов интереснее всего смотрятся «живые» кейсы и истории запусков, которые провалились. Как правильно сформулировать и составить документ, который точно откроет HR, разберемся в этом тексте.
Что ищут в портфолио эйчары?
HR–менеджеры первым делом смотрят на сферы и бизнес–направления, в которых работал руководитель проекта (IT, инвестиции, телемаркетинг, СМИ, электронная коммерция и так далее). В резюме это может выглядеть так:
Руководитель проектов (разработка продуктов для банка)
Менеджер проектов (производство и промышленные предприятия)
Менеджер digital–проектов (разработка приложений).
С тематики проектов, над которыми работал руководитель проектов, будет начинаться собеседование. Этот блок должен быть в портфолио первым и самым объемным.
Портфолио, как помощник на собеседовании
На практике у руководителей проектов спрашивают портфолио нечасто: 3 работодателя из 10. Но красивый и четкий документ точно будет плюсом на собеседовании. А если проектов было много, то портфолио поможет не забыть, что и где вы делали, какой результат получили и чему научились.
Еще один плюс — отвечать на вопросы с помощью разделов портфолио, гораздо легче и спокойнее, чем в свободной форме.
Портфолио руководителя проектов может быть кратким и тезисным.
А можно развернуть его подробно и каждому проекту посвятить одну страницу. Например, у Юлии Бажановой, руководителя проектного офиса Дом.РФ, общий объем портфолио — 63 страницы формата А4 с иллюстрациями.
Что входит в портфолио по управлению проектами?
Титульный лист. Он должен быть простым, как резюме, с указанием вашего имени, полученных сертификатов (например, PMP) и чистого, лаконичного заголовка, описывающего содержание.
Оглавление, если портфолио объемное.
Отличная стратегия — разбить портфолио на разделы по сильным сторонам. Если вы умеете управлять ресурсами, анализировать риски, общаться, мотивировать и так далее, то сделайте разделы, посвященные этим навыкам с примерами, деталями реальных проектов, кейсами.
Портфолио делайте в формате PowerPoint или PDF. Примерно две трети каждой страницы должно быть посвящено визуальному ряду, остальное — текст.
Какие выбрать проекты, подходящие для портфолио руководителя?
Если у вас долгая карьера, не включайте в портфолио сразу все проекты, которыми занимались. Понятно, что хочется произвести впечатление. Но избирательность тут не повредит. Ни один HR не станет рассматривать больше 2-3 примеров. Да и работодатель не захочет читать все три тома вашего портфолио.
Если вы новичок и руководили только одной командой, то создайте в своем портфолио несколько разных представлений этого проекта. Как решали разные задачи, как выстраивали отношения с командой, как общались с заказчиком, как решали конфликты и каких результатов добились.
В целом, хорошо работает портфолио из 3-5 проектов. Если их будет больше, люди устанут. Если меньше — вы будете выглядеть как чудо–однодневка.
Включите в портфолио большой и маленький проекты. Размер может измеряться бюджетом, продолжительностью и количеством людей в команде.
Если управляли одним и тем же типом проекта разными способами, покажите, что вы гибкий специалист. Например, работали по Agile и по Waterfall, легко переключаетесь с одной методологии на другую.
Если есть опыт управления целым портфелем из нескольких проектов, обязательно включите его в портфолио. Это покажет, что вы можете управлять как на высоком, так и на низком уровне.
Включите в портфолио международные проекты, если они были.
Расскажите о проектах, где были задействованы внешние поставщики, фрилансеры или стажеры. Опишите свой опыт руководства.
Визуализация в портфолио руководителя
Обязательно добавляете в проект иллюстрации.
Что это может быть:
Было/стало
Инфографика
Скриншоты метрик
Документы с описанием задачи и фото результата
Эффективное использование цвета, группировка/сортировка, фильтрация деталей и аннотации — все это способы рассказать историю проекта.
Что писать в портфолио руководителю проектов?
Специализация (какими проектами руководил, в каких сферах).
Оценить работу по каждому проекту: время команды в человеко–часах и общий срок реализации. Пример: 3 месяца и 900 человеко–часов команды.
Сколько человек было в командах, их компетенции, роли. Пример: команда из 5 человек. Роли: ios–разработчик, UX–дизайнер, скрам–мастер, аналитик, тестировщик.
Все про работу с командой: сбор команды (если с нуля), сложности, конфликты, как строили взаимоотношения («мы кореша» или «только работа»), как мотивировали членов команды. Можно сделать в формате истории: был такой рабочий конфликт, решили его вот таким способом. Каждую пятницу в 15-00 проводили Happy our, где общались за коктейлями в неформальной обстановке.
Сделать инфографику по сданным и спланированным проектам. Можно не заморачиваться и просто описать словами: из 15 проектов за год по плану сдано 80%. В двух проектах задержали сроки релиза. Пять проектов окупились в первый год. Один проект закрылся через 3 месяца. Здесь же добавить информацию, от чего зависят сроки проектов. Что вы как руководитель делаете, если команда не успевает к дедлайну, который установил заказчик.
Блок про неуспешные проекты. Причины, какие выводы сделали, как это повлияло на планирование следующих проектов. Здесь лучше рассказывать подробнее, потому что ошибки всем интересны, и о них чаще всего задают вопросы на собеседованиях.
Проекты, которые велись параллельно. Сколькими можете управлять за раз.
Какими инструментами пользовались для планирования и работы по проектам. Тезисно рассказать что и зачем.
Что руководитель «делал руками» в проектах: писал ТЗ, составлял сценарий тестирования, собирал требования и формулировал задачи, писал инструкции к продукту, работа в связке с аналитиком над кастомными метриками и так далее.
Блок про контроль бюджета на проектах. Где был перерасход и почему, как пресекали это в следующих проектах, где сэкономили, как это удалось. Здесь необязательно говорить о деньгах. Это может быть бюджет времени, бюджет эмоций на переговорах с клиентом.
Успешные проекты: отразить прибыльность, окупаемость, показать метрики скриншотом, если это возможно, отзывы клиентов и пользователей.
Опыт работы с разными методологиями и продуктами. Например, руководил Scrum–командой, работал по Kanban, знаю Confluence.
Как часто обновлять портфолио?
Портфолио надо обновлять после каждого нового проекта. Это «живой» документ.
Можно вносить информацию по ходу, если проект долгий. Тогда точно ничего не упустите, а в конце просто отредактируете ненужное.
Помните, что каждый проект, который вы освещаете в своем портфолио, должен включать проблему.
Расскажите, что вы сделали для ее решения.
Покажите результаты.
Чему вас это научило и как помогла в следующих проектах (или может помочь).
Как соблюсти конфиденциальность в портфолио?
Не все детали из прошлых проектов можно раскрывать. Хороший вариант — уточнять у своего босса. Мол, можно я включу этот проект в свое портфолио, всегда можно будет вернуться и посмотреть, что мы сделали хорошо, а где провалились.
Если сомневаетесь, лучше проект обезличить. Например, вместо «Развертывание сервера для АНБ», сократить до «Развертывание сервера». Так вы донесете суть и никого не подставите.
Как написать успешное и продающее резюме, повышающее конверсию в трудоустройство?
У каждого кандидата есть свое видение того, как должно выглядеть резюме, ровно так же, как и у каждого HR–менеджера и у каждого нанимающего менеджера. Но есть наиболее типичные ошибки, которые допускает большинство специалистов, и которые сразу бросаются в глаза экспертам, через которых проходит большое количество CV и большое количество кандидатов. Иногда это объективные замечания, например, если есть несостыковки в описании опыта и в желаемой должности. А иногда это дело вкуса, например, не понравился дизайн резюме, шрифт показался не очень современным, отсутствие структуры, есть опечатки и ошибки в терминах.
Я, например, при всей легкости своего подхода к таким часто формальным документам, как резюме, сразу обращаю внимание на опечатки и ошибки, для меня это маркер того, что человеку было плевать. Иногда смотришь на резюме и думаешь: "Ты что, написал это за 10 минут? Выглядит как черновик." И в этом случае я могу начать более критично воспринимать содержание, что, конечно, неправильно. Но вот такой у меня в голове фильтр срабатывает.
Давайте разберем самые типичные ошибки, которые мы встречаем в резюме наших студентов и клиентов. Сразу скажу, это мой личный и субъективный рейтинг.))
Нет результатов и достижений в описании прошлого опыта.
Часто в резюме указаны только обязанности, и совсем нет результатов. Согласитесь, возникают вопросы, если человек проработал, например, на позиции Продакт Менеджера в компании 3 года, и у него нет достижений, которые он может назвать. Важно, чтобы достижения были измеримые, с цифрами и метриками, пускай и относительными — % роста метрики, которая была ключевой для вас и вашего продукта, всегда можно указать.
Нет саммари / краткого описания своего опыта в начале резюме.
В среднем HR–менеджер смотрит одно резюме 5-6 секунд. На junior и middle позициях в сильных компании количество откликов измеряется тысячами. Высока вероятность, что вас просто не увидят и не заметят. Что можно сделать (помимо того, что надо смириться, что не все вам ответят) — сразу показать товар лицом и показать свою ценность. Саммари — это несколько предложений, суммирующих вашу ценность и ваш опыт и ваши хотелки. Если вам сложно это сформулировать — значит вы сами не уверены в том, что вы продаете. Кстати, это саммари отлично подходит для заворачивания своего опыта в короткий рассказ о себе на первых вопросах на собеседовании. Да, в шаблоне HH это саммари идет в конце. Что ж, вытекающий из этого совет — имейте резюме в красивом кастомном формате помимо HH.
Указаны нерелевантные / рандомные и базовые навыки
Ребята часто перечисляют все навыки, что у них есть, значительное снижая этим прозрачность резюме, а иногда и забывая про те ключевики, что важны для желаемой позиции — их можно подсмотреть в обучающих программах и на HH, если надо свериться. Ошибка номер два — указаны банальные базовые навыки, такие как стрессоустойчивость, работоспособность, быстрая обучаемость и тд и тп. Когда–то это было нормально, сейчас это воспринимается так, что просто больше нечего было написать.
Резюме ооооочень длинное
Принятый стандарт в индустрии — 2 листа. Вам нужно показать самое важное и быстро заинтересовать. Не нужно детально на 30 строк описывать свой опыт из 2005ого года. Там достаточно указать компанию, позицию и пару результатов. Да, сокращать резюме гораздо сложнее, чем писать длинно. Но это правда важно.
Более редко встречается, но все–таки:
- Не указана желаемая позиция.
Ну как я пойму, кто вы и какие у вас цели? Особенно если предыдущий опыт разнообразный и разнородный.
- Нет фото.
Когда–то добавление фото считалось некорректным. Сейчас это стандарт, по фото люди пытаются считать сокультурность, понять, насколько этот человек может подойти под корпоративную культуру.