Что такое стратегические планы
Стратегический план – это инструмент, который помогает определить направление развития вашей компании и то, какие действия необходимо предпринять для того, чтобы достичь необходимых результатов. Все проекты встраиваются в общий стратегический план компании и соответственно становятся инструментами достижения крупных целей. Обычно стратегический план состоит из концепции, миссии компании, долгосрочных и долгосрочных целей, плана действий, в который как раз и входят все отдельные проекты.
В стратегическом плане должны быть четко прописаны все задачи, которые должны привести к выполнению итоговой цели. При этом важно, чтобы этот план был составлен максимально эффективно и включал исключительно необходимые проекты, которые действительно приведут к развитию компании. Стратегическое планирование позволяет разработать серию проектов, которые будут актуальны для компании на протяжении следующих нескольких лет. Сама по себе стратегия служит опорой для внедрения изменений и позволяет выбирать, каким именно образом будет развиваться компания.
Сравнение стратегического плана и других инструментов
Важно помнить, что стратегический план – это только один из вариантов развития компании. Его можно использовать для достижения определенных выбранных целей, однако существуют и другие инструменты, которые подходят для определения задач компании и внедрения изменений для достижения нового уровня развития организации.
Стратегический план и бизнес–план
Бизнес–план – это документ, который разрабатывается до создания компании или перед существенными изменениями в ее функционировании. Он документирует существующую стратегию в самом начале развития организации и содержит ключевые приоритеты и цели предприятия. Этот инструмент также используется для демонстрации общей стратегии развития компании инвесторам и другим заинтересованным в бизнесе людям.
Стратегический план используется тогда, когда бизнес уже налажен. При этом в недавно созданных организациях стратегический план строится с опорой на бизнес–план, а в на более поздних этапах развития компании необходимо опираться на те фундаментальные планы и концепции, которые стали основой вашего бизнеса.
Стратегический план, миссия и концепция
Стратегический план тесно взаимосвязан с миссией и концепцией компании. По сути при создании этого документа используются основные составляющие документов о концепции и миссии. Поэтому огромную роль в развитии компании играет четкое описание миссии и концепции предприятия.
Эти составляющие успешного бизнеса должны быть созданы еще до начала работы над стратегическим планом. Идеальной является та ситуация, когда миссия и концепция бизнеса разрабатываются еще на этапе разработки бизнес–плана и вскоре после начала работы организации. Если же бизнес уже функционирует, а миссии и концепции у него еще нет, необходимо выделить время на их проработку. Миссия – это то предназначение, которому следует компания на протяжении всего своего существования. Она обозначает проблему, которую должна решить организация. Концепция – это обобщенный план того, как именно бизнес будет выполнять выбранную миссию.
Стратегический план – это конкретная концепция развития компании. Он должен включать в себя и миссию, и концепцию компании, при этом миссия и концепция могут оставаться неизменными, а стратегический план опирается также на реальные рыночные условия и постоянно претерпевает изменения.
Стратегический план и задачи компании
Задачи компании – это общие цели, которые ставятся на ежегодной основе. Они могут также устанавливаться чаще, например, раз в квартал, если компания развивается достаточно быстро. Эти задачи помогают понять, каких именно результатов организация должна достичь в процессе работы за определенный период времени.
Основное отличие задач компании от стратегического плана заключается в том, что он как бы «смотрит» гораздо дальше и охватывает гораздо больший промежуток времени, чем задачи. Под задачами могут пониматься отдельные краткосрочные проекты, которые встраиваются в стратегический план. Таким образом эти задачи – это более мелкие составляющие общего плана.
Стратегический план и экономическое обоснование
Экономическое обоснование – это тот документ, который объясняет, для чего компании нужны определенные инвестиции или инициативы. Он помогает понять, почему указанные вами вложения для развития бизнеса являются хорошей идеей и какое конкретно влияние оказывает ваш новые проект на развитие организации.
Возможно, для некоторых пунктов стратегического плана вам будет нужно создавать экономическое обоснование. Однако сам по себе стратегический план – это более общий документ, который охватывает сразу огромное количество инициатив на протяжении нескольких лет существования и развития бизнеса. Экономическое обоснование же затрагивает исключительно одну инициативу.
Стратегический план и план проекта
Стратегический план – это общий план развития компании, который помогает понять, как будет расти ваша организация на протяжении ближайших 3-5 лет. План проекта – это небольшой документ, который содержит в себе описание конкретного проекта. Этот план также является частью общего стратегического плана. План проекта составляется из следующих частей:
Цели. Цели проекта – это то, для чего задумывается выполнение определенной работы. Они должны быть четкими, измеримыми и конкретными. Важно прописывать в проекте как можно больше информации о том, к каким результатам нужно прийти в результате выполнения проекта, чтобы минимизировать недопонимание и возможные конфликты между сотрудниками.
Показатели успешности. Этот раздел плана должен включать определенные метрики, которые будут измерять уровень успешности проекта. Эти показатели могут быть качественными и количественными: качественные показатели характеризуют особенности продукта, а количественные являются отражением определенных изменений в бизнес–процессах компании.
Интерессанты проекта и их роли. Важно указать ответственных за каждый этап проекта, заказчиков отдельных работ, исполнителей и потребителей. Это позволяет команде проекта понимать, кто несет ответственность за выполнение отдельных работ, повышает уровень взаимопонимания внутри команды и уменьшает количество конфликтов между сотрудниками.
Объем и бюджет проекта. В этой части плана необходимо указать, какой бюджет планируется потратить на развитие компании. Важно упомянуть не только финансовые расходы, но и нефинансовые. Необходимо рассчитать требуемое количество расходных материалов для выполнения проекта, количество сотрудников, необходимое для его успешного завершения.
Основные стадии и ожидаемый результат. Важно как можно более подробно описать, каким образом вы собираетесь достичь итогового результата. Необходимо упомянуть каждый этап, описать основные его характеристики, основные задачи сотрудников на каждом шаге проекта. Для каждого промежуточного этапа важно указать планируемые результаты. Это позволяет уточнить общий график и стимулирует сотрудников уделять больше внимания проекту.
График проекта. График проекта – это временные рамки для всего проекта в целом и каждого его этапа. Важно определить как можно более конкретные сроки выполнения каждой задачи внутри проекта. Это стимулирует сотрудников быстрее выполнять задания, облегчает контроль их выполнения и работу с рисками.
План передачи информации. Важно описать в плане проекта, как именно будет осуществляться передача информации между отдельными членами команды. Необходимо добиться от всех участников проекта понимания того, кто несет ответственность за отдельные задачи, и сформировать четкие и удобные каналы срочной и плановой коммуникации.
Что такое стратегическое планирование 2a401f03-865f-4632-88bd-d17d4ed1d7fc
Стратегическое планирование подразумевает разработку плана для решения крупных стратегических задач. Этот процесс состоит из нескольких важных частей и начинается со сбора данных и их анализа. После проведения анализа информации разрабатывается наиболее подходящая для компании стратегия развития. После запуска стратегии проводится постоянный контроль работы компании и проверка того, насколько качественно выполняются отдельные задачи и проекты, входящие в стратегию.
Стратегический план помогает определить крупные вложения, просчитать их риски и понять роль больших проектов в выполнении общей миссии и концепции компании. Если как таковой стратегический план у вашей компании отсутствует, необходимо его создать. Если же он есть, важно постоянно обновлять его. Особенно это необходимо в том случае, когда предыдущая стратегия выполнена полностью или практически полностью.
Лучшим сроком длительности стратегического плана для большинства компаний является план деятельности на 3-5 лет. Именно на это время можно достаточно точно распланировать все необходимые проекты и активности компании. Если же ваша организация развивается очень быстро, можно создать стратегический план на 2-3 года. Это позволит успеть за постоянно меняющимися или обновляющимися приоритетами бизнеса.
Преимущества стратегического планирования 93db0363-e8dc-446a-ae3d-07c679cb868a
Стратегическое планирование увеличивает качество управления компанией. Оно позволяет ставить четкие цели и объяснять, как именно компания будет двигаться к их выполнению в ближайшие 3-5 лет. Основными преимуществами создания и применения стратегического плана являются следующие факторы:
Настройка всех сотрудников на достижение целей. При создании стратегического плана все сотрудники получают понимание того, в каком направлении развивается компания. Их внимание фокусируется на конкретных задачах, выполнение которых приближает организацию к успеху на рынке. При этом правильно сформулированный стратегический план избавляет компанию от недопониманий и конфликтов и увеличивает эффективность работы отдельных сотрудников.
Раннее определение задач, которых нужно достичь. Стратегический план предполагает точное описание того, какие именно задачи должны быть выполнены в процессе работы компании. Это позволяет организации заранее подготовиться к выполнению определенных задач. Такая ранняя подготовка приводит к тому, что бизнес заранее получает достаточно ресурсов для своего функционирования, заранее определяет все риски, которые могут привести к падению доходности или замедления развития. Это делает развитие компании более стабильным и безопасным.
Постановка долгосрочных и краткосрочных целей. Стратегический план должен содержать в себе определенное количество долгосрочных целей, выполнение которых напрямую влияет на развитие компании. Долгосрочные цели ставятся заранее и разбиваются на более мелкие краткосрочные задачи. Выполнение краткосрочных задач ведет к достижению положительного результата при работе над долгосрочными целями, а положительный результат долгосрочных целей – это и есть позитивный итог следования стратегическому плану.
Полная оценка текущих состояний, существующих угроз и возможностей. Разработка стратегического плана предполагает всесторонний анализ компании. Определяется нынешнее состояние организации, особенности работы компании, преимущества и недостатки бизнес–процессов организации. После этого в процессе анализа выявляются все существующие сложности и риски, а также возможности для роста предприятия.
Укрепление бизнеса. Стратегический план определяет путь развития компании, что способствует постоянному и стабильному развитию бизнеса. Благодаря определенности стратегии и пути развития организации можно обойти все возможные риски, избрать наиболее безопасные и прибыльные проекты для развития предприятия.
Увеличение мотивации сотрудников. Наличие стратегического плана улучшает понимание сотрудниками того, каким именно образом их работа влияет на развитие компании. Это увеличивает мотивацию сотрудников и их желание добиться результатов.
Применение стратегического планирования
Процессом стратегического планирования занимается определенная группа людей, которые являются экспертами в развитии конкретной компании. Ее называют управленческим комитетом. Такой комитет обычно состоит из 5-10 ответственных за принятие решений в компании сотрудников. Они занимаются управлением компании и контролируют соответствие ее развития стратегическому плану.
На первом этапе создания стратегического плана проводится полный и всесторонний анализ компании. Этот анализ позволяет определить текущее состояние компании и понять, каким образом компания должна развиваться. В процессе анализа необходимо собрать данные о рынке, о клиентах, о бизнес–процессах организации. Информация об отрасли и рынке позволяет определить возможности компании и любые потенциальные угрозы, которые могут привести к снижению прибыльности организации. Аналитическая информация о клиентах позволяет определить, что они хотят от вашей компании, каким именно образом они пользуются продуктами бренда и какие преимущества и недостатки для себя они видят в них.
Анализ бизнес–процессов предполагает не только сбор метрик и показателей бренда, но и общение с сотрудниками. Сотрудники организации могут рассказать, какие недостатки существуют в сложившихся бизнес–процессах, какие особенности продукта стоит изменить и каким образом культура компании помогает или мешает им работать. Сотрудники также могут рассказать о том, какие варианты изменений и оптимизации внутренних процессов компании они видят.
Также можно использовать SWOT–анализ. Этот анализ предполагает полноценную оценку работы компании, определение ее сильных и слабых сторон. Такой анализ также позволяет собрать информацию о возможностях развития организации и рисках, которые могут негативно повлиять на организацию.
После проведения всестороннего анализа необходимо выработать саму стратегию компании. Чтобы разработать успешный стратегический план, необходимо принять во внимание не только текущее состояние компании, но и исходную нормативную документацию предприятия. Важно проанализировать заявленную миссию, чтобы понять главное предназначение компании и то, каким именно образом стратегический план должен вести к достижению предназначения. Необходимо использовать концепцию компании, чтобы понять, как стратегический план встраивается в долгосрочное видение компании. Ценности компании также являются опорой стратегического плана и помогают понять, что играет наибольшую роль для организации. Стоит также учитывать конкурентные преимущества предприятия и его долгосрочные цели.
При составлении стратегического плана следует, в первую очередь, определить приоритеты компании на ближайшие несколько лет. В рамках этих приоритетов необходимо составить список задач на первый год. Не нужно сразу пытаться распланировать все задачи на срок стратегического плана: изменения на рынке и результаты первого года развития компании станут лучшей опорой для создания задачи и краткосрочных планов на второй и последующие годы, указанные в стратегическом плане. При этом важно разработать также ключевые результаты и показатели на первый год. Они позволят проконтролировать, как именно развивается компания. В стратегическом плане также указывается бюджет на ближайший год с учетом существующих финансовых прогнозов.