Что такое стратегия роста компании
Стратегия роста – это стратегия развития компании, основанная на ее расширении, получении дополнительных доходов и прибыли организации. Эта стратегия позволяет компании завоевать новые рынки, повысить внимание клиентов к продукции компании, выпустить новые товары или услуги. Стратегия роста должна опираться на миссию компании и соответствовать выбранным стратегическим целям. При этом важно также обратить внимание на ресурсы, которые может затратить организация на свое развитие. Если ресурсов недостаточно, то выбранные цели достигнуты не будут, а выбранная стратегия роста не принесет результата.
В процессе планирования стратегии роста компании важно определиться, на какой стадии развития находится организация в данный момент. Необходимо проанализировать все особенности развития компании, бизнес–процессы, которые приводят к развитию бизнеса. Важно понять, насколько эффективно выполняются отдельные задачи внутри компании и можно ли оптимизировать или автоматизировать некоторые процессы. При этом стоит также оценить, какую позицию занимает компания на рынке и какая у нее репутация среди клиентов. Необходимо также понять, как развивается экономика и конкретная отрасль, в которой работает бизнес.
Только после полноценного анализа рынка и внутренних процессов компании можно выделить те направления, в которых развитие бизнеса принесет наибольший успех. Нужно написать сценарий стратегического развития и роста, который предполагает определенные финансовые вложения, рассчитать бюджет, который необходимо заложить на развитие компании, разработать маркетинговые мероприятия, который позволят вашей компании стать более известной на рынке. Итогом работы над стратегией роста должен стать четкий продуманный план работы над отдельными аспектами компании, где указаны все финансовые затраты, планируемые изменения и операции.
Стратегия концентрированного роста
Стратегия концентрированного роста – это один из наиболее популярных вариантов развития компании. Эта стратегия предполагает, что компания будет развиваться в одном конкретном направлении и прикладывать все силы к достижению довольно узкого результата. В рамках стратегии концентрированного роста можно укреплять или наращивать позиции на рынке или развивать непосредственно производимый продукт.
Стратегия по развитию рынка предполагает усовершенствование процесса продаж и продвижения уже готового продукта. В рамках этой стратегии предполагается поиск новых каналов продаж, исследование способов выхода продукта на новые рынки. То есть компания наращивает позиции не только на доступном и известном рынке, но и на других его вариантах.
Стратегия по укреплению позиций на рынке предполагает постепенное увеличение объемов продаж и закрепление позиций продукта на рынке. Для этого необходимо разработать грамотную маркетинговую стратегию и выработать механизмы стимулирования сбыта.
Стратегия концентрированного роста для продвижения конкретного продукта же направлена на работу с потребителем и с продуктом. Для начала нужно провести анализ уровня спроса на продукт и понять, насколько потребитель нуждается в предлагаемом продукте, какие преимущества и недостатки для себя он видит. На основе изучения спроса и предложения необходимо доработать и модернизировать продукт, акцентировать внимание пользователей не преимуществах товара или услуги с помощью специально разработанной маркетинговой стратегии, увеличить преимущества продукта перед конкурентами и поддерживать качество товара или услуги на необходимом уровне.
Стратегия интегрированного роста
Стратегия интегрированного роста предполагает развитие компании одновременно с повышением контроля над работой других компаний, к примеру, поставщиков, дистрибьюторов. Такая схема развития позволяет компании сконцентрировать максимальное количество операций под своим контролем. Это позволяет компании гораздо меньше зависеть от внешних обстоятельств и развиваться самостоятельно, в том темпе, в котором организация это может.
Один из вариантов воплощения такой стратегии – это покупка поставщика. Бизнес может вырасти благодаря покупке завода–изготовителя упаковки для своих продуктов или расходного материала. Это позволяет снизить риски недобросовестности поставщиков и бюрократические издержки. Такой способ развития компании называется регрессивной интеграцией.
Следующий способ интегрированного роста – это ужесточение системы распространения продукта. Компания, например, может приобрести контрольный пакет акций компании–дистрибьютора, чтобы взять под контроль то, как именно происходят продажи товаров и услуг бизнеса. Это ужесточение позволяет понять, каким образом распространяется продукт, и изменить произвольным образом его распространение. Такой метод развития компании называется прогрессивной интеграцией.
Существует также горизонтальная интеграция. Этот метод развития компании предполагает приобретение конкурентов в собственность и слияние их с вашим бизнесом. Такой метод позволяет взять под контроль работу других компаний и снизить их производительность, чтобы добиться большего успеха головного бизнеса. Он также помогает получить доступ к повышенным мощностям производства и, как следствие, увеличить количество производимых продуктов.
Стратегия ограниченного роста
Стратегия ограниченного роста – это идеальный выбор для тех компаний, которые предпочитают безопасное, пусть и медленное развитие. Она также позволяет нарастить доходность компании и повысить ее показатели. Такая стратегия заключается в том, что все цели определяются на основе существующих достижений компании. Соответственно развитие компании происходит на основе уже имеющихся результатов и достижений. Такая схема роста используется в том случае, если компания уже длительное время работает на рынке и имеет проверенные методы успешного продвижения продукции, а изменение объема продаж связано не с попыткой завоевать новые места на рынке, а с переменой внешнеэкономических факторов. Такой метод развития компании используется, когда на ее показатели влияет инфляция или другие внешние экономические факторы.
Стратегия диверсифицированного роста
Диверсификационный рост – это развитие компании за пределами привычной для нее сферы деятельности. Этот метод развития организации используется тогда, когда в главной отрасли предел развития компании уже достигнут, и нужно найти новый путь развития бизнеса. Освоение новых отраслей производства проводится с использованием существующего у компании опыта и знаний.
Существует несколько разновидностей диверсифицированного роста компании:
Концентрическая диверсификация. Этот метод развития компании предполагает наполнение ассортимента бренда продуктами, схожими с уже имеющимися товарами или услугами. Такой способ расширения ассортимента призван привлечь внимание пользователей благодаря расширению выбора и предложения для потенциальных клиентов. При этом новые продукты можно выпускать в других ценовых сегментах, чтобы привлечь больше заинтересованных пользователей.
Горизонтальная диверсификация. Эта методика развития бизнеса предполагает выпуск абсолютно новой продукции, которая никоим образом не связана с предыдущими товарами и услугами бренда. При этом новая продукция должна быть ориентирована на ту же целевую аудиторию. Такой метод развития компании позволяет заинтересовать пользователей в повторных покупках, спровоцировать их на продолжение контакта с брендом или на увеличение среднего чека.
Конгломератная диверсификация. Этот вид развития предполагает полноценный переход на новый вид производства и разработку новой линейки продуктов. Это означает, что компания сворачивает все существующие линии производства и переформатирует их, чтобы перейти на новый рынок. Все это происходит без смены бренда, но фактически конгломератная диверсификация предполагает его полное переформатирование.
Стратегия экономического роста
Стратегия экономического роста – это та методика развития компании, которая предполагает формирование постоянного притока инвестиций или постоянного дохода. При отсутствии источников притока финансов потери компании рано или поздно начинают превышать прибыль, что ведет к возникновению серьезных проблем в работе организации. При использовании этой стратегии важно разработать схему постоянного получения финансов.
Вы можете привлечь внимание инвесторов и спонсоров, что позволяет получить стабильное дополнительное финансирование для развития определенного проекта или бизнеса в целом. Еще одним хорошим вариантом получения финансирования является заключение партнерского соглашения. В этом случае в обмен на определенное денежное финансирование вы должны будете оказать партнеру определенные услуги. Третьим вариантом получения средств для развития компании является привлечение кредитных средств. Несмотря на то, что в кредит можно получить достаточно хорошее финансирование, это может привести к появлению определенных рисков.
Результатом дополнительного финансирования должно стать развитие компании. То есть в процессе развития компании после притока денежных средств должно начаться расширение ассортимента продуктов, новая рекламная кампания, проведение дополнительных изменений и оптимизации бизнес–процессов. На основе дополнительного финансирования можно также провести дополнительную маркетинговую кампанию для продвижения товаров или услуг бренда.
Стратегия интенсивного роста
Стратегия интенсивного роста – это метод, который предполагает очень быстрый прирост клиентов и наращивание дохода компании. Это происходит при активном внедрении на рынок продукции бренда. Такой метод можно использовать в том случае, если потенциал, как финансовый, так и материальный, использован не до конца, и у организации есть ресурсы, которые можно задействовать для ускоренного развития. Увеличения объема производства и продаж можно добиться путем оптимизации внутренних процессов компании, а также привлечением новых клиентов с помощью рекламных инструментов.
Привлечение клиентов может осуществляться с помощью определенных рекламных стратегий и отдельных мероприятий, направленных на повышение узнаваемости бренда. Однако некоторые компании задействуют другие инструменты, направленные на переманивание клиентов и постоянных покупателей у конкурирующих организаций. Сделать это можно абсолютно разными способами. Например, снижение цены на продукт при сохранении его высокого качества позволяет обратить на него внимание клиентов, в том числе и тех, которые обычно покупают аналогичный товар или услугу у конкурентов. Если снижать цену продукта вы не считаете возможным, другим вариантом привлечения клиентов является предоставление дополнительных услуг или сервисного обслуживания. Это также повышает интерес клиентов к вашей компании благодаря тому, что они могут получить дополнительную выгоду.
Еще одним вариантом стратегии интенсивного роста является расширение рыночного сегмента. Если вы хотите добиться получения большой прибыли в кратчайшие сроки, вы можете задействовать в продаже своих продуктов новых дистрибьюторов, открыть филиалы компании в других городах и регионах. Хорошим вариантом является также использование маркетплейсов, которые обеспечивают доставку и перевозку продуктов.
Базовая стратегия роста
Базовая стратегия роста – это наиболее универсальная методика, которая подходит для стабильного развития компании. Она позволяет рассчитать, как именно будет продвигаться рост организации, каким образом бизнес будет наращивать объемы продаж и производства и какие изменения будут внесены в работы компании.
Базовая стратегия роста включает следующие этапы:
Распределение ресурсов. В процессе планирования определенного роста компании важно грамотно распределить ресурсы. Речь идет не только о финансовых ресурсах или расходных материалах для производства, но и о человеческих ресурсах и времени. Важно правильно распределить обязанности среди сотрудников, чтобы не допустить перегрузки отдельных специалистов. Необходимо рассчитать временные рамки для каждой задачи, чтобы не допустить задержек и сложностей при их выполнении.
Минимизация рисков и издержек. В процессе создания базовой стратегии роста необходимо проанализировать все возможные риски, с которыми может столкнуться компания в процессе своего развития. Важно также понять, каким образом можно минимизировать издержки в процессе производства продуктов и их продвижения и продажи. Минимизация издержек и рисков позволяет сделать развитие компании более стабильным и приводит к более уверенному росту бизнеса даже в меняющихся условиях рынка.
Реорганизация компании. В некоторых случаях необходимо провести реорганизацию отдельных подразделений компании или всей организации в целом. Это необходимо в том случае, если в процессе анализа текущей ситуации компании было выявлено, что отделы бизнеса или весь бизнес в целом работают неэффективно. В таком случае необходимо выработать стратегию оптимизации работы компании, провести автоматизацию отдельных процессов и увеличить их эффективность.
Привлечение дополнительного финансирования. В развитии компании огромную роль играет дополнительное финансирование, так как любые изменения требуют финансовых вложений. Базовая стратегия роста предполагает нахождение стабильного притока финансирования, который сможет обеспечить постоянное развитие компании. В качестве финансирования можно использовать инвестиционные вложения, кредитные средства или доход от продаж уже существующих продуктов. Также можно задействовать партнерские соглашения.
Разработка общей управленческой стратегии. В рамках развития компании необходимо разработать обновленную управленческую стратегию. Смена стратегии управления также способна обеспечить стабильный рост организации, особенно если она приводит к повышению эффективности работы компании.
Стратегия роста Ансоффа
Игорь Ансофф – это американский математик и создатель теории стратегического менеджмента. Он предложил свой собственный вариант развития и роста организации:
Проникновение на рынок. Несмотря на название этого этапа, речь идет не о внедрении продукта на новый рынок, а о развитии пользовательского интереса к уже существующему на рынке продукту. Для этого необходимо провести определенные маркетинговые мероприятия и выработать целостную маркетинговую стратегию, которая будет способствовать продвижению продукта. Можно также повысить интерес пользователей к товарам или услугам с помощью снижения цены на товар или услугу, а также предложением дополнительных услуг для клиентов при покупке продуктов.
Развитие рынка. Развитие рынка – это расширение рынка сбыта. Оно может быть географическим, что означает увеличение количества точек продаж или открытие дополнительных филиалов компании в других регионах. Развитие рынка может также подразумевать сегментарное расширение рынка сбыта.
Развитие продукта. В процессе роста компании необходимо постоянно развивать и продукт. Важно постоянно улучшать товары или услуги, чтобы они соответствовали потребностям пользователей. Вы также можете расширять ассортимент компании путем выпуска разновидностей одного и того же продукта или абсолютно новых товаров или услуг.
Диверсификация. Это самый рискованный вариант развития компании, который предполагает выпуск нового продукта для нового сегмента рынка. Его можно задействовать в том случае, если вы готовы к финансовым потерям. Новый продукт может оказаться невостребованным среди конечных потребителей.