Обучение в LeadStartup
Управленческие профессии
LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR

Как правильно понимать и принимать конструктивную критику. Советы по эффективному восприятию критических замечаний для личного и профессионального роста.

Конструктивная критика — это способ давать полезные советы для улучшения работы или поведения человека
Нравится
0
Редактировать Конструктивная критика
Редактировать

Конструктивная критика

Главный обман стоит раскрыть сразу.

Критика – это не что–то негативное, о чём вы никогда не просили и не хотели бы знать, несмотря на то, что слой негативной коннотации с каждым годом становится всё толще и толще. Каждый хоть раз думал, что он не хочет никогда в жизни слышать критику в свой адрес.

Однако на самом деле критика – это обратная связь, которую можно донести множеством разных способов. И за все эти способы ответственен человек, её дающий.

За этим словом закрепился статус указания на ошибки и недочёты, зачастую в грубой форме, однако на самом деле это не соответствует реальности.

Давайте же узнаем, что такое конструктивная критика, как её дать и принять и почему без критики на самом деле нельзя.

Что такое критика и зачем она нужна?

Критику можно поделить на два вида:

  1. Деструктивная

  2. Конструктивная

Казалось бы, всё очень легко, но стоит учитывать множество нюансов.

Деструктивная критика – это та, которая дана с использованием неверных инструментов. Такая критика несёт в себе исключительно негатив, зачастую обвиняет человека или выставляет его глупым, может переходить на личности.

Однако, стоит понимать кое–что ещё.

Деструктивной является любая критика, которая не может быть применима, бесполезна, что на практике вызовет исключительно негативные эмоции, даже если ничего подобного изначально не закладывалось.

Как можно понять, конструктивная критика это та, что противоположна деструктиву.

Несмотря на общее намерение (помочь человеку и вежливо указать на просчёты) – главное их отличие в том, каким образом происходит взаимодействие.

Весь смысл конструктивной критики состоит в том, чтобы донести свою мысль и желание помочь до человека таким образом, каким он может это воспринять положительно. Сделать так, чтобы человек не смог найти в указании на что–либо повода расстроиться или обидеться, но нашёл мотивацию поправить недочёты.

Как бы некоторые ни отрицали, мнение со стороны необходимо для продуктивной и эффективной работы. Иногда мы можем не замечать чего–то важного, что заметит другой.

При этом, чем лучше способен человек подать и принять критику, тем более продуктивным будет рабочий процесс, в котором он задействован.

Почему люди плохо принимают критику?

Так уж вышло, что человеческое эго – очень тонкий инструмент, который запросто можно расстроить одним неверным словом.

Это же касается и критики. На стороне слушающего, часто указание на недочёты или ошибки воспринимается, как личные нападки, от которых нужно срочно защититься. Таким образом можно получить две реакции: агрессию или потерю мотивации и уныние. Однако это с меньшей вероятностью произойдёт в команде, где спокойная комфортная атмосфера и есть понимание личных границ и рабочих отношений.

Еще одна возможная причина, по которой человек может плохо принимать критику – в устах говорящего и сводится к неумению её высказывать. Многие из нас не очень хороши в выборе слов, особенно, когда необходимо провести какой–то сложный и продуктивный разговор. Всегда помните, унизить или обидеть человека легко, особенно уязвимы люди на этапе обучения, когда не чувствуют себя достаточно компетентными. Поэтому старайтесь заранее готовиться, а может даже с кем–то отрепетировать предстоящий диалог, это поможет избежать, как минимум, самые очевидные и грубые ошибки.

Какие есть принципы и отличительные черты у конструктивной критики?

Выделим основные принципы конструктивной критики.

Уважительность

Иногда людям кажется, что правда – это всегда просто правда и её достаточно только донести, не важно в каком именно виде. Однако такое заключение в корне неверно.

В зависимости от того, как критика будет подана, вы получите результат лучше или хуже, а также вероятно улучшите или испортите отношения с коллегами.

Правдивость и справедливость – замечательные черты, однако ещё больше смысла они имеют, когда идут вкупе с тактом.

При несоблюдении этого пункта конструктивная критика превращается в деструктивную, которая не мотивирует, а отвращает от процесса.

Аргументированность и конкретика

Все мы понимаем, что «Всё плохо, переделывай» – это не критика.

Конструктивная критика включает в себя подробный разбор и чёткие фактические указания на требующие доработки моменты. В ином случае критика также становится деструктивной, так как не несёт никакой пользы в себе и не помогает в понимании предмета обсуждения и ошибок.

Своевременность

Очень важно высказаться вовремя. Не стоит высказываться тогда, когда человек не готов к обсуждению, отвлечён или занят. Не стоит специально отвлекать человека от дел, потому что в таком случае он, вероятнее всего, запомнит ваши слова крайне поверхностно.

Также не следует возвращаться к своей критике тогда, когда обсуждение вопроса уже неактуально. Многие руководствуются принципом «лучше поздно, чем никогда», но в таком случае вероятнее всего, вы повлияете только на самооценку.

Как давать конструктивную критику?

На первом месте, индивидуальный подход. Однако минусы его в том, что в основном это работает только для небольших коллективов (в среднем до 10 человек).

Что же делать в случае, если не все люди достаточно знакомы или у вас появился в команде новый человек?

  • Будьте спокойны и уверены, аргументируйте.

Получающий критику человек будет воспринимать её гораздо эффективнее, если будет уверен в полной компетентности того, кто её высказывает. Нервного человека, мысли которого пляшут от одного к другому, услышать и принять гораздо сложнее и требует дополнительных затрат сил для принимающей стороны. Аргументы – ваша помощь, они всегда будут на вашей стороне и помогут объяснить, что и почему было не так.

  • Лучше записать.

Если вы не уверены, что сможете развёрнуто и конкретно дать критику, то лучше записать основные тезисы или прислать её полностью в письменной форме. Таким образом, человеку не придётся запоминать на слух фидбэк, а вам не придётся подбирать слова в диалоге и вспоминать, всё ли вы успели упомянуть.

  • Будьте вежливы и никогда не переходите на личности

Необходимость вежливого ведения диалога уже упомянута выше, однако стоит сказать об этом снова. Вежливость – ваш ключ к взаимно уважительному общению с человеком.

  • Не критикуйте прилюдно

Не стоит критиковать человека на глазах у его коллег. Таким образом можно спровоцировать раздражение или жёсткую защитную реакцию, при которой принимающий критику будет уже не способен воспринимать то, что ему говорят.

Как давать конструктивную критику? (продолжение)

  • Не говорите заученными фразами

Некоторые коучи и корпоративные психологи настаивают на том, что в определённых ситуациях стоит говорить строго определённые слова и фразы, которые точно не вызовут у человека чувства дискомфорта. Однако, используя заученные фразы, вы можете достичь именно этого результата и тем самым вызвать раздражение и нежелание продолжать общение.

Очень сложно вести диалог с роботом, даже если его манеры идеальны, а фразы экологически чисты.

  • Объясните свою мотивацию

Расскажите, почему вы обратили внимание на эту конкретную деталь, объясните, что хотели бы видеть. Можно дать совет или подсказать, как именно это можно поправить. Но и в коем случае не обращаясь к условному общему опыту.

Это ошибка, так не делают, обычно делают вот так – ❌❌❌

Я бы посоветовал попробовать сделать так, если не придёт другая идея – ✔️✔️✔️

Так вы не дадите человеку повода думать, что он единственный не знает о чём–то, о чём знают все остальные.

  • Не наполняйте свой отзыв притянутым позитивом

Часто нас учат, что перед тем, как высказать критику, лучше всего сначала озвучить положительные стороны. Так действительно можно делать, однако не стоит замыкаться в этой модели и стараться найти положительные моменты там, где их нет или они не стоят внимания. В ином случае человек также может посчитать, что вы либо просто не хотите его обидеть, либо что вы действуете строго по инструкции. Ваша задача – не заставить человека чувствовать себя хорошо, а быть в состоянии, где он может принимать критику.

Как принять конструктивную критику?

Помимо несомненно важного умения давать критику, важно и уметь её принимать.

Все мы знаем, что воспринимать и исправлять свои ошибки и недочёты может быть сложно, но это то, что позволит вам улучшать свою эффективность, а также учиться чему–то новому в процессе исправлений или нахождений новых способов.

Что можно сделать, чтобы лучше принимать критику:

Слушайте собеседника

Постарайтесь осознать то, что вам говорят. Вспомнить то, о чём речь и применить к своим предположениям. Не нужно эмоционально закрываться в своей правоте.

Не нападайте и не ставьте глухую защиту

Иногда очень сложно осознавать свою неправоту или невнимательность. Хочется доказать, что на самом деле это не так и все вокруг сами не правы, а вас это не касается. Лучше не реагировать слишком резко и стремительно.

Именно в таком случае диалог перестаёт иметь смысл, так как вы не слышите собеседника за своим желанием закрыться и не позволить ударить по вашей самооценке. Постарайтесь осознать, что барьеры стоит опустить и, возможно, прислушаться.

Задавайте вопросы

Каждому хочется быть тем человеком, который все понял с первого раза. Но в тех случаях, когда это не происходит, всегда лучше честно обратиться к человеку с вопросом и уточнить у него, что же он имел в виду. Таким образом вы избежите недопониманий в дальнейшем, а ваш собеседник будет понимать, что вы действительно его слушали.

Как принять конструктивную критику? (продолжение)

Не принимайте критику лично

Критика существует не для того, чтобы вас унизить и оскорбить тем, что вы чего–то не знаете. Ошибки не делают вас плохим сотрудником или человеком, поэтому, наверное, самое главное – стоит принять то, что вы можете ошибаться и это совсем не страшно. Защита и раздражение чаще всего исходят из переживания о том, что кто–то засомневается в вашей компетенции или посчитает вас неподходящим сотрудником, однако знание того, что это не относится к делу может гораздо упростить общение.

Не подключайте к процессу внутреннего критика

У вас всегда будет 1000 и 1 причина рассказать себе, почему вы не правы. И это то, к чему прислушиваться не стоит. Помните, что самые строгие критики это всегда мы сами, и не всегда стоит прислушиваться к тому, где именно можно было сделать ещё лучше, не допустить ошибку или сразу понять, что стоило делать по–другому. Скорее всего эти сценарии были практически невозможными, а вы просто слишком дотошны к себе. Передайте это право другим.

Как применить критику и использовать её в работе.

На самом деле, конструктивная критика – это один из ваших основных инструментов в работе с чем угодно. Это ваша обратная связь, советы по улучшению и возможность расти. Также это и возможность научиться доверять коллегам и другим участникам команды, что крайне важно.

На самом деле, конструктивная критика тоже участвует в формировании здоровой и комфортной атмосферы внутри коллектива.

Гораздо проще работать, когда ты не ожидаешь неприятных разборок и обвинений в случае ошибки и всегда можешь рассчитывать на открытый, честный, но вежливый фидбэк.

Взаимодействие с конструктивной критикой с обоих сторон – это сложный навык, которому придётся учиться.

Однако он крайне полезен, помогает развиваться, уметь слушать и выстраивать доверительные отношения с теми, с кем вы работаете.

© 2024 LeadStartup
Все права защищены.
Первый шаг к сотрудничеству — неформальный разговор
Ответим вам в течение 5 минут
  • Переквалифицируем на «CPO», «Продакта» или «Agile–коуча»
  • Помогаем перейти из «поджатых» компаний в компании с крутой культурой
  • Прокачиваем управленческие «хард–скиллы» до стандартов международных компаний enterprise–сегмента
  • Работаем индивидуально 1–на–1