Что такое модель окна Джохари?
Коммуникация в коллективе играет важнейшую роль. Без нее множество процессов неэффективны или просто невозможны. Поэтому компания должна постоянно улучшать взаимосвязи внутри коллектива, чтобы достигать своих целей с минимальным количеством потерь. Для этого используются различные методы и инструменты. Одним из них является модель окна Джохари.
Эту концепцию разработали два психолога: Джозеф Лофтус и Гарри Ингрэм. Свое название она получила от первых букв их имен – Joseph and Harry. Целью создания модели стала потребность в улучшении самосознания и межличностной коммуникации. Иначе говоря, благодаря этой схеме человек может лучше определить свои сильные и слабые стороны, чтобы в дальнейшем использовать их при взаимодействии с другими.
Структура окна Джохари визуализируется в виде квадрата с четырьмя полями, каждое из которых отвечает за один из аспектов личности.
– Открытая область
Это та часть человека, где содержится личная информация, доступная как ему самому, так и его окружающим. Это могут быть личные и профессиональные качества, привычки, биографические факты, навыки, уровень образования и прочее. Источниками этих данных могут быть, например, паспорт, водительские права, список контактов, аккаунты в социальных сетях и так далее.
В начале знакомства с человеком, открытая область весьма ограничена, но со временем эта зона расширяется. Это работает как в личной жизни, так и на профессиональном поприще. Когда работодатель рассматривает кандидатуру, то у него есть только общая информация из резюме. Далее личность постепенно раскрывается на собеседовании и в период испытательного срока.
– Слепая область
В ней содержатся данные, известные только другим, но не самой персоне. Это достаточно субъективная зона, так как для каждого отдельно взятого человека образ личности будет свой. Это могут быть какие–то особые привычки, эмоции или чувства. То есть сама персона о себе этого не осознает, как будто бы действует на автомате.
Не всегда это значит, что присвоенная характеристика действительно принадлежит человеку, так как иногда это может быть чья–то проекция. Например, человек разговаривает достаточно быстро и громко. Для него и его ближайшего окружения это является нормой, но для некоторых новых людей это может стать отталкивающей чертой.
Если мы говорим о профессиональной сфере, то, например, опоздания на работу являются негативной чертой для сотрудника. В то же время, если при этом эффективность человека не страдает и он выдает стабильные результаты, то отсутствие пунктуальности не будет серьезным недостатком. В любом случае есть возможность найти какой–то компромисс и предложить гибкий график работы, либо настаивать на соблюдении временных рамок в определенных случаях.
– Скрытая область
В этой зоне содержится информация, доступная только для самой личности, но неизвестная окружающим. Сокрытие этих данных происходит сознательно. Это могут быть комплексы, секреты, какие–то страхи и прочие негативные аспекты, вызванные прожитым опытом, личными травмами, подавленными желаниями и так далее.
Эта информация может постепенно перейти в открытую область. Иногда человек сам решается на этот шаг, иногда для этого требуется дополнительный стимул. В любом случае, слишком торопить события не стоит.
В работе важно, чтобы каждый участник процесса был максимально вовлечен, тогда это обеспечит достижение ожидаемых результатов. Однако излишняя застенчивость может снизить эффективность не только отдельно взятого сотрудника, но и всей команды в целом.
– Неизвестная область
Этот раздел информации, который недоступен ни самому человеку, ни его окружению. То есть это что–то бессознательное, что ещё не проявилось в той степени, чтобы стать заметным. Это могут быть какие–то скрытые таланты или потенциалы. Они могут проявиться в каких–то нестандартных ситуациях или постепенно, по мере развития личности и ее профессиональных качеств.
В каждом человеке присутствуют все четыре стороны в разных пропорциях. С течением обстоятельств они могут изменяться. Это отражается на поведении человека, его эмоциях, словах и действиях. Каждый должен персонально следить за своими аспектами личности.
Однако в профессиональной сфере эта ответственность разделяется с руководителем, который заинтересован в росте навыков и компетенций сотрудника. Он может поддерживать инициативу подчиненных и поощрять их за достижения.
Как модель окна Джохари используют в менеджменте?
Психологическая концепция Джохари используется для решения множества задач в разных сферах деятельности. Благодаря ей удается улучшить коммуникацию в команде и тем самым добиться большей эффективности. Ниже рассмотрим, каким образом можно применить модель в менеджменте организации.
Улучшение коммуникации
Её можно использовать и в индивидуальной работе с сотрудниками, и в групповой. Причем это может происходить последовательно, чтобы обнаружить ещё больше возможностей для роста.
Когда команда лучше знает друг друга и как личностей, и как профессионалов, то уровень их доверия возрастает. Чем ближе их взаимосвязь, тем более доверительной и уважительной будет коммуникация. Благодаря этому снизится число конфликтов и, соответственно, рисков.
Сплоченная команда имеет общие цели, поэтому они будут в большей степени вовлечены в работу. Понимание того, какими сильными и слабыми сторонами обладает каждый из членов команды, позволит эффективно добиваться ожидаемых результатов.
Повышение самоосознания
Благодаря применению модели окна Джохари менеджеры могут поощрять самоосознание своих сотрудников. Обычно это осуществляется через методы саморефлексии и обратную связь.
В первом случае можно провести челлендж, в рамках которого предложить команде подумать над вопросами, которые касаются их профессиональных качеств. Реализовать это можно в формате ведения дневника. Личными записями делиться не нужно, но менеджер может предоставить возможность высказаться и обсудить инсайды по итогам челленджа.
Во втором случае фидбэк можно представить разными способами. Но для этого существует несколько важных правил:
Первое – обратная связь должна осуществляться на равных позициях. Второе – активное слушание и возможность высказаться. Третье – коммуникация должна проходить на постоянной основе.
Фидбэк может быть предоставлен и в письменном, и в устном виде. Однако личное общение позволяет выстроить более доверительные отношения, что действует эффективнее на пути достижения целей.
Развитие командного духа
Модель окна Джохари используется для поддержания командного духа и развития корпоративной культуры. Это реализуется через командные тренинги и другие мероприятия, где применима данная концепция. Важно, чтобы всем участникам было комфортно, иначе они не смогут раскрыться в полной мере.
Если речь идет о развитии soft skills, то лучше всего, если все тренинги и индивидуальные упражнения проводились в неформальной обстановке. Их можно провести в игровой форме, чтобы создать расслабленную атмосферу. Ко всем тренингам должны относиться как к игре, а не как к соревнованиям или рабочим задачам.
В индивидуальных заданиях лучше сохранить анонимность, особенно на первоначальных этапах становления команды. Раскрытие индивидуальности каждого сотрудника должно происходить постепенно, без морального давления.
Если речь идет о профессиональном развитии, то тут сначала нужно провести оценку текущего уровня квалификации. Это требуется для того, чтобы понять, какой тип обучения потребуется и для каких специалистов. В этом, в том числе, может помочь и модель окна Джохари, так как она проявляет сильные и слабые стороны человека.
Управление изменениями
В условиях внедрения изменений данный психологический инструмент позволит оценить, насколько успешно это удалось сделать. Его можно использовать как на промежуточных этапах, чтобы скорректировать план реализации, так и после завершения обновлений.
Он помогает обнаружить причины сопротивления переменам, найти точки соприкосновения, побороть страхи и определиться с ожиданиями. На основе этого менеджеры могут понять, какие ещё шаги можно предпринять для того, чтобы улучшить результаты и сделать рабочие условия более комфортными.
Развитие лидерских качеств
Руководители могут использовать концепцию Джохари для улучшения своих лидерских качеств и управленческих навыков. То есть они могут самостоятельно оценить себя, перечислив все ключевые факторы, которые им о себе известны. Но также они могут обратиться к сотрудникам, партнерам и клиентам для оценки личностных качеств и уровня профессионализма со стороны.
Получить обратную связь довольно таки сложно, так как часто люди опасаются высказывать свое критическое мнение относительно руководства даже в анонимной форме. Поэтому, прежде чем спросить об этом напрямую, придется завоевать доверие путем демонстрации открытости и готовности к фидбэку.
Модель окна Джохари является отличным психологическим инструментом и для работы с командой, и для индивидуального развития. Этот подход не требует спешки, так как познание себя или своего коллектива происходит постепенно. Приходится охватить множество аспектов и затем проанализировать это. Только после этого полученные данные можно будет использовать для дальнейшего роста и развития.
Принципы работы модели окна Джохари
Схема может менять свой внешний вид в зависимости от того, насколько наполнена каждая из сторон личности. Если человек достаточно откровенный, то его открытая область будет больше, чем скрытая и так далее. В зависимости от приложенных усилий структуру модели Джохари можно менять следующими способами:
– Обратная связь
Этот метод позволяет лучше узнать себя, даже если кажется, что все о себе давно известно. Важно быть открытым к критике, но при этом уметь оценивать, насколько она может быть конструктивной и полезной. Поэтому необходимо развивать критическое мышление. Этот навык позволит более трезво оценивать собственные возможности и характерные особенности, а также лучше понимать, какая информация соответствует действительности, а какая является навязанной.
Чтобы иметь полное представление о себе как о персоне, можно обращаться за обратной связью к разным людям. Это могут быть не только близкие люди, но и люди из профессионального круга. Причем не только руководители и коллеги, но и клиенты.
В некоторых случаях компания может автоматизировать этот процесс. Например, если она предоставляет какой–либо сервис, то сразу после совершения услуги на телефон или в приложение может поступить звонок или сообщение с просьбой оценить работу специалиста. Однако стоит помнить, что оценка не всегда бывает объективной, поэтому в некоторых случаях требуется более детальное изучение ситуации.
– Самораскрытие
Это самостоятельная работа над собой. Она может осуществляться при поддержке психолога или коуча, если речь идет о каких–то профессиональных навыках, например, работе в команде. Также это происходит во время повышения квалификации, так как дает возможность раскрыть свои таланты и потенциал. Даже повышение на работе может поспособствовать личностному росту.
Умение работать со своими эмоциями пригодится как в личной, так и в профессиональной жизни. Это привлекает других людей, и поэтому они формируют более позитивное представление о личности.
Кроме того, важно уметь делиться персональной информацией в достаточной мере, чтобы не навредить себе же. Открытость уместна не всегда и не со всеми, хотя она и способствует повышению эффективности в коммуникации и делах.
– Метод проб и ошибок
Преднамеренное или случайное создание новых условий, в которых могут проявиться скрытые черты характера или способности.
Принятие как позитивного, так и негативного опыта. На его основе формируется будущая модель поведения. Это касается и личного, и профессионального опыта. В этом поможет использование новых знаний и навыков.
Развитие коммуникативных навыков и поиск новых связей как на работе, так и в личной жизни.
Все эти методы помогают всесторонне развивать личность и тем самым делать ее более открытой. То есть человек получает возможность проявить свои скрытые таланты, раскрыть потенциал или, наоборот, избавиться от каких–то ограничений, таких как комплексы и предубеждения.
Модель окна Джохари – это мощный психологический инструмент, который можно использовать как для личностного роста, так и для развития команды или ее отдельно взятых участников. Чем лучше удается понять человека, тем больше возможностей можно использовать в дальнейшем.