Что такое эффект Бенджамина Франклина?
Многие знают Бенджамина Франклина как американского политического деятеля, дипломата, ученного, писателя, философа и да, это его портрет изображен на купюре номиналом в сто долларов. Он отличался своими интеллектуальными способностями и у него действительно есть чему поучиться.
В своей автобиографии Франклин упомянул один случай:
Однажды, у своего оппонента в политических делах он попросил одолжил ему книгу на время. Его оппонент согласился и получил в ответ благодарность, после чего у них завязались дружеские отношения.
«Тот, кто сделал для вас доброе дело, будет готов сделать его вновь.» — Говорил Бенджамин.
Попросите человека сделать для вас небольшое дело и это укрепит ваши отношения. На самом деле эффект Бенджамина Франклина — психологический трюк, который поможет вам находить новых друзей и знакомых, он «располагает» людей к вам. Но как же он работает?
На самом деле все легко объясняется. Дело в том, что многие люди хотят быть полезными окружающим, это подсознательно дает им возможность повысить свою значимость. Когда мы кому либо помогаем, мы чувствуем себя лучше, мы начинаем мысленно хвалить себя. Например: вы помогли бабушке перейти дорогу и получаете в ответ море благодарности, разумеется после этого вы будете гордится собой и поможете ни одной бабушке в будущем.
Самое главное — похвалить и отблагодарить человека, за оказанную им помощь, но так, чтобы это не звучало преувеличенно и льстиво. Попросите человека выполнить для вас незначительное и легкое дело, которое не будет ему в тягость, так вероятность на успех возрастет и вы наврятли получите отказ.
Если вы будете просить человека о выполнении тяжелых задач, он просто будет себя чувствовать неловко и будет стараться отказаться, в таком случае вы наоборот оттолкнете его от себя.
Где эффект Франклина может быть полезен?
Данный эффект поможет во многом. Можно использовать его среди коллег, чтобы создать позитивную обстановку на работе и найти общий язык даже с токсичными сотрудниками, хотя тут сложно что–либо сделать.
Можете попросить о помощи близких, это укрепит ваши отношения. Если вы хотите познакомится с человеком на улице, можно спросить, где находится ближайшая станция метро или ресторан, даже если вы знаете. Это поможет вам начать разговор.
Этот способ дает людям понять, что они вам нужны и полезны. Проводились исследования по эффекту Франклина, которые показали, что в рабочем коллективе, сотрудники испытывали большую симпатию к тем, кто просил их помочь по работе.
Не стоит расстраиваться, если человек вам отказал, возможно ваша просьба для него затруднительна или же у него просто нет сил или времени. Метод Бенджамина Франклина конечно не поможет вам восстановить испорченные отношения, но обязательно создаст о вас более позитивное мнение.
Как не поддаваться на манипуляции?
Каждый из нас не раз встречал в своей жизни манипулятора, но таких людей порой не просто распознать сразу. Манипуляторы используют психологические трюки, для достижения своих целей, одним из таких трюков является эффект Франклина.
Человек может использовать данный способ манипуляции даже не зная о нем. Вначале манипулятор может просить о выполнении небольших просьб, но со временем он начнет просить вас о трудных задачах, которые займут много вашего времени.Важно помнить, что в лице манипулятора может выступать абсолютно любой человек.
Вначале вы будете рады помочь человеку и в дальнейшем вам будет сложнее отказать ему в его просьбах. Возможно вы будете бояться быть виноватым перед этим человеком в случае вашего отказа. Но как избежать манипуляций?
Вы должны понять, что только вы хозяин вашего времени и только вы распоряжаетесь своим вниманием. Научитесь в первую очередь уважать себя и свои интересы, не ставьте других людей важнее себя.
Иногда манипуляторы начинают негативно высказываться о вас, в случае вашего отказа, таким образом они пытаются навязать вам чувство вины и дискомфорта, но не стоит это воспринимать всерьез и тут же соглашаться на их просьбы, даже если они утверждают, что вы им должны. Помните, вы не станете для этого человека врагом всей его жизни, особенно если спокойно объясните ему причину отказа. Возможно человек нагрубил вам сгоряча и возможно сам будет чувствовать себя неловко.
Самое главное, помогайте людям от души, только если вам удобно и хочется помочь. Согласится или нет, это ваше личное решение, если человек вам помогает в ответ, то в том, чтобы согласиться помочь ему нет ничего страшного, даже если это ваш начальник или лучший друг. Но если вас просят помогать безвозмездно на постоянной основе — это просто манипуляция, и человек сам прекрасно понимает, что использует вас.
Эффект Франклина в бизнесе и маркетинге
Эффект Франклина оказывает свое воздействие на подсознание, человек не задумываясь начнет испытывать положительные эмоции к вам. Вы уже знаете, что данный метод работает на все людях, почему бы не применить его на клиентах, чтобы увеличить количество продаж и доход соответственно?
Многие компании используют данный метод в маркетинге. Можно провести обзвон ваших клиентов и попросить рассказать о плюсах и минусах вашего товара/услуги. Если у вас плюсов больше чем минусов, клиент сам осознает, что ваш продукт действительно хорош и, возможно, посоветует его своим знакомым.
Также можно попросить клиента оставить отзыв или комментарий на вашем сайте. Если человек оставит отзыв по вашей просьбе, то вероятность того, что этот отзыв будет положительным возрастет. Оставив положительный отзыв, у клиента подсознательно повысится доверие к вашей компании. К тому же это способствует повышению оценки вашего продукта, что в свою очередь повысит спрос.
Эффект Бенджамина Франклина основывается не только в том, чтобы просить других людей оказывать вам помощь, но и оказывать взаимную поддержку. Делая что–то приятное другим, вы получаете приятное в ответ. Используйте этот способ в бизнесе, делайте вашим клиентам небольшие подарки и благодарите их. Так вы показываете свою щедрость и заинтересованность в них, что приведет вас к лучшему результату.
Рассмотрим компанию «Тинькофф» на примере:
Компания предлагает пользователям привести друзей, за что клиенты получат вознаграждение. Таким образом повышается количество благодарных клиентов. Да, изначально это принесло компании небольшие убытки, но в ответ они получили повышенный спрос на свой продукт, что в дальнейшем окупит затраты.
Представим, вы владелец компании по продаже техники. Клиент покупает у вас ноутбук, а в подарок вы дарите ему мышку, вещь, которая не имеет высокой цены и подходит к купленному товару. Человек, решивший приобрести ноутбук, вероятно думал о покупки мыши и других аксессуаров к данной технике. Вы закрываете данную потребность у клиента, что вызовет у него позитивные эмоции, вы дарите человеку вещь, которая ему пригодится. С большой вероятностью покупатель обратится к вам в будущем, так вы получаете постоянного клиента.
Метод Бенджамина Франклина в продажах
Данный метод способен дать вам возможность лучше понять ваших клиентов. Представим, ваш клиент не может выбрать один из нескольких вариантов, он находится в сомнении и не знает, что ему стоит приобрести. В таком случае вы можете помочь ему сделать свой выбор, используя эффект Бена Франклина. Как это сделать?
Возьмите листок и ручку, выпишите туда по порядку все варианты, интересующие клиента. Попросите клиента описать все плюсы того или иного товара. Вероятнее всего вы услышите довольно неуверенный или неполный ответ. Такое случается, когда человек не смог все сформулировать в своих мыслях и находится под большим сомнением.
Начните спрашивать клиента о товаре, спрашивайте про качество, вид, цену, помогите ему точно понять, что его устраивает или не устраивает. Выписывайте все плюсы и минусы на листке, когда ваши обсуждения с клиентом подойдут к концу, передайте ему листок, чтобы он смог сделать выводы и понять, что ему нужно. Так вы поможете клиенту сделать более уверенный выбор.
Итоги:
Метод Франклина поможет вам наладить отношение с человеком, или приобрести новых друзей. Когда вы просите человека о маленькой просьбе, он чувствует себя полезным и испытывает приятные эмоции. Эффект Франклина будет вам полезен в повышении продаж и удержании клиентов. Помогайте людям, чтобы получить помощь в ответ.