Что такое Agile маркетинг
Это применение принципов Agile в управлении маркетингом. В основе этого подхода лежит гибкая подстройка к изменяющимся условиям рынка и фокусировка на потребности клиентов.
Зачем нужен Agile маркетинг
В условиях быстро изменяющегося рынка и потребностей клиентов классический подход к маркетингу становится недостаточно эффективным. Компании теряют деньги и не получают нужный результат. Agile подход позволяет действовать гибко и за счет этого получать более эффективные результаты.
Как использовать Agile маркетинг
Начните принимать решения на основе данных. Делайте небольшие эксперименты и А/Б тесты, отслеживая результативность рекламных компаний. Изучайте ваших клиентов, а не просто угадывайте их потребности (в этом может помочь Customer Development).
Agile в маркетинге
Современный рынок перенасыщен достаточно качественными предложениями. Толерантность к маркетинговым взаимодействиям растёт, удерживать внимание клиента становится всё сложнее.
Цель применения agile в маркетинге — более эффективно привлекать клиентов в условиях изменяющейся среды.
Почему стоит применять agile в маркетинге?
Применение agile в маркетинге позволяет реализовать, например, следующие важные задачи:
Снижение издержек на маркетинг
Эффективный подбор маркетинговых взаимодействий на основе тестирования гипотез и отслеживания реакций рынка
Подбор более качественного ценностного предложения
Чувствительность к изменениям на рынке и своевременная адаптация
Применение гибкого подхода к управлению в маркетинге сегодня постепенно становится всё более необходимой задачей: необходимо проверять различные каналы маркетинговых взаимодействий, отслеживать изменения в реакции клиентов на эти взаимодействия, непрерывно проверять новые и новые гипотезы.
Негибкий подход к маркетингу может приводить к чрезмерному сливу бюджета в маркетинг, выгоранию целевой аудитории и — как следствие — снижению продаж в долговременной перспективе, вплоть до неприбыльности бизнеса.
Манифест Agile маркетинга
Аналитика вместо мнений и стереотипов. В Agile маркетинге мы принимаем решения на основе данных (data driven). Соответственно, эти данные нужно собирать и анализировать. Чем больше данных мы получаем, тем больше мы снимаем неопределенность, и тем более точным и эффективным будет маркетинг.
Сотрудничество, ориентированное на клиента, вместо иерархии. В основе всех маркетинговых процессов в Agile маркетинге лежит фокусировка на клиенте, на его клиентах и потребностях. Чем лучше мы знаем клиента и чем лучше мы можем подстроиться к его видению и к его потребностям — тем лучше. Например, лучше понимая клиента можно делать более точные ценностные предложения, за счет чего повышать конверсию и снижать расходы на маркетинг.
Адаптивные и итерационные кампании вместо объемных и сложных. Agile маркетинг воспринял идею работы короткими циклами. Вместо того, чтобы формулировать объемные планы на долгий срок, здесь мы реализуем множество небольших итераций. За счет этого мы, с одной стороны, можем получать больше данных (и лучше понимать, какие маркетинговые компании работают лучше), с другой, мы можем быстрее подстроиться к изменениям потребностей клиента и рынка.
Изучение клиентов вместо статического прогнозирования. В Agile маркетинге мы стремимся получать больше данных. Это значит, что классического анализа рынка раз в год или полгода — недостаточно. Нам нужно непрерывно «слушать» и изучать клиента, держать руку на пульсе. В Agile маркетинге изучение клиента встраивается в каждую итерацию. За счет этого мы всегда можем иметь максимально точное понимание клиента, его потребностей и задач.
Гибкое планирование вместо жесткого. Гибкое планирование подразумевает, что мы всегда можем внести коррективы в стратегию и тактику маркетинга, если начинаем получать новые данные. В Agile маркетинге это возможно, ведь мы делаем множество небольших итераций, и изменение одной из них не разрушит функционирование всего процесса — за счет этого маркетинговая стратегия становится более адаптивной.
Реакции на изменения вместо следования плану. Благодаря адаптивности Agile маркетинга, здесь мы можем лучше следовать изменениям. Если что–то изменится — мы об этом быстро узнаем. И разумным ходом будет следовать за этими изменениями, чтобы повысить эффективность маркетинга. Это лучше, чем продолжать сливать деньги в то, что уже не работает (или работает недостаточно эффективно).
Много маленьких экспериментов вместо одного большого. За счет работы итерациями мы имеем возможность делать больше экспериментов. Больше экспериментов — больше данных, и больше возможностей найти по–настоящему эффективные способы маркетинга.
Как реализуется agile в маркетинге?
Agile это не методология, это майндсет — система ценностей, убеждений, принципов.
Когда мы говорим про agile в маркетинге, это не столько набор конкретных действий, которые нужно выполнить, чтобы подход к маркетингу был гибким, сколько общая система принципов.
В целом, можно выделить такие принципы гибкого маркетинга:
Регулярное тестирование новых гипотез, поиск новых возможностей, открытость новым технологиям
Чувствительность к обратной связи, внимательное отслеживание изменений на рынке и в реакции аудитории на маркетинговые предложения
Фокусировка на долговременные отношения с клиентами и на клиентоориентированный маркетинг — важны не только продажи здесь–и–сейчас, но и общее позиционирование, общее впечатление от маркетинговых взаимодействий
Быстрый запуск, быстрое реагирование в зависимости от среды. Это подразумевает чувствительность к социальным событиям, новым трендам, и адаптивную подстройку маркетинга в зависимости от этих изменений
Это наиболее общие принципы, которые касаются любого бизнеса. Понятно, что в зависимости от специфики конкретная реализация этих принципов может быть различной.
Важно понимать, что просто адекватное следование трендам — это в духе agile, но не обязательно agile как таковой.
Agile–маркетинг это не просто следование общей моде и тенденции — такое следование происходит постоянно, и без каких–либо специальных действий. Agile–маркетинг подразумевает, что мы осознанно и целенаправленно ставим в качестве задачи такую гибкость, клиентоориентированность, чувствительность и адаптивность, и регулярно реализуем соответствующие маркетинговые взаимодействия с аудиторией.
Другими словами, agile в маркетинге это не столько частные действия, столько сам стиль функционирования маркетинговой системы. И здесь каждый бизнес выбирает свой путь — действовать классически, по–старинке, или радикально пересмотреть свой подход к маркетингу.
Бизнес, который совершает или уже совершил такой поворот, значительно выигрывает как в кратковременной перспективе (за счёт адаптивности), так и в игре «в долгую» (фокус на отношения с клиентом, чувствительность к изменениям среды).