Что такое Agile Supply Chain - определение
Это стратегия или концепция управления, которая позволяет быстро реагировать на чрезвычайные ситуации, эффективно отвечать на запросы клиентов.
Когда нужен Agile Supply Chain?
Когда нужно изучать спрос и выводить на рынок продукты/товары, которые реально нужны людям и отвечают их потребностям, быстро обрабатывать заказы и запросы клиентов, оптимально планировать поставки.
Какие преимущества Agile Supply Chain?
Использование данных в реальном времени, что позволяет быстро изменять существующий процесс производства без помех для других отделов
Что такое Agile Supply Chain?
Agile Supply Chain можно дословно перевести как «маневренная цепочка поставок». Если говорить точнее, то это стратегия или концепция управления, которая позволяет быстро реагировать на чрезвычайные ситуации, эффективно отвечать на запросы клиентов.
Сам по себе Supply Chain Management подразумевает создание такой сети сбыта, когда товары доставляют куда нужно, в срок и с наименьшими издержками. Чтобы это происходило нужен комплексный подход, который будет работать и на поставщиков, и на производителей, и на дистрибьюторов продукта, и на продавцов. То есть множество звеньев должны соединяться в одну прочную цепь.
А вот Agile Supply Chain помогает создавать и доставлять клиентам то, что им действительно нужно. Контролировать и улучшать то, как товары и услуги движутся от начала и до конечного потребителя, а также сеть или путь, которым они следуют.
Адаптивность, гибкость и прогнозирование будущих потребительских тенденций имеют в Agile Supply Chain первостепенное значение.
Принципы Agile Supply Chain
Гибкость
Скорость
Точность
Экономичность
Инновации.
Эти принципы позволяют компаниям быстро вносить изменения в свои процессы, анализировать ситуации, когда что–то пошло не так и возникли трудности в цепочке поставок.
Подход Agile Supply Chain позволяет компаниям приспособиться к внезапным изменениям.
изменилось количество сырья
требования клиентов к продукту
увеличились транспортные расходы
или случилась забастовка работников
увеличилась стоимость нефти
случилось стихийное бедствие
началась пандемия.
Когда нужен Agile Supply Chain
Когда нужно изучать спрос и выводить на рынок продукты/товары, которые реально нужны людям и отвечают их потребностям. Например, 60-80% приложений в Appstore никому не нужны, но в них вложены деньги и силы.
Когда нужно быстро обрабатывать заказы и запросы клиентов.
Когда нужно планировать поставки, чтобы товар не пылился на складе. А если на него есть спрос, то он оперативно поступает туда, куда нужно.
Когда нужно расширять рынок сбыта и работать с дистрибьюторами/партнерами долго и плодотворно.
Примеры успешной реализации Agile Supply Chain
Рассмотрим пример H&M. Сегодня это вторая по величине в мире розничная компания по продаже одежды. С более чем 950 магазинами в 19 странах и оборотом в $15 миллиардов в год.
В чем секрет успеха?
H&M фокусируется на эффективности затрат на производство одежды.
Постоянно сокращает время на подготовку товарных запасов.
Еще один пример успешной реализации принципов Agile Supply Chain — обувная и швейная компания Nike. Около 700 фабрик в 42 странах мира.
Nike концентрируется на увеличении производительности труда
Работает над снижением отходов
Постоянно внедряет современные технологии в производственный процесс.
Этими же принципами руководствуется и Walmart. Сегодня это второй по величине работодатель в США, с более чем 11 тысячами магазинов в 27 странах мира. Инвентарный запас компании составляет $32 миллиарда.
Компания Walmart добилась успеха за счет уменьшения звеньев для управления цепочками поставок.
Устанавливает партнерские отношения с поставщиками
Использует современные технологии и инновации для сокращения расходов
Применяет перекрестное складирование товарно–материальных запасов.
Как работает Agile Supply Chain
Цепочки поставок состоят из множества звеньев, которые могут быть разбросаны по всему миру. Эффективность бизнеса зависит от того, как быстро все эти звенья будут обмениваться информацией, какие данные они будут передавать друг другу.
Сегодня в логистике компаний на первое место выходят факты, а не субъективный взгляд. Технологии маршрутизации грузов на основе искусственного интеллекта позволяют находить и строить взаимосвязи, которые человеку не доступны. Потому что объемы данных огромны, а прямой связи между ними нет.
Чем Agile Supply Chain отличается от Lean
Lean — это традиционная форма цепочки поставок. Когда–то она была наиболее эффективной и действенной. Но излишняя бережливость могла привести к избыточным запасам товаров на складе. Это увеличивало расходы на хранение и на тех. обслуживание, мог возникнуть соблазн избавиться от запасов поскорее, в ущерб прибыли. Велик риск, что запасы просто устареют.
Agile Supply Chain использует данные и обновленную информацию в режиме реального времени. Это помогает:
прогнозировать потребности клиентов
повышает общую эффективность и производительность компании.
Преимущества Agile Supply Chain
Позволяет быстро изменять существующий процесс производства. При этом не создавать помех для других подразделений и департаментов.
Использование данных в реальном времени, позволяет компаниям быстро переориентировать производство, подстроить его под потребителей.
Дает экономию на хранении товарова.
Компании могут прогнозировать тенденции, строить долгосрочные планы и учитывать при этом какие–то непредвиденные ситуации.
Supply Chain 4.0
Подход Supply Chain 4.0 — это создание самообучающихся цифровых экосистем. Эти системы помогают не только анализировать движение сырья, товаров, но и позволяют строить прогнозы:
по использованию и расходованию ресурсов
конечному спросу на товары
проблемным точкам, где могут быть сложности
точкам, где можно что–то оптимизировать в будущем.
В логистике есть несколько источников для данных:
Это различные автоматизированные системы управления (транспортом, складом или персоналом).
RFID–метки, которыми маркируют продукцию, транспорт, технику. Причем, лучше всего работают метки, которые наносят прямо на производстве, чтобы быстро найти товар на складе и контролировать его перемещения.
Моделирование бизнес–процессов
«Умные» системы в Supply Chain 4.0 позволяют не только прогнозировать, но и строить модели бизнес–процессов.
Такое моделирование может показать, как изменение объема продаж в ту или иную сторону повлияет на загрузку склада. Или что сделать, чтобы по максимуму использовать площади складов, как эффективнее загружать персонал или технику.
Эксперты Tablogix, международного логистического оператора, считают, что такая аналитика особенно нужна там, где кажется, что уже улучшили и оптимизировали все, что возможно.
Искусственный интеллект поможет найти области для улучшения, зафиксировать те проблемные места, которые человеку недоступны, а еще может рассчитать загрузку каждого склада компании на 10-12 часов вперед. Можно поминутно рассчитать время складского персонала и водителей, на каждую рабочую задачу. Только это может дать экономический эффект в среднем в 15%.
Примеры реализации Supply Chain 4.0
В «Леруа Мерлен» моделирование Supply Chain дало максимальный эффект в логистике. Так, при подготовке, сборке заказов сократилось число перемещений персонала по складу, уменьшилось количество касаний товаров.
В пивоваренной компании «Балтика» подход Supply Chain 4.0 позволил сократить выгрузку транспорта у клиента на полчаса. Кроме того, в компании начали применять систему моделирования Route-to-Market, с ее помощью выстроили End-to-End стратегию. Это позволило найти точки для наиболее удачного расположения складов «Балтики» и ее партнеров.
В дальнейшем компания планирует организовать непрерывный поток данных от клиентов и партнеров, чтобы подстраивать под них свои планы. Например, проводить отгрузку не напрямую в торговых точках, а в распределительных центрах, или переносить распределительные центры в другие места, если это нужно клиентам.
Эксперты из «Яндекс.Маршрутизации» утверждают, что Supply Chain 4.0 помогает на 15-20% эффективнее использовать транспорт компании. Как это работает на практике? Представим, что у компании 300 машин и 7 тысяч торговых точек. У каждой такой торговой точки есть свой промежуток времени для выгрузки товара. А у каждой из 300 машин — своя грузоподъемность и затраты на использование. Алгоритмы искусственного интеллекта учтут все эти данные, а еще дорожную ситуацию, и позволят сократить затраты транспорт на 30-60 млн рублей в год.
Активно применяют Supply Chain и в курьерских компаниях. Например, телефон курьера (или оборудование с GPS–слежением на грузовике), передает GPS–сигнал в режиме реального времени, на его основе формируется отчет по времени доставки. Это работает и на лояльность клиентов. Ведь они могут постоянно отслеживать свои заказы, перенаправлять их, выбирать интервалы для доставки, менять адрес.
Когда нужно изучать спрос и выводить на рынок продукты/товары, которые реально нужны людям и отвечают их потребностям. Например, 60-80% приложений в Appstore никому не нужны, но в них вложены деньги и силы.
Когда нужно быстро обрабатывать заказы и запросы клиентов.
Когда нужно планировать поставки, чтобы товар не пылился на складе. А если на него есть спрос, то он оперативно поступает туда, куда нужно.
Когда нужно расширять рынок сбыта и работать с дистрибьюторами/партнерами долго и плодотворно.