Получите все материалы с наших курсов и тренингов — бесплатно
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
13 сентября, 2022 г.
6 отзывов, в среднем 4 из 5

Базовые положения и принципы коучинга

Принципы коучинга по Милтону Эриксону. Уровни слушания. Эффективные коучинговые вопросы.

Принципы коучинга по Милтону Эриксону

Принципы коучинга по Милтону Эриксону
  1. Принцип «Со всеми все OK».

Со всеми людьми все в порядке.

Нередко мы считаем себя, свои поступки или других людей «ненормальными». Не стоит сравнивать людей. Каждый такой, какой есть, каждый индивидуален, и это ни хорошо, ни плохо. Это просто то, что есть, некие исходные данные. От того, какие они, зависят способы достижения целей. Если кто–то отличается от большинства, это не значит, что он не может того, что могут другие, это значит, что привычные для большинства задачи, он может решить по–другому.

Такое отношение к людям эффективно тем, что позволяет на любую ситуацию смотреть как на задачу, которую можно решить.  И не стоит оправдывать какие–либо жизненные сложности, неудачи своими странностями, которые произошли от детских травм или горького жизненного опыта. Тот же принцип действует по отношению к другим людям – с ними все ОК, просто на данный момент мы не в силах их понять, либо не желаем этого делать.

  1. Принцип наилучшего выбора.

Мы всегда совершаем наилучший выбор

Оглянувшись в прошлое, можно увидеть множество поступков и решений, которые были приняты нами. Нередко мы оцениваем данные поступки и решения неверными. Тем не менее, важно принять то, что любое решение, принятое нами является самым лучшим для той конкретной ситуации и для нас в тот момент времени. Это значит, что для повышения эффективности можно расширять видение, увеличивать количество возможных решений и этого будет уже достаточно для того, чтобы человек действовал лучше, чем обычно.

Поэтому, не стоит никого судить и осуждать. Согласно этому принципу, мы делаем выводы и двигаемся вперед без чувства вины и обиды.

И для того, чтобы человек принял полезное для себя решение, не нужно никого и ни в чем убеждать, обманывать или насильно заставлять что–то делать. Стоит просто показать плюсы всех возможных вариантов, показать так, чтобы человек их увидел. И если это случится, он сам выберет лучшее.

  1. Изменения не только возможны, но и неизбежны.

Изменения будут всегда и они неизбежны.

Все меняется и мы меняемся. Другое дело — в каком направлении? Этот принцип – мощная поддержка для каждого. Страхи, концепции о том, что люди не меняются, и подобные им, зачастую являются препятствием на пути к повышению личной эффективности. Принцип Милтона Эриксона об изменениях позволяет увидеть следующее – изменения происходят и подтверждение тому – все вокруг. Меняются времена, обстоятельства, возраст людей, опыт, все меняется. И если это так, то возможный выбор заключается в том, чтобы просто наблюдать за изменениями, либо же начать влиять на них, управлять ими, контролировать. Такое отношение может придать смелости, решимости и вдохновения.

  1. У каждого человека есть все ресурсы для того, чтобы достичь того, что он хочет.

У Вас уже есть ВСЁ необходимое для достижения целей.

У каждого человека, есть все ресурсы, как внешние (деньги, связи, люди и др. материальные и информационные ресурсы), так и внутренние (опыт, знания, умения, таланты),  чтобы достичь желаемого. Это не значит, что все равны, и что у всех одинаковые возможности. Это значит, что каждый может найти свой способ достичь желаемого. И для этого у него целый мир. Главное здесь – быть внимательным, искать возможности, действовать смело. Даже без ног можно ходить, если очень захотеть этого. Осознание данного принципа позволит Вам откинуть все возможные «причины» тому, почему Вы не можете стать тем, кем хотите в настоящий момент, а также поможет действовать по направлению к своим целям и быть счастливыми Здесь и Сейчас.

  1. Принцип позитивного намерения.

Всеми людьми движет позитивное намерение.

Этот принцип говорит о том, что за каждым действием стоит позитивное намерение. Можно сколько угодно доказывать, что в убийствах и проч. человеческих проявлениях, которые можно считать злом, нет ничего хорошего. А можно искать позитивное намерение, находить его и в соответствие с найденным, предлагать другие варианты решения, которые будут лучшими, чем тот выбор, который совершает человек, не видя достойных альтернатив.

Пример: даже если у человека что–то болит, оно болит «для него». Т.е., живот болит не для того, чтобы навредить своему хозяину, а для того, чтобы предупредить об опасности, сообщить об отравлении и проч.  Также действует и сознание человека, оно заботится о нем. И пусть не всегда эта забота очевидна и не всегда приводит к желаемому результату, но, если помнить о ней, то это шанс отыскать точку, в которой можно начать перемены к лучшему.

Т. е., если помнить, что за любым проявлением/действием стоит забота о себе, можно корректировать поведение. И если лимбическая система обеспечивает безопасность бегством, то кора головного мозга способна проектировать будущее, видеть возможные негативные последствия этого бегства и в соответствие с этим, предлагать другие, возможно, более эффективные решения.

Таким образом, действия людей, даже те, которые причиняют вред окружающим, не несут изначально негативного заряда. Дело лишь в том, что не всегда люди выбирают экологичный способ достижения цели. Но понимание этого позволит лучше понять мотив действий человека и найти с ним общий язык.

Уровни слушания в коучинге

Уровни слушания в коучинге
  1. Автобиографическое слушание: это повседневность – данные, факты, информация, это факты, вытащенные из Вашего резюме. Это когда Вы слушаете, постоянно анализируя, что это значит для меня? Внешними проявлениями автобиографического слушания является одна из четырех реакций «слушающего»: оценка, интерпритация, совет или прощупывание. Такой вид слушания очень характерен в семье и на работе. Очень вероятно, что ваши клиенты также будут слушать на этом уровне. Однако это неприемлемо для коуча\скрам–мастера, даже на короткое время. Коуч\скрам–мастер должен идти дальше.

  2. Эмпатическое слушание: слушание в контексте говорящего – ценностные слова, структура речи и мышления. Это все про чувства и эмоции. Эмпатическое слушание позволяет понять эмоции собеседника, показать ему, что мы принимаем и уважаем его чувства. А это, в свою очередь, вызывает доверие собеседника и побуждает его продолжать делиться своими мыслями, продолжать беседу.

  3. Глубинное слушание: это слушание другого из собственной внутренней тишины; мы слышим то, о чем человек молчит – вербальные и невербальные проявления, эмоции, тон голоса, соответствие слов и невербалики. Задача скрам–мастера: учиться слушать смыслы и значения, чувствовать и слышать то, что находится "за" словами другого человека. Важно не перепутать это с попыткой интерпретировать чужие слова (субъективность). Глубинное слушание — это переживание подлинной связи в процессе любого общения.

Эффективные коучинговые вопросы

Эффективные коучинговые вопросы.
  1. Что? Где? Как? С кем? Когда? Каким образом?

  2. Позитивная формулировка. Это позитивный настрой самого коуча, его веру в возможности клиента и достижение позитивного результата. Запрещается использование частицы «не». Позитивная формулировка расширяет запрос, ведет к мотивации.

  3. Вопросы, направленные в будущее (прояснение чего–либо через определенный промежуток времени).

  • «Как если вы бы…»
  1. Вопросы, направленные на результат. Если клиент не готов работать, коучинг не может проводиться. За результат ответственны оба участника: коуч ответственен за свою профессиональную позицию во время работы, но за исход коучинга и выполнения плана достижения цели несет ответственность клиент. Запрет давать советы и готовые решения в процессе коучинга связан как раз с этим принципом: давая человеку совет, вы снимаете с него ответственность за свой выбор, а значит, за исход ситуации.

  2. Множественный выбор. В каждый момент проведения сессии коуч осознает, что и личность клиента, и его ситуация в целом — сложная система, состоящая из взаимосвязанных элементов. Коуч должен просчитывать возможные последствия изменений для системы в целом и предотвращать нежелательные для системы решения.

  • «Какой из этих вариантов тебе больше по душе?» Клиент всегда сделает наилучший для него выбор.
  1. Вопросы о важном. Ценности. Можно сказать, что основная цель коучинга — усиление осознания клиентом своих целей, ценностей, своих возможностей и альтернатив. Именно в этом случае возможно усиление мотивации и эффективное достижение цели.

  • «Почему для тебя это важно?»
  • «Чем для тебя это ценно?»
  1. Системные вопросы. Помогают посмотреть на ситуацию целиком

  • «Как твое решение повлияет на семью\коллектив\коллег\предприятие?»
  1. «А еще?» «И?» Эти вопросы вытаскивают ответы из подсознания.

Обучаем управленческим IT–профессиям — с оплачиваемой стажировкой, практикой и последующим трудоустройством