🔥 100+ СТАРТАП–ИНСТРУМЕНТОВ — ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО
group 20 equalizer 5

Модель Такмана 🌟 — стадии развития команды и группы по Брюсу Такману

— Ты можешь всю жизнь ходить на работу, или можешь за 3 месяца запустить стартап, без бюджета
🔥 Ты получишь веб–сайт, с правильно упакованной идеей и оффером, а также самое главное — трафик, продажи и деньги.
  • С тебя — работа над своим бизнесом 4 часа в неделю, в любое удобное время.
  • С нас — методология кремниевой долины, по которой запускают новые продукты такие компании как Google, Facebook, Tesla и Valve.
  • Результат — стабильные продажи твоего продукта или услуги, через 3 месяца.
  • По прибыли — зависит от того чем будешь заниматься, в среднем реалистичные цифры — от 15 000 до 90 000 рублей в месяц.

Модель Такмана — это элегантное и полезное объяснение развития команды, командной работы, эмоциональных процессов в команде. Эту модель можно использовать, чтобы лучше управлять развитием процессов в команде и повышать продуктивность.

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО 100+ СТАРТАП–ИНСТРУМЕНТОВ
🔥 Доступ к Google–диску, со всеми материалами компании LeadStartup
  • Таблица расчета юнит–экономики стартапа и PnL компаний.
  • Постеры ведущих подходов к управлению — Agile, Scrum, LeanKanban.
  • Постеры методов запуска стартапов — Lean Startup и Customer Development.
  • ТОП 20 основополагающих книг по менеджменту и стартапам.
  • 100+ эссе по управлению разработкой новых продуктов.
  • Карта компетенций руководителя стартапа и digital–продуктов.
  • ... и еще сотня полезного материала и инструментов. Бесплатно.

Что такое модель Такмана

В 1965 году доктор Брюс Такман (Bruce Tuckman, в Российских публикациях также часто переводится как «Такмен», что однако не вполне корректно) опубликовал свою модель «Forming Storming Norming Performing» (Формирование, Конфронтация, Нормирование, Выполнение). Позже он добавил в модель пятую стадию, «Расставание».

Модель Такмана показывает, что когда команда развивает зрелость и способности, отношения устанавливаются, а лидер меняет стиль руководства.

Начинается управление с руководства, потом переходит к коучингу, затем к частичному участью, после чего остается делегирование и даже выход из процессов. На последнем этапе команда может создать лидера–преемника, а предыдущий лидер может перейти к созданию новой команды.

Бесплатный вебинар — от идеи до первых продаж за 1 неделю, без бюджета
  • Упаковка ценностного предложения, расчет экономики и создание лендинга.
  • Техники бомж–маркетинга, для получения первых продаж без бюджета — сделаем несколько продаж прямо на вебинаре.
Корпоративные тренинги от 142 600 рублей

Стадии развития команды по Брюсу Такману

Как мы уже отметили, в модели Такмана четыре стадии:

  • Формирование (Forming)

  • Конфронтация (Storming)

  • Нормирование (Norming)

  • Выполнение (Performing)

Так было изначально. Чуть позже Брюс Такман добавил также стадию «Adjourning» — «Расставание».

Важным элементом для понимания людей является то, что на каждом этапе продуктивность и энергия членов команды для решения задач является разной, и она нелинейна.

Если вы думаете, что вначале команда всегда менее эффективна, а потом с каждым днем и итерацией становится все круче — вы ошибаетесь.

Модель Такмана показывает, что на этапе «конфронтации» и «нормирования» — через которые неизбежно проходит каждая развитая команда — перфоманс может быть хуже, чем на начальном этапе формирования команды.

модель такмана

Давайте разберем детально особенности каждой стадии, включая пятую.

Бесплатный вебинар — как не потерять деньги при запуске бизнеса
  • Lean Startup, Customer Development и Юнит–экономика.
  • Как получить деньги с первых продаж до запуска бизнеса.
  • Как формулировать сильные бизнес–идеи и гипотезы.

Стадия 1. Формирование (Forming)

На этом этапе у команды высокая зависимость от лидера. Команде нужно руководство и направление от того, кто обладает компетенциями или авторитетом.

Согласие на цели от других членов команды, то есть кроме полученных от лидера, здесь очень низкое. Индивидуальные роли и обязанности неясны.

Лидер должен быть готов ответить на множество вопросов о целях и задачах команды, поскольку именно от него ожидают эти ответы: команда не готова самостоятельно формулировать свое целеполагание и брать ответственность за свои решения.

Особенно стоит отметить, что на этом этапе члены команды могут активно «тестировать» толерантность системы и лидера. Например, это могут быть частично осознанные ошибки, сделанные с целью проверить, как отреагирует на эту ошибку лидер — будет ли она принята, или отвергнута и наказана.

Лидер здесь направляет команду, давая четкие указания и инструкции, что делать.

Бесплатный вебинар — современные методологии управления из Google, Facebook, Tesla и Amazon
  • Основы Agile–мышления, фреймворка Scrum и Kanban–метода.
  • Будет полезно предпринимателям, менеджерам и профессионалам, которые хотят быть востребованными на рынке.

Стадия 2. Конфронтация (Storming)

Со временем при хорошем руководстве команда становится готовой перейти на вторую стадию. На этой стадии некоторые решения уже приходят в группе без руководства, но через трудности.

Члены команды борются за свои позиции, поскольку они пытаются утвердиться в отношении других членов команды и лидера. Ключевая мотивация здесь — это авторитет и социальное одобрение.

Ясность цели возрастает по сравнению с предыдущим этапом, но все еще сохраняется множество неопределенностей. Нормальным явлением для этой стадии является возникновение «группировок», и может идти борьба за власть.

Команда должна быть сосредоточена на своих целях, чтобы не отвлекаться на отношения и эмоциональные проблемы. Для достижения прогресса могут потребоваться компромиссы.

Лидер здесь выступает как тренер — обучает команду тому, что знает, при этом уже меньше принимает решения.

Стадия 3. Нормирование (Norming)

Согласие и консенсус в значительной степени формируются среди команды, которая хорошо реагирует на содействие со стороны лидера. Немаловажную роль здесь играет доверие к лидеру и его авторитет.

На третьем этапе в модели Такмана роли и обязанности становятся ясны и приняты членами команды. Важные решения принимаются групповым соглашением. Небольшие решения могут быть переданы отдельным лицам или небольшим группам внутри группы.

Приверженность и единство сильны. Команда может участвовать в веселых и общественных мероприятиях, уже нет конфликтов или они незначительны и быстро разрешаются.

Команда обсуждает и разрабатывает свои процессы и стиль работы.

Лидер облегчает и поддерживает работу команды, может фасилитировать процессы, уже не настолько сильно участвуя в содержании работы и принимаемых решениях. Команда готова работать самостоятельно, и лидер нужен скорее для улучшения процессов, а не для их определения.

Стадия 4. Функционирование (Performing)

Команда более стратегически осведомлена и ясно знает, почему она делает то, что делает. Команда имеет общее видение и может стоять на ногах без вмешательства или участия лидера.

Особое внимание уделяется достижению поставленных целей, и команда принимает большинство решений в соответствии с критериями, согласованными с лидером.

Команда обладает высокой степенью автономии. Разногласия также возникают, но теперь они решаются внутри команды положительно, и команда вносит необходимые изменения в процессы и структуру.

Члены команды заботятся друг о друге.

Команда требует делегированных задач и проектов от лидера.

Команда не нуждается в инструктаже или помощи. Члены команды могут попросить помощи у лидера в личностном и межличностном развитии, но это скорее вопрос об опыте более к опытного коллеги, чем к запрос к наставнику.

Лидер делегирует и наблюдает — больше ничего не требуется, команда готова к свободному плаванию.

Стадия 5. Расставание (Adjourning)

Брюс Такман усовершенствовал свою теорию примерно в 1975 году и добавил пятую стадию к модели «Forming Storming Norming Performing» — он назвал ее «Расставание», «Adjourning».

Также эта стадия называется «деформирование и траур».

Расставание, возможно, является скорее дополнением к первоначальной четырехэтапной модели, а не расширением — оно рассматривает группу с точки зрения, выходящей за рамки целей первых четырех этапов.

Эта стадия не для решения основной задачи управления и развития команды, которая явно является центральной для первоначальных четырех стадий. Тем не менее она важна в том смысле, что она затрагивает групповые процессы и может существенно повлиять на эмоциональное состояние членов команды.

Эту стадию также можно иметь ввиду, если вы только начали собирать свою команду — ведь у каждого члена команды будет свой уникальный бэкграунд и опыт. Если недавно было расставание с предыдущей командой, вы можете лучше понимать человека и то, почему его работа сейчас не на самом лучшем уровне.

Пятая стадия в модели Такмана — это распад группы.

Когда задача будет успешно выполнена и цель выполнена; каждый может перейти к новым вещам, чувствуя себя хорошо в отношении того, что было достигнуто.

По мнению Брюса Такмана, признание и чувствительность к уязвимости людей на пятой стадии полезны, особенно если члены группы были тесно связаны и чувствуют незащищенность или угрозы от этих изменений.

На этом этапе команде может помочь празднование достигнутых результатов, налаживание неформальных и нерабочих связей между собой.

Небольшой тайм–аут перед переходом к новым задачам также может быть полезным — так каждый член команды сможет лучше прочувствовать свои достижения и неудачи, окинуть взором все, что произошло.

После такого ретроспективного взгляда люди будут успокоены и готовы двигаться дальше — к новым вершинам.

Agile Scrum тренинг
⭐️ — Качественное корпоративное обучение Agile–практикам управления
от 142 600 рублей Россия Европа Китай
Lean Startup Customer Development Юнит–экономика Jobs To Be Done MVP за 2 месяца Agile Scrum Design Thinking OKR Growth Hacking Lean Product Management LeanKanban
⚡ Ответим вам по электронной почте в течение 30 минут
По телефону — мгновенно, ежедневно с 9:00 до 20:00
— Обожаем работать на результат с теми, кто отвечает за EBITDA, ROI, CLTV, прирост доли рынка и продажи.
⭐️
Познакомимся, поделимся подходом, кейсами и ответим на вопросы о результативности и возврате инвестиций
ВТБ
HomeCredit
TUI
Лаборатория Знаний
Cauri Payment Systems
Play!
Musicabinet
Мандариновая Лиса
DETTKI
MIRRAR
Lanit интеграция
LaNature
NAMM
MMS
120 Секунд
12 Storeez
Альфа Банк
AMS
BAT
CTF
DTK
ICL
IKEA
KT.Team
KT.Team
MTS
OTK
Platron
Platron
Ростелеком
Toyota Bank
VSB
VSLH
X5
Сбербанк
Universal University

Enterprise Agile Coach

Обучаем Agile–коучей в крупных организациях работе в сложных условиях, крупных проектах и ограничениях.
Enterprise Agile Coach

Certified Agile Professional

Базовый тренинг по гибким подходам к управлению — Agile, Scrum и Kanban, с обучением самостоятельному внедрению.
Certified Agile Professional

Lean Customer Development

Обучаем методологии развития потребителей из кремниевой долины, для роста конверсий и продаж.
Lean Customer Development

Дизайн Мышление

Обучаем методу быстрого создания и тестирования новых продуктов и решений, в тесном контакте с потребителями.
Дизайн Мышление

GetKanban Game

Обучаем основам Канбан–метода через игровой симулятор GetKanban — оставляем вам комплекты после обучения.
GetKanban Game

Growth Hacking

Обучаем запуску петель роста продуктовых и экономических метрик, в связке с онлайн–маркетингом.
Growth Hacking

Jobs To Be Done

Вы научитесь понимать для решения каких задач клиенты покупают и используют ваши продукты.
Jobs To Be Done

Kanban System Design

Программа обучения Kanban–методу, с созданием канбан–досок, форматов тикетов и воркшопом по внедрению.
Kanban System Design

Professional Scrum Product Owner

Обучение роли Владельца Продукта в Scrum — управлению продуктом с позиции бизнеса и продуктовым метрикам.
Professional Scrum Product Owner

Lean Startup Professional

Обучение бережливому запуску новых продуктов — проходим путь от идеи до продаж за 1 неделю.
Lean Startup Professional

OKR — Objectives & Key Results

Базовый тренинг по методологии выравнивания всех сотрудников компании вокруг амбициозных целей.
OKR — Objectives & Key Results

Professional Scrum Foundations

Обучение сотрудников теории и практике Скрама, с проработкой процесса внедрения и первого спринта.
Professional Scrum Foundations

Professional Scrum Master

Обучение Скрам–мастеров запуску «пилотных» команд и достижению быстрых побед при внедрении Скрама.
Professional Scrum Master

Проведение «кастдева»

Проведем проблемные и глубинные интервью с клиентами — системное исследование ваших потребителей.
Проведение «кастдева»

Проведение ретроспективы

Проведем ретроспективу для вашей компании, с целью выработки шагов по улучшению процессов и культуры.
Проведение ретроспективы

Трекинг продуктовых команд

На протяжении трёх месяцев будем помогать вашим продуктовым командам достигать кратного роста прибыли.
Трекинг продуктовых команд