Что такое принцип Fail Fast
Это подход к работе, в основе которого лежит максимальная толерантность к ошибкам и фокусировка на эксперименты, в результате которых эти ошибки возникают.
Зачем нужен принцип Fail Fast
Такой подход позволяет командам очень быстро учиться и получать новые данные. В результате команда становится более эффективной, а бизнес может принимать решения на основе данных.
Как применить принцип Fail Fast
Начните фокусировать команду на эксперименты и проверку гипотез. Скорее всего, первые попытки будут провалами, и это нормально — покажите команде, что лояльно относитесь к этому, и продолжайте тестировать гипотезы до первых результатов, Полученные данные используйте для корректировки ваших активностей.
Принцип Fail Fast
Это ключевой принцип «бережливого» менеджмента. Используя этот принцип вы можете сократить риски, связанные с разработкой и запуском нового продукта, а также улучшить итоговое качество продукта.
У этого принципа есть ряд схожих, которые часто ставятся в одну линию вместе с ним:
Fail Early — «Проваливайся рано»
Fail Often — «Проваливайся часто»
Fail Cheap — «Проваливайся дешево»
Learn Fast — «Учись быстро»
Мы разберем, почему важны эти принципы и как они могут улучшить ваш процесс разработки и запуска продукта.
Fail Fast как принцип для получения обратной связи
В основе этого принципа лежит получение быстрой обратной связи. Именно поэтому рядом с Fail Fast часто также пишут Fail Often и Learn Fast («Проваливайся часто» и «Учись быстро») — ведь чем больше вы совершаете ошибок, тем больше у вас обратной связи и новых данных, тем быстрее вы можете научиться тому, что нужно вашим клиентам.
Современные подходы к управлению проектами и продуктами, особенно подходы базирующиеся на Agile философии, стремятся к тому, чтобы максимально быстро получать обратную связь, чтобы быть в контакте с реальностью здесь–и–сейчас в условиях быстро изменяющегося рынка и ситуации.
Основная идея состоит в том, что чем дольше мы не получаем обратную связь, тем больше возникает рисков.
Мы можем перестать попадать в потребности клиентов. Если мы не получаем обратную связь, или получаем её очень редко и мало, мы можем начать фантазировать и галлюцинировать то, чего на самом деле хотят клиенты.
Это значит, что мы можем потратить время и деньги на то, чтобы создать продукт, который на самом деле никому не нужен. Или нужен — но не такой, а значит, нужно будет потратить дополнительные деньги и время, чтобы его сделать таким, какой он должен быть.
Принцип Fail Fast для поиска прибыльных рынков
Большинство стартапов проваливается.
Даже если вы делаете все грамотно и ответственно, используете правильный подход к запуску нового продукта (например, используете подходы Lean Startup и Customer Development) — вы все равно можете обнаружить, что рынка здесь нет, или что вы не можете его обслуживать.
Это значит, что для того, чтобы найти что–то по–настоящему стоящее и прибыльное, ценное клиентам и возможное к осуществлению — скорее всего вам придется несколько раз провалиться, чтобы найти тот самый «голубой океан».
Что же делать, когда ряд неудач — это неизбежность?
На помощь приходит принцип Fail Fast. Ведь чем быстрее вы «проваливаетесь», тем вы вкладываете меньше ресурсов в нахождение и реализацию нужной идеи.
Если проваливаться медленно, это чревато довольно понятными рисками — у вас кончатся деньги и/или мотивация пробивать бетонную стену.
Именно поэтому рядом с Fail Fast часто ставят приставку Fail Early и Fail Cheap — «Проваливайся рано» и «Проваливайся дешево».
Это и понятно — если на разработку и реализацию идеи уходит, например, неделя и несколько тысяч рублей — провал здесь не такой уж драматичный, как провал стартапа с выделенным на разработку бюджетом в несколько миллионов и разработка которого шла в течение последних полгода.
Небольшой оффтоп. Вспоминается знаменитая цитата Томаса Эдисона: «Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают». Можно сказать, что это про «настойчивость», но подумайте о том, сколько бы времени и денег пришлось затратить, если бы каждая попытка была бы долгой и дорогой. Скорее всего, из этого бы ничего не вышло. Это скорее не про настойчивость, а про принцип Fail Fast!
Принцип Fail Fast и конкурентоспособность бизнеса
Для того, чтобы быть конкурентоспособным, бизнесу нужно быть быстрым.
Сегодня скорость выхода новых технологий феноменальна. То же самое касается и выхода на рынок новых бизнесов. Конкурентность по сравнению с предыдущим веком увеличилась многократно.
Если вы будете искать новую нишу или идею продукта долго, и долго его разрабатывать перед выпуском на рынок — вы можете не только потерять время и деньги, вы можете потерять клиентов, которые не готовы так долго ждать. Они уйдут к конкурентам, которые может быть и не предлагают такой хороший продукт, как ваш, но у которых он уже есть.
А пока конкуренты завоевывают рынок своим продуктом на этапе MVP или не совсем точный по всем требованиям рынка, они могут получать обратную связь и корректировать продукт так, чтобы точно попадать в потребности клиентов. И они выиграют.
Вариант выживания только один — использовать такой подход, который был описан.
Вам нужно использовать принцип Fail Fast и запускать продуктов больше, пусть и не идеальных по своему содержанию. Проваливаться быстро, чтобы «оттолкнувшись» от неудачных вариантов попасть в цель.
Быстрее провалимся, быстрее поднимемся
Принцип Fail Fast в бизнесе нужен для того, чтобы быстро и дешево («бережливо», Lean) экспериментировать с вашими бизнес гипотезами, тестировать их на деле — в реальном мире, с реальными клиентами.
Когда вы проваливаетесь быстро, вы быстрее получаете обратную связь и быстрее учитесь тому, что ценно клиентам и как им можно эту ценность поставить.
Это принцип — прямая конфронтация распространенного подхода к разработке продуктов, когда вкладывается большое количество ресурсов в идею, которая в реальности не имеет подтверждения. В результате мечты и фантазии разбиваются о берег реальности — вы не получаете денег, а клиенты остаются без ценных для них продуктов и услуг.
Используйте принцип Fail Fast, чтобы быть в контакте с реальностью и с клиентами, чтобы безопасно разрабатывать отличные продукты.