Как автоматизация помогает улучшить качество продукции или сервиса?
Контроль качества – это залог успеха продаж или оказания услуг. Как минимум потребители рассчитывают на то, что качество товара будет соответствовать цене, а лучше, если оно будет даже выше. То же самое относится и к сервису.
Когда необходимо уделять внимание качеству?
Независимо от размера компании и отрасли, проверка должна осуществляться на постоянной основе на протяжении всего жизненного цикла товара или услуги.
Входной контроль позволяет предотвратить дальнейший брак.
Здесь осуществляется проверка качества сырья, комплектующих и прочих ресурсов, которые поступают на предприятие от поставщиков или из других подразделений. Каждая категория имеет свои стандарты, их и проверяют на соответствие.
Промежуточный контроль дает возможность обнаружить дефекты и недочеты, которые возникли в процессе создания товара или оказания услуги. Пропускать такой тип проверки нельзя, чтобы избежать развития проблемы и усугубления ситуации. Если закрыть на это глаза, то либо придется переделывать очень много, что обойдется дороже, либо придется принимать большое количество возвратов, что приведет не только к убыткам, но и потере репутации.
Финальный контроль готового продукта позволяет убедиться, что все этапы пройдены успешно. Проверяется не только сам товар, но и его упаковка, так как от нее очень многое зависит. Она должна быть достаточно эстетичной и информативной, чтобы побуждать к покупке. А также должна быть удобной и безопасной, чтобы при транспортировке товар не повредился.
В сфере обслуживания также осуществляется контроль качества, и существуют свои стандарты, по которым можно оценить соответствие требованиям. Чем выше оценка, тем более высокий уровень удовлетворенности клиентов, а значит и вероятность того, что клиент обратится повторно или увеличит чек.
Также самоконтролем должен заниматься каждый сотрудник компании, так как это повышает общий уровень качества. Это позволяет находить ошибки на ранних этапах и устранять их до того, как они станут кризисными. Для удобства используются различные метрики и программы, которые контролируют прогресс и качество исполнения обязанностей.
Кроме того, осуществляется и внешний контроль. То есть его проводят независимые эксперты из сторонних организаций, которые не являются заинтересованными лицами. Это могут быть частные компании или госучреждения.
Каждый тип контроля качества можно автоматизировать с помощью различных программ и инструментов. Ниже разберемся, как именно это помогает улучшить качество продукции и уровень сервиса.
– Сокращается количество ошибок, произошедших под воздействием человеческого фактора. То есть будет меньше брака или ошибок совершенных по невнимательности или из–за низкого уровня образования и недостаточного опыта. Кроме того, человек чаще всего работает медленнее машины, а значит, может проверить меньшее количество единиц сырья, материалов или готового продукта.
– Системы автоматизации обладают высоким уровнем точности и надежности. Кроме того, они имеют высокую скорость и производительность, что особенно полезно для крупных предприятий, которые выпускают продукцию в большом количестве. Кроме того, это позволяет сократить производственный цикл и доставить товар до потребителя в более короткие сроки.
– Человек устает и нуждается в отдыхе, а ещё он может заболеть, что также скажется на его производительности. Автоматизация позволяет осуществлять контроль качества непрерывно, что повышает эффективность организации.
– Автоматизация позволяет на постоянной основе мониторить данные и собирать их для дальнейшей визуализации и анализа. Кроме того, система может оповещать о каких–то нарушениях цикла производства, чтобы работники или руководство могли предпринять своевременные меры.
– Оптимизация процессов за счет их автоматизации позволяет сократить операционные расходы и увеличить бюджет на развитие инноваций.
– Специалисты избавляются от рутинной работы, что повышает их уровень производительности, так как снижается воздействие на центральную нервную систему. Они могут заниматься более творческими задачами и больше времени уделять самоконтролю.
В сфере услуг автоматизация контроля качества также имеет массу преимуществ.
– Автоматизация принятия входящих заявок позволяет повысить эффективность и скорость их обработки. Клиенты тратят меньше времени на ожидание, что повышает их уровень удовлетворенности.
– Боты и системы самообслуживания предоставляют доступ к сервису на постоянной основе. Клиенты имеют возможность решить свою проблему в любое время суток. Если проблему не сможет решить робот, потребитель может оставить заявку на предоставление обратной связи с целью решения своего вопроса.
– Системы автоматизации помогают собирать и анализировать данные о клиентах и действиях. Это позволяет формировать для них персональные предложения с учетом индивидуальных запросов.
– Кроме того, благодаря автоматизации сервисов удается получать своевременную обратную связь от клиентов. На ее основе проводится анализ, выявляются слабые места и ошибки, которые требуют немедленного вмешательства.
– Автоматизация сервиса упрощает процессы, поэтому обслуживание клиентов становится более удобным. Нужно совершать меньшее количество шагов, чтобы оказать услугу или обработать заявку. Кроме того, данные в системе постоянно обновляются, что дает возможность предоставлять клиентам актуальную и достоверную информацию по их запросу.
В целом, можно сказать, что автоматизация контроля качества повышает уровень конкурентоспособности компании. Они могут предложить потребителям действительно качественные товары и услуги, что может оказаться выгоднее любого другого предложения на рынке, но более низкого качества.
Какие методологии можно использовать для автоматизации контроля качества?
Автоматизация контроля качества – это совокупность методов и инструментов, направленных на оптимизацию процессов и повышение качества выпускаемой продукции или сервиса. Ниже перечислим некоторые популярные варианты, которые используются предприятиями в разных концах мира.
Система управления качеством ISO 9001
Является международным стандартом, который определяет требования к системе управления качеством на предприятии. Документ содержит более 20 000 стандартов, имеющих отношение к предпринимательству.
Разработкой и развитием системы, а также ее внедрением занимается Международная организация по стандартизации ИСО (International Organization for Standardization, ISO).
Главной целью ISO 9001 является оптимизация процесса обмена продукцией и услугами на международном уровне, а также кооперация в экономической сфере. В том числе стандартизация комплектующих сложных изделий, что имеет важное значение в процессе оценки и контроля качества.
Благодаря ISO 9001 компания может оптимизировать процессы разработки и выпуска продукции, а также управлять рисками и степенью удовлетворенности клиентов.
Six Sigma
Методология, направленная на управление производственными процессами. Её главный постулат говорит о том, что все характеристики продукта или услуги должны быть стандартизированы, а любое отклонение должно быть сведено к минимуму.
Философия стоит на трех столпах:
– Деятельность компании должна удовлетворять запросы потребителей. Именно они определяют вектор, в котором будет развиваться производство. Если спрос на какой–то товар или услугу стремится к нулю, то нужно определить, какие существуют новые требования у целевой аудитории, чтобы создать актуальный продукт. То есть компании нужно оставаться гибкой и современной.
– Чтобы удовлетворять запросы потребителей и предоставлять им товары и услуги высокого качества, нужно регламентировать и стандартизировать все процессы на производстве.
– Важно, чтобы команда была сплоченной, поэтому каждый ее участник от руководителя до подчиненного, должен быть пропитан общей целью и идеей. Должно быть осознание того, что каждый приносит пользу для общего блага. Процветает компания, процветают ее сотрудники.
Эти три постулата говорят о том, что для высокого качества продукции и услуг нужно создать благоприятные условия. Они заключаются в оптимизации процессов, улучшении условий труда и соблюдении требований потребителей.
Total Quality Management (TQM)
Это концепция, призывающая к непрерывному улучшению качества на всех уровнях жизненного цикла продукта или услуги. Оптимизация и модернизация касаются как самих производственных процессов, от идеи до выпуска, так и самого товара. Если можно улучшить его характеристики, то нужно это сделать.
Оптимизация и контроль качества на всех этапах позволяют сократить издержки. Управление качеством осуществляется через пять ключевых функций менеджмента, среди них такие, как планирование рабочих процессов и их организация, осуществление координации, внедрение и реализация системы мотивации, а также регулярный контроль.
Внедряя систему TQM выгоду получает не только компания, так как приводит в порядок все свои процессы, но и потребитель, так как получает качественные товары и услуги в короткие сроки.
Lean Production
Методология бережливого производства, главной целью которой является оптимизация производственных процессов для того, чтобы устранить излишки и выпускать лишь необходимое количество товаров, сырья или материалов. Это способствует снижению размера издержек.
В основе этой философии находятся три принципа:
– Создание ценности продукта или услуги – этого можно добиться за счет повышения качества. Кроме того, компания стремится предложить что–то новое или усовершенствовать старое, чтобы это соответствовало запросам потребителей.
– Бережливость – нельзя допускать ни избытка, ни дефицита запасов, чтобы это не вызвало перерасходов. Сырье и материалы должны быть ровно в том количестве, которое требуется в настоящий момент. Для этого проводится регулярный анализ и строятся прогнозы продаж.
– Экономия – бережливое производство, позволяет сэкономить на расходах. Эти средства можно потратить на улучшение продукта или самих процессов, а также на продвижение.
5S
Ещё одна бережливая методика, необходимая для того, чтобы грамотно организовать рабочее место, обеспечить его безопасность и эффективность. В бардаке возрастает вероятность совершить большее количество ошибок. Кроме того, неорганизованность рабочего пространства отнимает драгоценное время на поиск нужной детали, инструмента или на освобождение места для работы с продуктом. Также отсутствие порядка провоцирует наступление несчастных случаев на производстве.
Чтобы решить эти проблемы, философия призывает выполнять пять последовательных шагов: сортировать, соблюдать порядок действий, поддерживать чистоту, стандартизировать и тренировать самодисциплину.
Это одни из топовых методологий, которые помогают оптимизировать рабочие процессы, привести их к единому стандарту, чем значительно улучшить качество продукта или услуги. Что, в свою очередь, повышает уровень удовлетворенности потребителей и мотивирует их обращаться снова или увеличивать чек.
Какие технологии используются для автоматизации контроля качества?
Контроль качества можно осуществлять не только через применение различных методологий, но и внедрять различные технологические инструменты. Они помогут автоматизировать множество процессов: сбор и анализ информации, поиск дефектов, оповещения об ошибках и многое другое.
Ниже рассмотрим основные варианты, которые часто используются в контроле качества.
Система машинного зрения – автоматизирует процесс распознавания форм и размеров изделия, чтобы определить соответствие стандартам и найти возможные дефекты. Компьютеры сканируют предмет и сверяют его с тем описанием, которое указано в программе. Это позволяет сократить время проверки и осуществлять бесперебойный контроль. Часто применяется на массовом производстве.
Индустриальные роботы – позволяют решать рутинные задачи и выполнять часто повторяющиеся действия в процессе контроля качества. Они могут проверять износостойкость, скорость, прочность, точность и другие характеристики продукта.
Интегрированные системы автоматизации – это системы, которые объединяют в себе сразу несколько инструментов контроля качества: датчики, ПО, роботов и другие технологии. Нередко разрабатываются по индивидуальному запросу производителя с учетом специфики его работы.
Системы дефектоскопии и неразрушающего контроля – помогают проверять качество изделия с помощью ультразвука, радиографии, индукционными методами и многими другими. При этом изделие, которое подвергают проверке, остается целым.
Сенсорные – различные сканеры, сенсоры и датчики, которые реагируют на изменения во внешней среде. Они помогают осуществлять непрерывный мониторинг и контроль качества, чтобы затем собирать данные для последующего анализа.
Машинное обучение и искусственный интеллект – помогают анализировать собранные данные, чтобы определять узкие места, ошибки и проблемы, которые негативно влияют на процессы и качество продукции и услуг.
Интернет вещей (IoT) – данная технология формирует сеть подключенных устройств и оборудования для осуществления сбора информации по всем производственным процессам. Это помогает управлять качеством продуктов и эффективностью производства в режиме реального времени.
Применение этих технологий позволяет избежать ошибок, произошедших из–за влияния человеческого фактора, а также ускоряют процесс выпуска продукта на рынок. Потребитель получает качественный товар в сжатые сроки.
Какие трудности могут возникнуть в процессе автоматизации контроля качества?
Автоматизация контроля качества хоть и является полезным процессом, который позволит оптимизировать производство и привести товар или услугу в соответствие со всеми стандартами и запросами, но в его реализации могут возникнуть трудности. Ниже рассмотрим, какие именно:
– В процессе интеграции инструментов интеграции могут возникнуть технические сложности: от проблем совместимости с другими средствами управления производством до настройки функционала в соответствии с запросами бизнеса. Попросту нужное решение может отсутствовать, тогда может возникнуть потребность в кастомизации программного обеспечения или разработке нового с нуля.
– Может возникнуть потребность в обучении персонала для работы с системами и оборудованием контроля качества. Это может повлечь за собой дополнительные расходы и затраты времени на адаптацию.
– Внедрение автоматизированных средств контроля качества не все сотрудники могут встретить с энтузиазмом. Они могут иметь страх потери работы из–за перемен, так как часть обязанностей с них может быть снята. В этом случае сотрудники могут чувствовать снижение своей ценности, поэтому будут терять мотивацию к работе. Как следствие, они будут саботировать обучение новым методам и инструментам и в конечном итоге могут и вовсе покинуть компанию.
– Внедрение технологий контроля качества требует значительных финансовых вложений. Затраты нужны на оплату оборудования, датчиков, роботов и программного обеспечения. Поэтому компании необходимо трезво оценить свои возможности и придумать стратегию внедрения изменений. Возможно, потребуется привлечение дополнительных инвестиций со стороны.
– Инструменты мониторинга и контроля качества собирают большое количество данных, которые нужно постоянно обрабатывать. Для этого требуются соответствующие технические мощности, способные выдержать нагрузку и не подвести в неподходящий момент. Обычно этот вопрос помогают решить облачные сервисы.
– При выборе инструментов контроля качества важно обратить внимание на то, смогут ли они обеспечить защиту данных и устойчивость к кибератакам. Взлом и кража стратегически важной информации могут существенно повлиять на производительность компании, ее репутацию и экономическое положение.
Если компания сможет решить эти трудности, то она снизит возможные риски, а также сделает процесс контроля качества более эффективным.