LeadStartup
Виктория
Виктория
Продакт–менеджер
Багфикс
8 минут чтения

Что такое багфикс и почему он важен? Разберитесь, как исправлять ошибки в коде и минимизировать баги в будущем.

Багфикс — процесс устранения программных ошибок в приложениях и сайтах
Проведем корпоративное обучение для вашей компании
Пишите на почту b2b@leadstartup.ru — ответим в течении 30 минут

Что такое багфикс?

Багфикс (англ. bug fix) – это процесс исправления несоответствий в программном обеспечении (ПО), чтобы сократить количество возможных ошибок и поломок в будущем. Таким образом, разработчики приводят продукт к желаемому виду в соответствии с запросами и ожиданиями конечных пользователей.

В каждом программном продукте есть баги, которые нуждаются в исправлении. В противном случае работа функционала может быть нарушена, а сама система в целом будет менее стабильной и надежной.

Устранить ошибки и узкие места можно разными способами: от внедрения изменений в код до тотальной переработки алгоритмов и структуры данных. Это является постоянным процессом.

Этапы багфикса

Для того, чтобы провести багфиксинг программы, необходимо пройти несколько последовательных шагов. Они помогут не упустить важные аспекты и максимально повысить эффективность результатов.

Первый этап – это обнаружение.

Чтобы устранить проблему, нужно сначала ее обнаружить. Поэтому разработчики и тестировщики проводят проверку всей системы в целом и отдельно взятых компонентов и функций в частности.

Гибкие методы управления разработкой подразумевают постоянное тестирование на каждом этапе, чтобы устранять проблемы до того, как они станут глобальными. Проверка осуществляется как в процессе создания продукта, так и после его запуска в эксплуатацию.

Важным аспектом является то, что в процессе поиска необходимо не только обнаружить баг, но также выяснить причину его появления. Это позволит избежать повторения ошибки в дальнейшем.

Второй этап – анализ.

Обнаруженные ошибки и узкие места необходимо проанализировать. Это позволит лучше понять, почему возник баг и каким образом его лучше устранить. Для этого разработчик или тестировщик может изучить код или воспроизвести ошибки в тестовой среде, которая максимально приближена к реальным условиям.

В процессе анализа оценивается, насколько выявленный баг является критичным, каким образом он уже навредил системе и как ситуация может усугубиться в будущем. Таким образом, устанавливается приоритет в обработке ошибок и узких мест в программном обеспечении.

Третий этап – исправление.

После того, как было решено, каким образом можно исправить баг, разработчик вносит изменения в код. В зависимости от серьезности ошибки, устранение проблемы может варьироваться от небольших изменений до серьезных рефакторингов.

В рамках гибких методологий такие исправления происходят во время коротких итераций. Это не занимает слишком много времени, чтобы существенно замедлить разработку продукта и вывод его на рынок. Но при этом в дальнейшем после запуска ПО в эксплуатацию будет меньше багов, которые нужно устранить.

Четвертый этап – тестирование.

На данном этапе осуществляется регрессионное тестирование. Оно помогает убедиться в том, что внесенные изменения в код или алгоритмы не повлияли на остальные функции программы. Проверяется и то, как работает код, который был исправлен.

Кроме того, проводятся нагрузочные тесты. Они проверяют то, как программный продукт работает при различных условиях. В случае, если внесенные изменения легли нормально и код улучшился, разработчик может подготовить обновление для развертывания.

Пятый этап – релиз и мониторинг.

На заключительном этапе происходит запуск продакшена. Продукт готов к эксплуатации конечными пользователями, так как все критические ошибки и узкие места были устранены. Но, тем не менее, это не значит, что после этого продукт больше не нуждается во внимании. Всегда важно учитывать влияние человеческого фактора, даже если тестирование проходило с использованием средств автоматизации.

Разработчики по–прежнему должны продолжить мониторинг программного обеспечения, чтобы обнаружить и устранить остаточные баги. Это позволит улучшить продукт и тем самым повысить уровень удовлетворенности пользователей и заказчика.

Это основные этапы поиска багов в программе. Они могут иметь свои внутренние подэтапы в зависимости от метода управления проектами в компании.

Какие сложности могут возникнуть в багфиксинге и как их избежать?

В процессе поиска багов могут возникнуть трудности, особенно если сама по себе система достаточно сложная и запутанная. Проблемы проявляются как на начальных этапах, так и в период релиза. Понимание этих сложностей позволит сделать багфиксинг более эффективным.

– Отсутствие четкой информации о баге.

Во–первых, так происходит, когда проблема не очевидна и ещё не проявила себя в достаточной мере, чтобы значительно повлиять на производительность и надежность программы. Во–вторых, даже если баг обнаружен, то нашедший его человек не всегда может дать четкое описание. Это может произойти потому, что непонятна причина возникновения ошибки. Либо сам по себе разработчик или тестировщик является недостаточно опытным.

Поэтому так важно в процессе идентификации багов вести документацию. Ее можно использовать для структуризации данных и для обратной связи с более опытными коллегами.

– Сложность кода или архитектуры программного обеспечения.

Если код устаревший или сама по себе структура системы сложная, то это затруднит нахождение багов. Процесс будет более трудоемким, что не всегда подходит в некоторых случаях. Такая проблема чаще всего возникает, когда проект переходит из рук в руки.

В случае, если команда берется за создание программы с самого начала, то стоит уделить достаточно времени на разработку архитектуры, выбор стека и наиболее эффективных решений для некоторых задач.

Кроме того, рекомендуется регулярно проводить рефакторинг и обновление документации. Даже если проект не уйдет на обслуживание или доработку в другую компанию, это поможет облегчить нахождение багов в будущем.

Чтобы понять, как различные компоненты системы взаимодействуют друг с другом, проводят системное тестирование и интеграционные испытания. Это позволит упростить поиск багов. Лучше всего делать это поэтапно, по мере готовности программы, а не только в самом конце.

– Регрессия.

Эта проблема возникает в том случае, если при исправлении одного бага появились другие. Это происходит потому, что все компоненты системы в разной степени связаны между собой. Поэтому изменения в одном месте могут отразиться на другом.

В этом случае рекомендуется прибегать к автоматизированному тестированию. Оно поможет выявить ошибки до того, как ПО уйдет в эксплуатацию.

Менеджмент багфиксинга.

Не всегда разработка программного обеспечения идет по плану. Бывает так, что у команды недостаточно времени и ресурсов на то, чтобы проводить качественный багфиксинг. Но это не значит, что от проверки продукта нужно отказаться до последнего момента. Это не выгодно, потому что по завершению разработки искать ошибки в программе будет сложнее, а некоторые из них уже начнут действовать на систему и снижать ее эффективность и надежность.

Чтобы не пустить менеджмент проекта под откос даже в ограниченных условиях, важно грамотно расставить приоритеты. Если нет возможности осуществлять поиск багов на каждом этапе, то необходимо установить контрольные точки и уже там выделить время на проверку.

Кроме того, изначально при разговоре с заказчиком стоит обговорить условия и сроки. При этом нужно сделать акцент на качестве, так как оно не терпит излишней спешки. Если клиент все же настаивает на том, чтобы работа была выполнена быстро, то в этом случае нужно оговорить ожидания и проблемы, а также все это задокументировать и подписать. Таким образом, компания может себя обезопасить с юридической точки зрения.

– Эмоциональное состояние команды и вовлеченность.

Если разработчики находятся в длительном состоянии стресса, то уровень их вовлеченности и мотивации падает. В этом случае количество ошибок возрастает, а при поиске багов концентрация становится ниже.

Чтобы этого избежать, необходимо грамотно распределить нагрузку на команду. Также стоит поработать над стандартизацией процессов, так как это позволит сократить время разработки.

Внедрение инструментов автоматизации снизит нагрузку на разработчиков и тестировщиков. Часть рутины уйдет, и у них останется больше времени на то, чтобы находить более творческие и оригинальные решения для некоторых задач.

В целом стоит поспособствовать созданию здоровой атмосферы в коллективе, чтобы отношения строились на взаимодоверии и поддержке.

Пример багфикса

Рассмотрим пример багфикса на примере онлайн–магазина в веб–приложении.

Конкретно нужно проверить функцию, когда пользователь добавляет товар в корзину. Когда все работает корректно, то проблем не возникает. Но, допустим, тестировщик обнаружил, что в некоторых случаях корзина не обновляется, если добавить в нее несколько разных товаров подряд. В таком случае пользователь не будет иметь реального представления о том, какое количество он закажет, если закончит оформление заказа.

Одной из причин возникновения такой ситуации может быть недостаточная обработка кода. Если обработка асинхронных операций произведена неправильно, то предыдущий запрос на добавление товара не завершится до того, как будет отправлен новый запрос.

function addToCart(productId) {

cart.push(productId);

updateCartCount(); // Функция обновления количества товаров в корзине}

Выявленная проблема: Код не ожидает завершения операции добавления в корзину, поэтому обновленный подсчет является неверным.

Исправленный код: Функция изменяется так, чтобы она использовала async/await. Таким образом, можно убедиться, что действие действительно завершилось, прежде чем счетчик обновится.

async function addToCart(productId) {

await cartApi.add(productId); // Предположим, cartApi.add() возвращает Promise

updateCartCount(); // Теперь мы уверены, что товар добавлен}

После внесения всех изменений, при каждом добавлении товара в корзину, функция будет ждать завершения операции. После этого она будет обновлять корректное количество товаров. Это дает гарантию того, что пользователь всегда будет видеть актуальную информацию.

Чтобы убедиться, что проблема с обновлением информации о содержимом корзины решена, тестировщики вновь должны провести проверку.

Какие преимущества дает багфикс?

– Во–первых, это помогает стабилизировать систему и в целом сделать программный продукт более надежным за счет более чистого кода. Работа функций осуществляется быстрее и более плавно. Вероятность наступления серьезных багов тоже становится значительно ниже.

– Во–вторых, своевременное устранение ошибок позволяет повысить безопасность программного обеспечения. Опять же, потому что код улучшается, а значит уязвимостей в нем становится меньше. Это позволит защитить все важные данные от утечки. Особенно важно для тех продуктов, которые хранят финансовую и личную информацию о пользователях.

– В–третьих, повышается общая производительность программы, даже если улучшения коснулись лишь нескольких компонентов, а не всей системы в целом. Это позволяет ПО лучше выдерживать разные типы нагрузок на систему.

– В–четвертых, регулярный багфиксинг на всех этапах разработки помогает предотвратить множество проблем на ранних стадиях до того, как они станут критическими. Это существенно сокращает время выпуска продукта на рынок и повышает его ценность в глазах конечных пользователей.

– В–пятых, пользователи получают программу, которая соответствует их ожиданиям. Это повышает их уровень удовлетворенности, а также уровень доверия к разработчикам.

Данные преимущества делают процесс багфикса неотъемлемой частью жизненного цикла программного обеспечения.