LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Юлия Татаринова
Юлия Татаринова
Продакт–менеджер

Почему создание экосистемы компании является критически важным для успеха в современном бизнесе: преимущества, стратегии развития и реальные примеры.

Экосистема компании помогает оптимизировать бизнес–процессы и улучшить взаимодействие с клиентами

Что такое экосистема

Изначально понятие «экосистема» появилось в биологии в 1935 году благодаря британскому ученому Артуру Тэнсли. Он назвал этим термином сообщество организмов, которые взаимодействуют между собой и с внешним миром. Уже в 1993 году это понятие перешло в сферу предпринимательства благодаря бизнес–стратегу Джеймсу Муру, который понимал под экосистемой всю коммерческую сферу, состоящую из покупателей и компаний.

Идея об экосистеме внутри одной компании появилась у ученых Мусы Пинара и Пола Трампа в 2008 году. На данный момент многие крупные компании развивают свои экосистемы. Среди русских компаний хорошими примерами такого развития стали экосистемы Яндекса и Сбербанка, МТС, Тинькофф Банка. Международные аналитики прогнозируют, что скоро многие крупные бренды будут иметь свои цифровые экосистемы. Этот тренд существует в абсолютно различных отраслях бизнеса.

Характерные черты экосистем

В каждой бизнес–экосистеме можно выделить следующие характерные черты:

  • Модульность. Каждая часть экосистемы – это обычно довольно самостоятельный проект, который имеет свое направление и скорость развития. При этом все части экосистемы взаимосвязаны и работают как единое целое. Очень часто пользователи имеют возможность выбрать один или несколько модулей и не пользоваться всей экосистемой. Такой выбор производится с помощью подписки или установки на устройство отдельных приложений.

  • Кастомизация. Каждая часть экосистемы адаптируется под конкретную платформу. Но также она адаптируется под конкретных пользователей, например, приложения для прослушивания музыки предлагают пользователям новые композиции в соответствии с их вкусами. В рамках экосистемы все приложения и сервисы обмениваются данными между собой, что позволяет добиться соответствия пользовательским предпочтениям.

  • Мультилатерализм. Это многосторонние отношения между пользователем и бизнесом. Дело в том, что при включении в экосистему клиенты вступают с компанией в сложные отношения, пользуются сразу несколькими продуктами и с разных сторон знакомятся с брендом.

  • Взаимосвязь. Внутри бизнес–экосистемы все сервисы одновременно независимы и тесно связаны между собой. Это позволяет пользователям выбирать один или несколько сервисов, комбинировать их, получать ровно те услуги, которые им нужны, без навязывания дополнительных продуктов.

  • Координация. В экосистеме нет конкретной иерархии сервисов, однако существуют некие законы, по которым она существует. Эти законы обязательно должны соблюдаться для правильного функционирования всей системы и каждой ее составляющей.

Развитие бизнес–экосистем началось задолго до создания современных IT–технологий и их распространения. Однако сейчас представить себе бизнес–экосистему без цифровизации абсолютно невозможно. Сейчас бизнес–экосистемы охватывают большое количество разнообразных сфер жизни человека. Цифровизация повышает доступность сервисов и их удобство для пользователей.

Что входит в экосистему

Для каждой компании составляющие экосистемы выбираются индивидуально. Все зависит от того, хотите ли вы ограничиться одной сферой, или же предпочитаете попробовать завоевать свою долю на нескольких рынках. Вы можете выбрать одно из следующих направлений:

  • Финансы. К финансовым продуктам относится страхование, различные банковские продукты, в том числе вклады и кредиты.

  • Интернет и связь. Вы можете развивать мессенджеры или соцсети, так как такие проекты сейчас пользуются спросом. Вы можете создать новый браузер или поисковую систему, разработать мобильную телефонию.

  • Электронные устройства и IT. В процессе работы компании вы можете выпустить авторские гаджеты или создать разнообразные облачные платформы для хранения и обработки данных.

  • Развлечения. Индустрия развлечений сейчас постоянно развивается. Именно поэтому создание приложений для показа кино или прослушивания музыки, игр, а также отдельных сервисов для знакомств становится хорошим способом повысить доходность бизнеса в целом.

  • Питание и повседневные товары.Вы можете создать продуктовый онлайн–магазин, выпустить маркетплейс со специализированными товарами или продуктами общего пользования.

  • Передвижение. Сейчас люди с абсолютно разным финансовым положением все чаще пользуются такси, поэтому создание сервиса для вызова машины с водителем – это хороший вариант для многих компаний. Вы можете также создать сервис каршеринга для тех, кто имеет права, но пока не купил себе машину, или сделать приложение–навигатор.

  • Медицина. Если вы занимаетесь медицинскими препаратами или услугами, вы можете создать онлайн–аптеку или приложение для записи к врачам, а также программу для получения онлайн–консультаций.

  • Недвижимость. В сфере недвижимости вы можете поработать над приложением купли–продажи квартир, домов, участков, аренды земли или жилья, а также сделать сервис по подбору строительных бригад.

  • Образование и карьера. Вы можете создать онлайн–университет или курсы для получения определенных навыков, а также сервисы по поиску работы и размещению вакансий, в том числе и для фрилансеров.

  • Путешествия. Сейчас люди много путешествуют, поэтому создание сервиса по покупке билетов или бронированию жилья является хорошим вариантом.

  • Услуги для бизнеса. Вы можете предложить другим компаниям комплексные аналитические решения или услуги по созданию маркетинговых мероприятий.

Виды экосистем

В рамках создания экосистемы компания разрабатывает свои продукты и сервисы или в одной, или сразу в нескольких сферах. Бизнес покупает другие компании, которые оказывают различные услуги, привлекает партнеров для создания общих проектов. В зависимости от решения экосистемы делятся на несколько видов:

  • Суперприложения. Их также называют супераппами. Это довольно сложное комплексное приложение, которое выглядит как общая площадка со всеми продуктами экосистемы. В одном приложении собираются все существующие у бренда из разных сфер, что довольно удобно для пользователей, но может привести к тому, что клиенты запутаются в услугах бренда.

  • Разные приложения. В этом случае экосистема выпускает отдельные сервисы и приложения для каждого направления и каждой услуги. Это позволяет пользователю не запутаться в отдельных программах на его устройстве, однако в то же время перегружает устройство приложениями и сервисами.

  • Гибридные. Гибриды сочетают в себе суперприложения и отдельные платформы. Например, бизнес может выпустить большой суперапп с мини–программами, и дополнительно создать несколько самостоятельных продуктов. Это позволяет пользователю самостоятельно выбрать, нужно ли ему суперприложение, или же ему будет достаточно одного из самостоятельных продуктов организации.

Существуют и другие классификации экосистем. По схеме работы их подразделяют на вертикальные, горизонтальные и смешанные. Вертикальные экосистемы выстраивают вокруг одного главного продукта, и все дополнительные сервисы решают дополнительные проблемы клиента. Горизонтальные экосистемы ставят в центр клиента, стараются закрыть как можно большее количество его потребностей, при этом все сервисы компания создает самостоятельно, без привлечения партнеров. Смешанные экосистемы сочетают горизонтальный и вертикальный форматы: компания продвигает свои уже существующие продукты в одной сфере, а дополнительные потребности целевой аудитории удовлетворяет с помощью партнеров.

Экосистемы можно также разделить на экосистемы решений и экосистемы транзакций. Экосистема решений – это несколько программ, приложений или сервисов, которые предоставляют определенные услуги или товары для клиентов. В этом случае компания состоит из разных элементов, и каждый из этих элементов – это цельный продукт или сервис, однако все вместе эти продукты и сервисы формируют бренд. Экосистема транзакций – это экосистема, в которой клиент сам по себе может стать производителем определенной ценности. По такому принципу работают видеохостинги, где пользователи сами имеют возможность создавать контент. Оставаясь клиентами самого видеохостинга, они же при этом получают финансовую поддержку от других пользователей, которые смотрят их видео, и сами производят определенный продукт, для которого пользователи и заходят на видеохостинг.

Преимущества экосистем

Создание экосистем несет огромное количество преимуществ, хотя и обходится компаниям достаточно дорого. Оно дает преимущества не только клиентам бизнеса, но и самому бизнесу.

Экосистемы позволяют использовать большое количество сложных и дорогостоящих технологий, которые зачастую недоступны более мелкому бизнесу. При этом в их разработку можно вовлечь хороших специалистов, ведь крупные компании при разработке целостной экосистемы располагают большими ресурсами, в том числе и финансовыми.

Важно знать, что компании, которые запускают экосистемы, зачастую быстро набирают обороты. Это связано с тем, что они предлагают пользователям большое количество разнообразных услуг и сервисов. При таком развитии компании быстро растут и могут легко выводить на рынок новых игроков и бороться со старыми. При этом экосистемы обладают высокой устойчивостью к изменениям на рынке и гибкостью. Дело в том, что в рамках экосистемы можно менять все ее составляющие, оставляя определенный центр. В зависимости от ситуации можно убирать и добавлять элементы экосистемы, закрывать сервисы, выпускать новые приложения, удерживая и увеличивая интерес пользователей.

Преимущества для компании

Экосистема приносит компании следующие преимущества:

  • Повышение лояльности и привлечение пользователей. Экосистема – это способ закрыть как можно больше потребностей клиентов. Благодаря созданию нескольких сервисов или цельного суперприложения пользователи получают возможность подключить себе все необходимые функции и не обращаться к вашим конкурентам. Это повышает привлекательность бренда для клиентов и лояльность пользователей. Благодаря наличию нескольких сервисов, каждый из которых удовлетворяет разнообразные потребности клиентов, аудитория остается с брендом надолго и не уходит к конкурентам.

  • Увеличение прибыли компании. Экосистема позволяет повысить доход компании благодаря тому, что клиенты могут воспользоваться большим количеством разнообразных товаров и услуг. При этом часто отдельные продукты бизнеса связаны между собой: все они обычно предоставляются по подписке, и пользователь, который оплатил ее ради доступа к одному сервису, начинает пользоваться и другими, потому что имеет такую возможность. При этом, если подписка имеет определенные уровни, часто бывает так, что пользователи постепенно покупают подписку все более высокого уровня, чтобы получить больше функций.

  • Персонализация приложения. Экосистемы дают бизнесу возможность собрать огромное количество сведений о клиентах. Благодаря этому можно персонализировать приложения и сервисы, чтобы предлагать пользователям ровно те товары и услуги, которые будут для них интересны.

  • Интеграции и партнерство. В рамках создания экосистемы многие бренды заключают партнерство с другими компаниями или покупают их активы. Это позволяет экосистеме расти, а компаниям–партнерам получать больше пользователей и трафика. Таким образом взаимодействие компаний приносит прибыль всем участникам соглашения и партнерства.

Преимущества для пользователей

Для клиентов экосистемы компаний предоставляют следующие преимущества:

  • Удобство. Все платформы и сервисы в одной экосистеме обычно связаны бесшовной идентификацией, благодаря чему пользователи могут не регистрироваться дополнительно в каждом сервисе отдельно и использовать единую учетную запись. Такая система позволяет клиентам не хранить в голове большое количество логинов и паролей и легко получать доступ ко всем сервисам и приложениям экосистемы.

  • Выгода. Чаще всего экосистемы предлагают пользователям определенную выгоду. Например, клиенты получают возможность получать по подписке скидки на продукцию, подарки и кешбэк, бесплатную доставку по определенным условиям, доступ к музыке, кино, книгам.

Опасность развития экосистем

При этом развитие отдельными компаниями крупных экосистем связано с серьезными рисками:

  • Монополизация рынка. Крупные экосистемы захватывают большое количество рынков. Они включают в себя многие продукты и сервисы, которые нужны современному человеку, и поэтому они мешают развитию более мелких проектов. При этом клиенты часто остаются в экосистеме даже при наличии некоторых мелких замечаний и требований к ее отдельным сервисам. Обычно экосистема даже при некоторых минусах оказывается для клиентов гораздо выгоднее, чем отдельные сервисы, благодаря программам лояльности и общему удобству использования. Именно поэтому покупатели, уже вошедшие в экосистему, крайне редко изменяют своим привычкам и обращаются к другим сервисам и приложениям.

  • Торможение инноваций. Экосистемы очень часто совершают технологические прорывы или вкладываются в инновации, однако развитие любого бренда сопровождается ростом и усложнением его архитектуры. Это в свою очередь мешает внедрению инновационных технологий. При этом экосистемы часто поглощают более мелкие компании и стартапы, которые занимаются созданием уникальных товаров и услуг. При этом часто купленные компании прекращают развиваться или создавать действительно прорывные продукты. Как следствие, при больших вложениях в инновации сами инновации в рамках экосистем не появляются, потому что для крупной компании выпуск чего–то нового сопряжен с большим риском.

Одним из важных недостатков любой экосистемы является отсутствие четкой иерархии. В этом случае невозможно выделить главный элемент, а руководитель компании не может равноценно управлять каждым из них. Это связано с тем, что экосистема состоит из множества независимых элементов.

Перспективы развития бизнес-экосистем

Принято считать, что экосистемы развиваются одновременно с цифровизацией. До активного роста цифровых сервисов компании не имели таких широких возможностей по созданию целых огромных блоков продуктов, которые сейчас можно создать практически без проблем. Постепенно все технологические решения адаптируются под разные устройства, а основным ориентиром для большинства компаний становятся мобильные приложения, которые могут решать большой спектр проблем.

При этом важно понимать, что экосистемы не смогут захватить все сферы бизнеса. Всегда останется место для более мелких компаний и более узких приложений и сервисов. Однако большинство гигантов рынка постепенно будет создавать и развивать свои экосистемы, и чтобы справиться с возрастающей конкуренцией, каждой компании будет нужно создавать все больше уникальных приложений и сервисов. Это позволит выделиться на рынке и, как следствие, привлечь пользователя. Наиболее пустой сферой в вопросах развития экосистем является B2B, где пока нет большого количества разнообразных предложений от экосистем.