Получите все материалы с наших тренингов — бесплатно
Что Такое Бизнес-модель, Какие Есть Типы Бизнес-моделей, Как Выбрать Свою Бизнес-модель
Что Такое Бизнес-модель, Какие Есть Типы Бизнес-моделей, Как Выбрать Свою Бизнес-модель
Что Такое Бизнес-модель, Какие Есть Типы Бизнес-моделей, Как Выбрать Свою Бизнес-модель
⚡ Ответим в течение 30 минут — contact@leadstartup.ru
+7 495 150 42 63 — с 8:00 до 21:00 МСК
Катерина Сухих

Что такое бизнес-модель, какие есть типы бизнес-моделей, как выбрать свою бизнес-модель

18 отзывов, в среднем 4 из 5
Что такое бизнес–модель, какие есть типы бизнес–моделей, как выбрать свою бизнес–модель

Что такое бизнес-модель?

Бизнес–модель — это способ, которым компания зарабатывает деньги.

Получите нашу единую MIRO–доску с 100+ инструментами и доступ к Google–диску
Материалы тренингов LeadStartup

Какие бывают бизнес-модели?

Подписка, Франшиза, Реклама, Маркетлейс, Кастомизация, Каршеринг, Комиссия и так далее.

Как выбрать бизнес-модель для стартапа?

Используйте шаблон Lean Canvas, он помогает стартапам определиться с бизнес–моделью. Для этого надо заполнить 9 пунктов: о клиентах, расходах, ценностном предложении и так далее.

Бизнес-модель - что это?

Бизнес–модель описывает как и на чем компания зарабатывает. Смысл бизнес–модели в том, чтобы клиенты платили за продукт больше, чем стоит его создание.

бизнес–модель Бизнес–модель Zoom

Какие бывают бизнес-модели

Обычно компании не изобретают бизнес–модель с нуля, а берут уже опробованные варианты. Их можно миксовать, объединять или использовать несколько сразу.

Для примера мы выбрали самые популярные бизнес–модели.

Подписка

Эта бизнес–модель распространилась на почте: люди оформляют подписку и каждый месяц получают  газеты и журналы.  Сейчас клиенты подписываются на фильмы в онлайн–кинотеатрах, на игры в телефоне, сервисы доставки еды, автомобили.

Пример: Кинопоиск, Grow Food, Hyundai Mobility.

Реклама

Так работает Ютуб и почти все соцсети. Люди создают контент, у них появляются подписчики и зрители, которым показывают рекламу.

Пример: Ютуб, Тик Ток, Инстаграм.

Агрегатор

Вы создаете площадку и привлекаете туда трафик. Другие компании размещают на вашей площадке свои продукты.

Пример: Booking, Airbnb.

Фримиум

Часть продукта даете бесплатно или в тестовом режиме, а за дополнительные функции или полную версию берете деньги. Пока человек пробует, вы превращаете его в покупателя.

Пример: Skype, MailChimp, 1С–Битрикс24.

Франшиза

Успешный бизнес продает свои технологии и стратегии, тем кто хочет открыть такую же компанию в своем городе.

Пример: Додо Пицца, Subway, KFC.

Комиссия

Зарабатываете на том, что связываете продавца и покупателей.

Пример: агентства недвижимости, свадебные агентства, рекрутинговые компании.

Кастомизация

Существующие продукты и услуги подстраивают под клиента, придают им индивидуальность.

Пример: авторские туры, покраска AirPods, кроссовки с индивидуальным дизайном.

Без посредников

Производите продукт и напрямую продаете потребителям.

Пример: Dell, Белореченское, Саянский бройлер.

Маркетплейс

Создаете торговую площадку, на которой продавцы выставляют товары.

Пример: Etsy, Ozon, Airbnb.

«Бритва и лезвие» (Lock-In)

Эту бизнес–модель придумали производители бритвенных станков. Станки продают недорого, но вот комплекты лезвий к ним могут стоить в два раза дороже.

Пример: принтеры, Gillette, Amazon's Kindle.

«Бритва и лезвие наоборот»

Дорогой продукт и к нему дешевые комплектующие.

Пример: iPod, Samsung, капсульные кофемашины.

Free to play

Free to play или свободная игра — это способ монетизации мобильных и компьютерных игр. Пользователь бесплатно устанавливает игру, но платит за прокачку персонажа, ресурсы, помощь в прохождении уровней и так далее.

Пример: World of Tanks, HomeScapes.

Каршеринг и лизинг

Клиент не покупает сам продукт, а платит за его использование — арендует.

Пример: прокат самокатов, автомобилей, велосипедов.

бизнес–модель

Как выбрать бизнес-модель для стартапа

Теоретики бизнеса Александр Остервальдер и Ив Пинье придумали шаблон Lean Canvas, который помогает стартапам определиться с бизнес–моделью. Команда заполняет каждое окно в таблице, видит слабые места и сразу их прорабатывает.

Потребительские сегменты

Выпишите ваших клиентов, тех с кем бы хотелось работать.

Ценностное предложение

Почему эти люди отдадут предпочтение вашему продукту, а не конкуренту. Сформулируйте, в чем  ценность и польза для каждого клиента.

Лучше всего не фантазировать, а спросить у клиентов.

Каналы сбыта

Напишите, как клиенты узнают о вас и той ценности, что несет ваш продукт. Если это реклама, то какая и где.  Если рассылка, то о чем и почему ее будут читать.

Взаимоотношения с клиентами

Какие отношения вы хотите выстроить с клиентами, и чего ожидают сами клиенты.

Потоки поступления доходов

Откуда будут приходить деньги. Подумайте, как вы можете повысить ценность своего предложения для разных клиентов.

Ключевые ресурсы

Что нужно, чтобы ваша бизнес–модель работала. Есть 4 основных типа типа ключевых ресурсов: материальные, интеллектуальные, финансовые и персонал. Что у вас уже есть, чего не хватает.

Ключевые виды деятельности

Что нужно сделать, чтобы бизнес–модель заработала. Что вы можете сделать сами, что отдать на аутсорсинг или фриланс.

Делайте сами то, что у вас лучше всего получается и то, что вы любите. Все остальное — делегируйте.

Ключевые партнеры

Подумайте, кто поможет вам сделать бизнес–модель еще эффективнее. Кто может стать партнером. С какими компаниями сотрудничать. С кем обмениваться клиентами и запускать совместную рекламу.

Структура издержек

На что вы будете тратить деньги. Здесь прописываете основные расходы бизнеса:  зарплаты, аренда помещений, реклама и маркетинг, производство. Подумайте, где можно сэкономить, от чего отказаться совсем. Например, стартапу не всегда нужен крутой офис в центре города.

бизнес–модель Когда заполните шаблон, то сможете пропускать через него каждую бизнес–идею. Это поможет увидеть, насколько она вписывается в бизнес–модель.

Получите единый доступ ко всем нашим 21 курсам, 8 тренингам, 4 профессиям и 126 воркшопам — с сертификацией