Теоретики бизнеса Александр Остервальдер и Ив Пинье придумали шаблон Lean Canvas, который помогает стартапам определиться с бизнес–моделью. Команда заполняет каждое окно в таблице, видит слабые места и сразу их прорабатывает.
Потребительские сегменты
Выпишите ваших клиентов, тех с кем бы хотелось работать.
Ценностное предложение
Почему эти люди отдадут предпочтение вашему продукту, а не конкуренту. Сформулируйте, в чем ценность и польза для каждого клиента.
Лучше всего не фантазировать, а спросить у клиентов.
Каналы сбыта
Напишите, как клиенты узнают о вас и той ценности, что несет ваш продукт. Если это реклама, то какая и где. Если рассылка, то о чем и почему ее будут читать.
Взаимоотношения с клиентами
Какие отношения вы хотите выстроить с клиентами, и чего ожидают сами клиенты.
Потоки поступления доходов
Откуда будут приходить деньги. Подумайте, как вы можете повысить ценность своего предложения для разных клиентов.
Ключевые ресурсы
Что нужно, чтобы ваша бизнес–модель работала. Есть 4 основных типа типа ключевых ресурсов: материальные, интеллектуальные, финансовые и персонал. Что у вас уже есть, чего не хватает.
Ключевые виды деятельности
Что нужно сделать, чтобы бизнес–модель заработала. Что вы можете сделать сами, что отдать на аутсорсинг или фриланс.
Делайте сами то, что у вас лучше всего получается и то, что вы любите. Все остальное — делегируйте.
Ключевые партнеры
Подумайте, кто поможет вам сделать бизнес–модель еще эффективнее. Кто может стать партнером. С какими компаниями сотрудничать. С кем обмениваться клиентами и запускать совместную рекламу.
Структура издержек
На что вы будете тратить деньги. Здесь прописываете основные расходы бизнеса: зарплаты, аренда помещений, реклама и маркетинг, производство. Подумайте, где можно сэкономить, от чего отказаться совсем. Например, стартапу не всегда нужен крутой офис в центре города.
Когда заполните шаблон, то сможете пропускать через него каждую бизнес–идею. Это поможет увидеть, насколько она вписывается в бизнес–модель.