По закону Конвея продукты отражают ценности команды. Как сказал бы Артемий Лебедев, ну отражают и отражают. Но в этом есть проблема: 9 из 10 команд разработки целиком состоят из мужчин. Их гендерные стереотипы транслируются в продуктах и системах.
Пример: голосовые помощники на телефонах и колонках имеют женский голос. Они подчиняются своему «хозяину». Спросите Яндекс. Станцию с Алисой: «Ты создана, чтобы подчиняться?». Она ответит: «Точно, вы верно подметили».
В ЮНЕСКО вышел доклад «I`d blush if I could» — «Я бы покраснела, если бы могла». Назвали его так по ответу на непристойное замечание, который дала голосовой помощник Siri. Так она отвечала 8 лет, и это считали нормой. Хотя очевидно, что это довольно обидная история для женщин: говори ей, что хочешь, она смутится и покраснеет.
Команды разработчиков состоят преимущественно из мужчин. Хорошо, если в команде есть 1-2 женщины. Но часто вы встречали команды, где женщина формирует видение продукта? Где женщина занимает лидирующую позицию, работает на позиции Team Lead или Product Owner?
Программный специалист Сектора социальных и гуманитарных наук ЮНЕСКО Максим Карлюк в интервью ООН сказал, что в пандемию ситуация с женщинами в сфере технологий ухудшилась. Женщин сокращают первыми. Женщины занимают невысокие позиции, им легче подобрать замену.
Прибавьте к этому обязанности женщины по присмотру за детьми. Особенно в пандемию, когда детские сады и школы закрыли. Мужчины перешли на удаленную работу и заперлись в комнате с компьютером. Женщины перешли на удаленную работу и пытались совместить ее с домашними делами и присмотром за детьми.