Онбординг — это широкое понятие и способов реализации его может быть много. Это может быть и всего лишь одно единственное Welcome–окно, в котором кратенько рассказано какие кнопки нажимать, и куда ходить, или же это может быть тур по сайту на 30 шагов.
Одной из распространённых и проверенных временем практик в онбординге считается интерактивный тур по интерфейсу продукта, когда пользователю подсвечиваются конкретные элементы интерфейса или просто описывается, что это и для чего это надо, или, в дополнение к информации о назначении элемента юзеру предлагается также нажать на него, для того, чтобы перейти к следующему шагу тура. При таком подходе мы мягко «вынуждаем» посетителя начать использовать наш продукт прямо здесь и сейчас, облегчая тем самым дальнейшее самостоятельное знакомство пользователя с нашим продуктом, так–как теперь он уже знает базовые принципы архитектуры нашего сайта, например.
Очевидно, что тур длиной в 25 шагов средне–статистический юзер будет проходить с меньшей охотой и готовностью, чем тур на 3 шага. Поэтому при проектировании онбординга стоит включать в него только самые важные элементы, и не стараться охватить необъятное.
Другой вариант реализации онбординга может быть использование Tooltips — маленьких всплывающих подсказок на элементах интерфейса. Не лишним будет предусмотреть отключение таких подсказок вообще, или показ их не более одного–двух раз каждому конкретному пользователю.
Вообще, на деле разные практики онбординга комбинируют в зависимости от сложности и объёмности продукта. Например, никто не мешает вам использовать и тултипсы и тур по продукту на старте одновременно.
Кроме того, если у вас солидный и сложный all-in-one продукт с множеством функций и разделов, возможно стоит подумать над тем, чтобы внутри каждого мега–раздела был встроен свой собственный короткий (по–возможности) тур.
Кстати, если для использования вашего продукта требуется регистрация пользователя, хорошей практикой считается Deffered Account Creation — отложенная регистрация. Сначала проведите юзера по продукту, удивите и восхитите его, и лишь затем предлагайте ему заполнять форму регистрации. С одной стороны в процессе онбординга мы рассчитываем заинтересовать пользователя, показав себя с лучшей стороны, с другой стороны человек уже инвестировал в знакомство с продуктом своё время, и теперь просто закрыть страницу и уйти ему будет сложнее 😉
Для визуализации прохождения процесса онбординга использую чек–листы и прогресс–бар.
Чек–лист отображает структуру онбординга, какие этапы ещё предстоят пользователю, а какие он уже успешно «закрыл». Это и удобно и информативно одновременно.
Прогресс–бар сосредоточен не на структуре процесса знакомства с продуктом, а на общем его объёме, и наглядным и интуитивно понятным образом показывает как далеко вы продвинулись.