Ответим в течение 30 минут — contact@leadstartup.ru
+7 495 150 42 63 — с 8:00 до 21:00 МСК
Материалы курсов — в Telegram
Получите все материалы с наших тренингов — бесплатно
Onboarding: Что Это и Как Сделать Хороший Онбординг ✈️ + Примеры
Onboarding: Что Это и Как Сделать Хороший Онбординг ✈️ + Примеры
Onboarding: Что Это и Как Сделать Хороший Онбординг ✈️ + Примеры

Onboarding: что это и как сделать хороший онбординг + примеры

Количество отзывов (рецензий) 1
Средний рейтинг рецензии 5

# Onboarding

Onboarding

Onboarding или добро пожаловать к нам на борт! У слова «онбординг» сразу два значения. Первое — это знакомство пользователя с продуктом. Например, когда человек скачал и впервые открыл мобильное  приложение. Ему предлагают посмотреть обучающие видео или дают краткие подсказки, как тут все устроено и что значит «вот эта вот кнопочка».

Второе значение онбординга подразумевает знакомство новых сотрудников с компанией. В IT это некий этап адаптации, чтобы человек почувствовал себя максимально комфортно, поскорее включился во все рабочие моменты. А если учесть, что в этой сфере релокация сотрудников — норма, то и онбординг приобретает особое значение.

В этой статье мы подробно рассмотрим онбординг для пользователей.

onboarding

🎓
Доступ к Miro и Google–диску
Доступ к Miro и Google–диску — бесплатно

Зачем нужен onboarding

Сегодня приложение или сервис без онбординга — это как плохая вечеринка. Все тусуются, общаются, а ты ходишь один, никого не знаешь и хочешь, чтобы это поскорее закончилось.

Хороший onboarding — это как будто друг привел вас на ту же самую  вечеринку, со всеми познакомил, все показала и угостил коктейлем. И тут уже вы решаете подходит вам или же это не ваш формат мероприятия.

Получите доступ к 25 курсам LeadStartup — за 2750 рублей

Как onboarding работает в продукте

В продукте, будь то сайт, сервис или мобильное приложение, задача онбординга в том, чтобы познакомить пользователя с функциями и плюсами (что есть в продукте такого особенного).

  • Onboarding знакомит пользователя с основными кнопками. Хорошо, если сразу после знакомства, человек сможет что–то сделать в продукте: решить с ним задачу, ради которой он, собственно, в него и зашел. Например, создать проект или обработать фото. Так пользователь быстрее поймет, подходит ли ему этот продукт или нет.
  • Мотивирует начать работу прямо сейчас, попробовать еще какие–то функции, перейти на новый уровень использования.
  • Чаты с техподдержкой или окна типа «задай вопрос менеджеру» — это тоже важная часть онбординга. Если продукт сложный, то пользователю лучше дать возможность задать вопросы специалисту. Нежели он сам будет мыкаться по экранам или разделам, пытаясь отыскать ответ на свой запрос.
🎓
Получите доступ к нашему Google–диску — бесплатно
Скачать модель
Получите доступ к нашему Google–диску — бесплатно
Скачать модель

Этапы онбординга

Различают два основных этапа:

  • когда пользователь только скачал приложение и открыл его в первый раз;
  • когда пользователь оплатил подписку.

Первый этап называется first-use онбординг. Он направлен на то, чтобы человек–таки купил подписку, ну или стал пользователем приложения и перешел на новый уровень, если можно использовать продукт бесплатно.  На этом этапе знакомства пользователь должен понять:

  • может ли продукт решить его проблему
  • подходит ли он конкретно ему
  • готов ли он за него заплатить и устраивает ли цена.

Потеряете пользователя здесь — он уже вряд ли когда–то еще к вам вернется.

Второй этап — onboarding сразу после покупки. Его цель — обучить пользователя новым функциям, удержать и мотивировать подписываться дальше, быть активным, рекомендовать, делиться результатами своей работы в приложении.

 онбординг

🎓
Инструменты для разработки IT–продуктов
Скачать модель
Инструменты для разработки IT–продуктов
Скачать модель

Люди не любит онбординги

А теперь плохие новости.

Все делают onboarding. Но пользователи их не любят. Чем онбординга проще, понятнее и короче, тем лучше.

Получите доступ к 25 курсам LeadStartup — за 2750 рублей

Виды first-use onboarding

Есть несколько вариантов, как провести первое знакомство пользователя с продуктом. Причем в одном продукте можно использовать сразу несколько видов onboarding.

  • Обзорная экскурсия или тур по продукту
  • Свайпы или всплывающие подсказки
  • Вовлечение через опросы, персонализация или настройки продукта под себя
  • Обучающие экраны
  • Приветственные письма или цепочки писем с обучением для сложных продуктов.
  • Кейсы пользователей, то бишь примеры, шаблоны экранов, как используют продукт другие пользователи.
  • Геймификация. Сделай то–то и получи плюшки/бонусы.
Получите доступ к 25 курсам LeadStartup — за 2750 рублей

Виды onboarding после покупки

Такой онбординг нужен для удержания пользователя в приложении. Обучает более предметно, знакомит с расширенным функционалом.

Такой onboarding может быть представлен в виде:

  • Обучающих писем или видео.
  • Пуш–уведомлений.
  • Подсказок по новым функциям.
  • Геймификации.

Дальше мы рассмотрим разные виды онбординга на конкретных примерах. Разберем удачные и не очень кейсы.

Обзорная экскурсия или тур по продукту

Это, пожалуй, самый распространенный сегодня способ знакомства с продуктом и обучения пользователя.

 онбординг в приложении

Например, конструктор сайтов Squarespace сначала спрашивает, какой сайт вы хотите сделать, а затем показывает новым пользователям приветственное видео и проводит экскурсию по функционалу: куда нажать, чтобы начать делать сайт.

onboarding

В Notion — сервисе для создания текстовых документов, списков и таблиц — тоже применяют онбординг в виде обучающего тура. Инструментов много и пользователю не очевидно, как их использовать, что именно тут можно делать. Поэтому советы на нескольких экранах тут в тему.

Задача тура по продукту — показать, как получить ценность, удовлетворить свою потребность здесь и сейчас. Нажмите сюда, и выберете шаблон для своего сайте, нажмите сюда и создайте  видео, ткните тут и опубликуйте свое первое фото в соцсети.

Для сложных продуктов, где функций и инструментов много — это вполне оправдано и реально помогает пользователям. Главное не переборщить. Как например, в сервисе управления проектами ClickUp.

 онбординг

Сначала пользователю предлагают зарегистрироваться, а потом посмотреть приветственное видео. Тут же начинают всплывать еще несколько окон с информацией о функциях. Закрывать их страшно, вдруг больше не покажут, а как пользоваться сервисом непонятно.  Получилось надоедливо.  К тому же, сам продукт не демонстрируют до самого конца онбординга.

А если продукт простой, интуитивно понятный, то лучше и вовсе не делать объемных обзорных экскурсий. Вы же помните, что пользователи не в восторге от длинных onboarding.

Свайпы

Это те же обучалки, но на всплывающих экранах. Их используют в мобильных приложениях. На них доносят ценность и преимущества продукта, кратко рассказывают об основных функциях и особенностях продукта.

 онбординг в приложении

Например, в свайпах у Netflix показывают информацию, где смотреть контент, как скачать, как оформить подписку.

Вовлекающий onboarding

Или знакомство через действие. Когда пользователь с порога начинает отвечать на вопросы о себе или настраивать все под себя. Цель такого онбординга — привязать человека к продукту: «Они меня так хорошо знают, как я могу уйти?».

Например, в приложении для женщин Flo сразу предлагают отметить даты в календаре, пройти опрос о своем самочувствии. Здесь же отличный пример, как превращают пользователя в покупателя. Если женщина хочет обсудить что–то подробнее, получать уведомления о состоянии своего организма, ей предлагают оформить подписку на расширенную версию.

Или вспомним Spotify. Онбординг здесь выполнен в формате опроса о музыкальных предпочтениях пользователя. Причем захватывает сам процесс выбора. Когда ответил, получаешь персональные плейлисты.

onboarding

Приложение с табулатурами для музыкантов Ultimate Guitar  пользователям предлагают пройти опрос по инструментам, на которых человек играет,  уровню игры, любимой музыке и жанрам. А уже после этого всплывает окно с предложением подписаться.

В мобильных играх вовлекающий onboarding проходит в виде тренировок. Нужно делать то–то и то–то, а теперь попробуйте вы. Пользователь сразу вовлекается в процесс и попутно обучается функционалу.

Онбординг через «пуши»

Push–уведомления  используют для более качественного онбординга пользователей в приложении. Они появляются в ответ на какие–то действия или долгое бездействие. Их задача — побудить человека сделать следующий шаг в своем знакомстве с приложением.

«Пуши» помогают заинтересовать пользователя, мотивировать его к покупке платной версии,  уведомляют о каких–то акциях,  оповещают, если пользователь освоил ключевые функции и прошел важные этапы в приложении. Кроме того, могут оповещать о действиях или поведении самого пользователя, чтобы тот быстрее достиг целей. Например, трекер водного баланса напоминает, сколько пользователю нужно выпить воды до конца дня. Трекер потребления калорий напоминает, сколько нужно съесть на ужин, чтобы не поправиться.

Когда не надо делать onboarding

  • Когда продукт очень простой и понятный.
  • Когда он похож на другие подобные продукты, использует те же сценарии, которые уже знакомы пользователям. Например, шаблонная структура интернет–магазинов (чему тут обучать?) или интерфейс соцсетей.
  • Когда продукт такой сложный, что онбордингом тут не обойтись и нужно организовать полноценное обучение.

 онбординг

Ошибки в onboarding

  • Когда в онбординг хотя «запихнуть» все подряд. Например, сервис по доставке продуктов вдруг начинает показывать информацию о скидках и акциях, бонусах за заказы, хотя пользователь только зашел и даже не понял, как сделать свой первый заказ. Совет только один: не смешивать и рассказывать обо всем по порядку. А лучше включить в онбординг самое главное, побудить пользователя начать что–то делать внутри приложения или сайта.
  • Когда onboarding нельзя пропустить. Не заставляйте пользователей смотреть все экраны и видео с обучением. Разрешите что–то пропустить, дайте возможность вернуться к подсказкам и обучению чуть позже.
  • Не спрашивайте у пользователей слишком много ради персонализации. Вы же только знакомитесь.
  • Не отправляйте слишком часто push–уведомления. Это раздражает.

Главные правила хорошего онбординга

  • Сделайте онбординг частью продукта. Чтобы он проходил для пользователя незаметно, но при этом был полезен.
  • Пользователь должен достичь своих целей с помощью вашего продукта. Научите его, как быстрее прийти к конкретным результатам. Никому не нужно обучение, чтобы стать специалистом по интерфейсу. Бессмысленные подсказки по любому поводу — долой.
  • Делайте онбординг постоянной частью продукта. С одной стороны, две минуты на тур по продукту — много. С другой — пользователь за это время не освоился до конца. Внедряйте элементы онбординга постоянно. Многие разработчики сравнивают этот процесс с воспитанием детей. Это работа на долгие отношения с пользователем. Так, в Ultimate Guitar проводят онбординг по каждой новой функции, которая появляется в приложении.
Вы научитесь масштабировать Agile–мышление на уровень всей корпорации и взаимодействовать с ТОП–менеджментом.
Вы научитесь управлять Scrum–командами, создавать Kanban–системы и руководить внедрением Agile фреймворков.
Обучитесь Agile-инструментам влияния на выживаемость бизнеса в условиях крайней неопределенности.
Вы научитесь создавать бизнес–модели цифровых продуктов и защищать их на презентации перед ТОП–менеджментом.
Вы научитесь управлять запуском цифровых инноваций и выступать в роли бизнес–трекера для внутренних стартапов.
Вы научитесь проводить глубинные интервью для поиска сильнейших инсайтов по развитию вашего продукта.
Вы научитесь визуализировать клиентский опыт взаимодействия с компанией, учитывая мысли, цели и задачи клиента через CJM.
Вы освоите методологию дизайн–мышления и научитесь использовать дизайн-мышление для поиска прорывных идей.
Вы освоите методологию развития аналитической культуры в корпорациях для достижения целей цифровой трансформации.
Обучение эмоциональному интеллекту — способ обновить и оживить корпоративную культуру компании.
Вы освоите методологию Growth Hacking — быстрого тестирования гипотез для кратного роста по прибыли.
Вы научитесь проводить интервью и исследования по методологии Jobs To Be Done для валидации идей роста.
Вы научитесь применять фреймворк LeSS для объединения нескольких Agile–команд при работе над продуктом.
Вы научитесь применять навыки Ситуационного Лидерства для развития самоорганизации на уровнях команд и организаций.
Вы научитесь проектировать Канбан–системы и работать с Канбан–доской в рамках продуктовой и проектной работы.
Вы научитесь управлять продуктовой стратегией и совместно со стейкходерами формировать дорожную карту развития продукта.
Вы научитесь радикально повышать вероятность выхода на положительную рентабельность новых бизнес–направлений.
Вы научитесь проводить оценку целесообразности запуска нового цифрового продукта или бизнес–направления.
Вы научитесь формировать амбициозные, значимые для бизнеса OKR–цели и совместно с сотрудниками достигать их.
Вы научитесь использовать сервис продуктовой аналитики Amplitude для нахождения точек роста прибыли продукта.
Вы освоите роль Владельца Продукта в Scrum, научитесь приоритизировать задачи и максимизировать бизнес–ценность.
Вы научитесь применять фреймворк SAFe для объединения нескольких Agile–команд при работе над продуктом.
Вы научитесь вести Scrum–команды к самоорганизации и высокой продуктивности, с получением сертификации PSM I.
Вы освоите все мероприятия, роли и артефакты фреймворка Scrum, и сможете применить Scrum на практике в своем отделе.
Вы научитесь определять точки кратного роста прибыли и обоснованно принимать решение где сфокусировать усилия.