Что такое Эвристика Нильсена?
1990-е годы. Юзабилити–исследователи из Дании Якоб Нильсен и Рольф Молич разрабатывают 10 принципов создания удобного интерфейса, который будет соответствовать запросам пользователей.
Несмотря на то, что эти принципы были сформулированы около 30 лет назад на основе опыта двух энтузиастов, они по–прежнему остаются актуальными. Ими пользуются разработчики и дизайнеры интерфейсов.
Первый принцип Нильсена – видимость статуса системы
Суть заключается в том, чтобы пользователи были проинформированы о том, как меняется статус системы. Причем этот принцип должен действовать на каждом шаге, который совершает человек. Примером может служить индикатор загрузки данных, чтобы юзер понимал, какое количество времени ему придется ожидать скачки файла.
Или когда человек оформляет заказ в интернет–магазине, последовательность этапов должна отражаться в поле зрения. Таким образом, пользователь может лучше понимать, какие действия он уже совершил и что ему придется ещё сделать, чтобы закончить начатое.
Если по ходу выполнения определенной последовательности действий возникает ошибка, система также должна об этом оповещать. В противном случае у человека складывается ложное представление о результатах его взаимодействия с системой.
Статус – это возможность сделать работу системы прозрачной и доступной для понимания рядового пользователя.
Второй принцип Нильсена — совпадение между системой и реальным миром
Чтобы интерфейс был интуитивно понятен для пользователей, разработчики и дизайнеры должны использовать универсальный язык. Это касается не просто языка как понятия, а в целом семантики иконок и дизайна.
Вся информация должна быть организована таким образом, чтобы человек при посещении сайта и приложения приходил как к себе домой. То есть приходится подстраиваться под большинство. Даже если одни продают ювелирные украшения, а другие предоставляют услуги по клинингу, то система оформления заказа будет приблизительно одинаковой. То есть пользователь в обоих случаях будет использовать одни и те же иконки и кнопки, чтобы оформить заказ.
Условно говоря, для поиска он будет использовать «Лупу». Для того чтобы сбросить все настройки каталога и начать все сначала, он использует иконку «Дома». Если нужно посмотреть содержимое заказа, то пользователь нажмет «Корзину» и так далее. Эти иконки универсальны независимо от того, носителем какого языка является человек.
Чем проще путь для совершения целевого действия, тем лучше. Тем самым увеличивается вероятность того, что заказ будет завершен и оформлен.
Третий принцип Нильсена – управление и контроль со стороны пользователя
Пользователь должен иметь возможность контролировать свои действия в системе. Человек есть человек, поэтому никто не застрахован от случайных нажатий или каких–то сбоев, вызванных перебоями в сети.
Иначе говоря, если пользователь совершил какое–то случайное действие, которое не планировал, то система должна быть построена так, чтобы он мог легко отменить это. Чем больше усилий придется приложить человеку для отмены своей операции, тем стремительнее будет снижаться его уровень удовлетворенности. Это, в свою очередь, отразится на его желании оставаться клиентом бизнеса.
Это же касается тех ситуаций, когда нужно восстановить предыдущие состояния. Например, если интернет–связь была нестабильной, что привело к обновлению страницы, то пользователь не должен самостоятельно восстанавливать введенные данные. Это задача системы – избавить человека от необходимости вручную раз за разом вводить текст.
Опять же важно, чтобы юзер своевременно получал обратную связь о том, что он делает и почему у него получается совершить то или иное действие. Безвестность вызывает раздражение и желание уйти к конкурентам.
Четвертый принцип Нильсена – консистентность и стандарты
Этот принцип помогает снизить когнитивную нагрузку за счет предсказуемости действий. Иначе говоря, дизайн программного обеспечения или приложения должен быть выполнен в едином дизайне на всех страницах.
Если кнопка «Отмены» подсвечивается красным цветом или имеет красный шрифт, то это должно соблюдаться везде. Часто пользователи выполняют многие действия автоматически, не вникая в то, что написано. Они видят знакомые цвета и символы, поэтому мозг делает выводы, основываясь на предыдущем опыте.
Консистентность пригодится не только для интерфейса, предназначенного для массового потребителя, но и для частных компаний. Например, если для обучения персонала требуется собственная программа, где новые сотрудники смогут получить все необходимые знания, а также отработать некоторые навыки.
Также консистентность охватывает не только визуальную часть интерфейса, но и аспекты взаимодействия. Это может выражаться в повторении определенных алгоритмов в разных частях программного обеспечения. Например, перетаскивание иконок между собой или в отдельно выделенное поле в тестовых заданиях.
Пятый принцип Нильсена – предотвращение ошибок
Здесь Нильсен акцентирует внимание на том, что интерфейс нужно изначально создавать таким образом, чтобы предотвратить множество возможных ошибок. Это значительно сокращает количество рисков, например, потерю данных. Кроме тогою, это увеличивает степень удовлетворенности клиентов.
Для реализации этого принципа используется несколько стратегий.
– Первая – логичность и последовательность действий. Если пользователь собирается удалить объект из корзины, то его необходимо заведомо предупредить о том, что это, возможно, ошибочное действие. В том случае, если оно не является случайным, то человек все равно должен его подтвердить для системы. Только в этом случае алгоритм сработает должным образом.
– Вторая – исключение неверных вариантов. Этот же принцип часто используется в инженерии при разработке конструкций, чтобы заведомо предотвратить возможность, что они могут быть собраны иначе. Система программы должна предупреждать пользователя о том, что он совершает ошибочное действие.
– Третья – представление опыта пользователю, который будет активно следить за его действиями. Это может быть реализовано за счет подсказок или автоматического исправления очевидных опечаток и ошибок. В то же время нужно избегать излишней настойчивости, так как иногда все–таки пользователи совершают какие–то «ошибки» намеренно, и система обязана их принять.
– Четвертая – каждая производимая операция должна иметь понятный и предсказуемый результат. Например, можно создать систему уведомлений об успешном завершении определенного этапа. Например, когда сотрудник проходит обучение по персональной программе или когда пользователь оформляет заказ.
Шестой принцип Нильсена – распознавание, а не запоминание
Смысл заключается в том, что пользователь должен не запоминать информацию, что сложнее с когнитивной точки зрения, а распознавать уже знакомую. Дизайнеры интерфейсов должны свести к минимуму кадровую нагрузку на пользователей. Это реализуется через интуитивно понятную навигацию и понятные элементы управления.
Например, если компания хочет заменить систему управления бизнес–процессами на более современную, то при рассмотрении вариантов нужно обращать внимание на те, которые имеют схожий интерфейс. Это необходимо для того, чтобы сотрудники проще осваивали новую систему и меньше сопротивлялись изменениям.
Если речь идет о разработке собственного решения, то также лучше внести в требования, чтобы дизайн был максимально приближен к уже текущей программе. Этот запрос должен сохраняться даже при условии, что функционал будет значительно расширен.
В случае, если пользователю приходится сталкиваться с запоминанием большого количества информации, то часто это приводит к чувству разочарования. Тогда уровень удовлетворенности и замотивированности снижается.
Седьмой принцип Нильсена – гибкость и эффективность использования
Интерфейс должен быть гибким. То есть как новый, так и опытный пользователь должен считать его удобным для закрытия своих потребностей.
Современным должен быть не только дизайн, но и наполнение программного продукта. Система должна быть быстрой и отзывчивой, чтобы пользователю не пришлось долго ждать, когда очередная команда откликнется и действие будет завершено. Разумеется, не все зависит непосредственно от разработчиков, но они могут постараться сделать так, чтобы с их стороны все работало максимально эффективно.
Также необходимо предоставить пользователям возможность адаптировать дизайн интерфейса под свои индивидуальные предпочтения. Например, менять расположение горячих клавиш в программе или адаптировать контент с учетом некоторых физических особенностей, таких как слабое зрение или инвалидность.
Таким образом, компания может продемонстрировать свою дружелюбность и заботу о пользователях, что повысит ее социальный статус.
Восьмой принцип Нильсена – естественная и интуитивная помощь
Подсказки должны быть вшиты в алгоритм действий. Но в то же время, если пользователи столкнулись со сложностями, система сама должна предложить решение проблемы. Это может быть какое–то предположение определенного действия, типа: «Вероятно, вы хотите оставить заявку на обратный звонок?». Поэтому на сайтах и в приложениях могут быть встроены чат–боты.
Этот принцип также используется в программах, направленных на обучение персонала. Геймификация обучения значительно упрощает внедрение новых технологий или адаптацию сотрудников на рабочем месте. Подсказки будут не лишними даже для опытных специалистов, которые уже имеют представление о процессе.
Благодаря этой поддержке со стороны разработчиков получится сократить нагрузку на техническую службу, так как частично у пользователей пропадет потребность обращаться за помощью. Чем больше ответов они смогут получить самостоятельно, тем лучше. Реализовать это можно несколькими способами.
– Первый – создать исчерпывающий контент в самом продукте, будь то программное обеспечение или сайт. Вспомогательная информация может содержаться в разделе FAQ.
– Второй – сформировать активное сообщество вокруг продукта или бренда. В этом случае пользователи не только помогут друг другу в решении каких–то проблем, но и могут предложить компании по–настоящему ценные инновации. Например, каким образом можно улучшить продукт или какой услуги не хватает в сервисе обслуживания.
Девятый принцип Нильсена – информативная обратная связь
Интерфейс должен отвечать на действия пользователей. Чтобы они понимали, что произошло, нужно сопровождать каждый клик или ввод текста соответствующей анимацией. В некоторых случаях ещё нужны и звуки, если продукт разрабатывается для людей с ограничениями по зрению.
Например, существуют специальные приложения для дислексиков, которые не только могут озвучить текст, но также будут подчеркивать слова определенным цветом. Это необходимо для того, чтобы человек продолжал развивать и поддерживать свой навык чтения.
Для того чтобы лучше понять, достаточно ли интерфейс удобный и понятный, необходимо напрямую обращаться к пользователям. Это можно делать на разных стадиях разработки и жизненного цикла продукта, чтобы постоянно улучшать его.
Таким образом, компания может улучшить пользовательский опыт и увеличить степень удовлетворенности клиентов.
Десятый принцип Нильсена – это документация
В некоторых случаях программный продукт требует сопроводительной документации для пользователей. Особенно это касается сложного программного обеспечения для управления процессами, так как они являются сложными системами.
Формат документации должен быть удобным как для работы в электронном варианте, так и в печатном варианте, если потребуется. Нельзя предоставлять всю информацию только в одном виде, нужно учитывать разные особенности восприятия. Не всегда пользователи имеют возможность просмотреть видео или прослушать видео. Искать конкретную информацию проще в тексте, чем вспоминать, на какой секунде лектор об этом сказал.
Поэтому разработчики могут записать на видео подробную инструкцию о том, как пользоваться интерфейсом программы, но при этом закрепить текстовый файл со всей основной информацией в письменном виде.
Важно своевременно обновлять информацию о продукте, если был произведен релиз новых версий. В противном случае пользователи вряд ли сами догадаются о каких–то изменениях. Это касается как крупных, так и мелких обновлений.
Почему принципы эвристики Нильсена до сих пор актуальны?
– Во–первых, потому что они действительно помогают создавать интуитивно понятный и удобный интерфейс с точки зрения конечных пользователей. Человек совершает минимальное количество действий, чтобы получить ожидаемый результат.
– Во–вторых, принципы основаны на глубоком понимании пользовательского поведения. То есть разработчики и дизайнеры располагают элементы таким образом, чтобы последовательность действий была логичной для рядового юзера, независимо от его уровня опыта.
– В–третьих, данные принципы позволяют привести интерфейсы разных программных продуктов к единому стандарту. Благодаря этому пользователям не нужно изучать программное обеспечение или приложение заново, потому что они будут узнавать элементы, которые уже встречали ранее.
Проще говоря, принципы эвристики Нильсена имеют фундаментальную основу человеческого взаимодействия с технологиями. Несмотря на то, что они активно развиваются, есть вещи, которые принципиально не меняются достаточно долгое время, потому что так удобно большинству людей.