LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Юлия Татаринова
Юлия Татаринова
Продакт–менеджер

Подборка лучших примеров юзабилити для оптимизации веб-сайтов. Практические советы и стратегии для улучшения пользовательского опыта и интерфейса сайта.

Юзабилити само по себе является компонентом дизайна UX, ориентированным на пользователя, и относится к простоте и эффективности, с которой пользователь может получить доступ или перемещаться по платформе, продукту или веб–сайту. Во многих отношениях удобство использования является наиболее важным аспектом веб–сайта, который не заметен, влияя на все, от SEO до скорости сайта.

Что такое юзабилити и почему оно важно для веб-сайтов

Юзабилити – это фактор, который определяет удобство использования интернет–ресурсов, приложений и сайтов. Хороший уровень удобства использования ресурса позволяет пользователям быстро разобраться с его функциональностью и найти всю нужную информацию. Юзабилити дает сайту или приложению следующие преимущества:

  • Улучшение пользовательского опыта. Удобство использования сайта повышает лояльность пользователей к бренду и их удовлетворенность от ресурса. Чем удобнее сайт или приложение, тем больше времени клиенты проводят на ресурсе и тем выше вероятность того, что ваше приложение или сайт будет все более популярным среди пользователей.

  • Повышение конверсии. Чем более удобен для пользователей сайт, тем больше клиентов совершают на нем целевое действие, то есть покупают товары, оформляют заказ на услуги компании или заполняют форму обратной связи. Это происходит потому, что пользователям легче найти необходимые функции сайта или приложения.

  • Высокие позиции в поиске. Чем больше пользователей довольны ресурсом и чем лучше он удовлетворяет их запросы, тем выше поднимается ссылка на него в поиске. Дело в том, что поисковые системы анализируют релевантность сайта и его качество по многим параметрам, в том числе по времени, которое пользователи проводят на ресурсе.

Основные принципы юзабилити: как сделать сайт удобным и понятным для пользователей

Для повышения удобства использования ресурса для пользователей важно соблюдать следующие принципы:

  • Скорость загрузки страниц и функций. Одной из ключевых составляющих сайта или приложения является быстрота его работы. При обращении к ресурсу пользователи ожидают, что страницы будут загружаться быстро, а их запросы будут обрабатываться мгновенно. Для этого нужно оптимизировать код и изображения на сайте таким образом, чтобы они загружались легко, а также использовать кэш и другие варианты оптимизации загрузки.

  • Адаптивность дизайна. Сейчас пользователи используют для поиска информации и для работы не только компьютеры, но и смартфоны, планшеты. Адаптивность дизайна позволяет клиентам легко воспользоваться сайтами и приложениями на абсолютно разных ресурсах, а ресурсам – подстроиться под тип устройства пользователя и размеры экранов.

Как провести тестирование юзабилити и зачем оно нужно

Тестирование юзабилити помогает проверить соответствие продукта ожиданиям потребителей. Проверить удобство пользования сайтом или приложением можно через наблюдение за пользователями и отслеживание их поведения на ресурсе. Такую информацию можно собирать автоматически с помощью специальных отслеживающих приложений, которые подключаются непосредственно к сайту или приложению и сохраняют информацию о поведении пользователей. После этого информацию можно проанализировать.

В процессе анализа информации о поведении пользователей на сайте можно выявить те проблемы и трудности, с которыми сталкиваются клиенты при использовании ресурса. Например, оценка поведения пользователей может выявить существующие сложности с заполнением форм обратной связи или заказа, а также трудности с навигацией на сайте. Эти проблемы могут снижать удовольствие пользователей от работы с сайтом и уменьшать конверсию.

Во время тестирования юзабилити можно привлечь фокус–группу пользователей или профессиональных тестировщиков. После этого важно собрать обратную связь и обратить внимание на схожие проблемы клиентов при работе с ресурсом. Эта информация позволит разработчикам найти недоработки и устранить их перед релизом сайта, чтобы улучшить его юзабилити.

Как улучшить юзабилити мобильного приложения

Чтобы улучшить юзабилити мобильного приложения, надо сделать его понятным для пользователей. Для этого важно обратить внимание на размеры кнопок и элементов управления. Нужно добиться, чтобы все элементы управления были видны пользователю и располагались достаточно удобно.

Крупные кнопки управления приложением помогают пользователям легче находить нужные функции. По ним также легче попадать пальцем, что снижает вероятность касаний мимо кнопок. Более крупные кнопки также облегчают использование приложения для людей с плохим зрением или ограниченными возможностями здоровья.

Еще одним важным аспектом юзабилити приложения является функция отмены последнего действия пользователя. Даже при достаточно крупных кнопках управления приложением пользователь может нажать не туда или выбрать не те настройки, и возможность отмены позволит ему быстро исправить ошибку. Это позволяет пользователям не бояться ошибиться и спокойно исследовать приложение и экспериментировать с его функциями.

Как избежать ошибок в юзабилити при создании веб-сайта

Чтобы избежать ошибок при настройке юзабилити сайта следует учитывать следующие важные особенности:

  • Достаточно большие кнопки. Кнопки как основной элемент пользовательского интерфейса помогают клиенту сориентироваться на сайте, найти нужные функции и страницы и разобраться в навигации. Они должны быть достаточно большими, чтобы клиент мог быстро найти нужные настройки. Если кнопки недостаточно большие, использовать их может быть сложно. К тому же при адаптации сайта кнопки могут стать неудобными для нажатия. Это тоже нужно учитывать при выстраивании юзабилити.

  • Доступные формы обратной связи. Формы обратной связи должны быть расположены таким образом, чтобы пользователю было легко найти их и использовать. Они также должны быть понятными для пользователя. Контактные формы должны иметь достаточно большие поля, чтобы клиенты могли ввести туда свои данные и проверить их на правильность ввода. Кнопка отправки данных в таких формах также должна быть достаточно большой. Если у вас есть такая возможность, рядом с формой обратной связи лучше разместить подсказки или инструкции для пользователя.

Как повысить конверсию веб-сайта с помощью юзабилити

Для улучшения конверсии сайта необходимо учитывать следующие особенности юзабилити:

  • Четкая навигация на сайте. Информацию на сайте стоит разделить на логические блоки, которые позволят пользователю сориентироваться на сайте. Можно также использовать навигационное меню, которое поможет быстро перейти к необходимой клиенту информации.

  • Понятный интерфейс. Важно сделать интерфейс интуитивно понятным для пользователя. Для этого необходимо использовать логические блоки, кнопки, формы обратной связи и привычное клиенту расположение отдельных функций, которое позволит ему быстро найти нужную информацию.

  • Оптимизированная загрузка. Долгая загрузка отдельных страниц может раздражать клиентов и заставлять их перейти на страницу конкурентов. Именно поэтому важно убедиться, что сайт открывается быстро, страницы загружаются без задержек, а все необходимые функции доступны в пару кликов.

  • Адаптивный дизайн. Так как клиенты пользуются разными устройствами при поиске информации, ваш сайт должен корректно отображаться на экранах разного разрешения. Это увеличивает комфорт пользователя при нахождении на сайте и повышает его удовлетворенность ресурсом.

Как создать юзабильную форму на веб-сайте

Для создания юзабельной формы нужно учитывать следующие принципы:

  • Понятные поля. Для каждого поля из формы должны присутствовать метки, которые подсказывают пользователю, какой тип информации должен быть в них введен. Метки должны быть краткими и понятными, чтобы, с одной стороны, клиент знал, какая информация от него требуется, а с другой стороны, не слишком много времени тратил на попытку понять, что именно вы от него хотите.

  • Валидация полей. Перед отправкой данных из полей необходимо проверить их правильность. Валидация полей в автоматическом режиме предотвращает ошибки пользователя и улучшает юзабилити.

Важно выделить обязательные поля с помощью символических меток. Это поможет пользователю сориентироваться, какие именно данные являются для вас наиболее важными и какие данные вы от него ждете в первую очередь. Если обязательные поля не заполнены, будет лучше, если клиенту придет уведомление об ошибке.

В зависимости от того, какой вид данных необходим в каждом поле для заполнения, вы можете добавить на сайт функцию контроля формата. Если пользователь вводит не те данные, во время автоматической валидации он сразу увидит свою ошибку и сможет ее исправить.

Для удобства пользователя можно также ввести подсветку полей. Она поможет избежать ошибок при заполнении формы и сфокусирует внимание пользователей. При вводе пароля можно добавить автоматическую проверку его безопасности.

Какие инструменты использовать для анализа юзабилити веб-сайта

Для анализа юзабилити сайта существует огромное количество программ и инструментов, которые позволяют найти проблемы, с которыми сталкиваются пользователи во время использования ресурса. Чаще всего используется Google Analytics, потому что эта программа имеет множество функций для анализа поведения клиентов на интернет–ресурсах.

Для использования этой программы ее необходимо для начала установить. Чтобы это сделать, надо добавить код отслеживания поведения пользователей на каждую страницу интернет–ресурса. После установки программы можно начать отслеживание различных ключевых показателей, в том числе количество клиентов сайта, время, которое они проводят на ресурсе. Можно также увидеть, какие именно страницы посещают клиенты, какой информации они уделяют больше внимания.

В процессе использования Google Analytics можно провести полноценный анализ поведения клиентов. Можно понять, какие именно страницы интересуют их больше всего, какие блоки сайта заставляют их уйти с ресурса и какие действия пользователи совершают на отдельных страницах.

После анализа поведения пользователей можно создать воронку преобразования. Она позволяет понять, на каком этапе больше всего пользователей уходят с сайта, и выяснить, что именно мешает им совершить заказ или подписаться на рассылку. Эти данные в дальнейшем можно использовать для улучшения ресурса.