Шаги — как проводить юзабилити-тестирование?
Шаг 1. Спланировать тест
Шаг 2. Набор участников тестирования
Шаг 3. Запуск тестов
Шаг 1. Спланировать тест
Наличие четкого плана является обязательным условием эффективного юзабилити–тестирования. В вашем плане вы будете работать с заинтересованными сторонами — клиентом, менеджером по продукту, командой инженеров, маркетологом и т. д. — чтобы определить цели тестирования. Чем более целенаправленной будет ваша цель, тем лучше будет результат. Например, если вы переделываете дизайн веб–сайта электронной коммерции, вы можете проверить простоту использования и удовлетворенность переработанным процессом покупки.
Хотя общая цель тестирования может быть абстрактной, разработка серии из 5–10 пользовательских задач, которые необходимо выполнить, поможет вам оценить взаимодействие интерфейса с конкретными действиями. В примере редизайна сайта электронной коммерции вы можете назначить задачи, которые позволят вам наблюдать за тем, как пользователи перемещаются по сайту, находят определенные товары, добавляют товары в корзину, вводят данные кредитной карты, вводят адресную информацию и т. д.
После того, как у вас есть список задач для тестирования, пришло время составить метрики, чтобы отслеживать успехи и неудачи того, как пользователи выполняют эти задачи. Во–первых, вам нужно определить, что является критической ошибкой, а что некритической ошибкой, и как выглядит успешное завершение каждой задачи. В плане тестирования зарезервируйте место для отслеживания ошибок и завершения для каждого пользователя, чтобы вы могли проанализировать скорость выполнения и частоту ошибок в конце вашего теста.
Шаг 2. Набор участников тестирования
В дополнение к постановке целей в плане тестирования также должно быть указано, как и когда набирать участников тестирования. Соответственно спланируйте свои юзабилити–тесты, потому что в большинстве случаев вам нужно будет каким–то образом компенсировать участников тестирования. Также может понадобиться бюджет на аренду места для отдыха.
Наиболее эффективно набирать тех, чьи характеристики соответствуют целевым пользователям.
При проведении модерируемых тестов также полезно составить сценарий для модератора (особенно если модератором не являетесь вы). В сценарии будет указано, как представить прототип участникам теста, какие задачи необходимо выполнить и как задавать дополнительные вопросы в конце теста.
Для качественных юзабилити–тестов рекомендуется минимум 5 участников. Большее количество участников может повысить ценность теста, но как только число участников превысит определенный порог, результат начнет уменьшаться.
Шаг 3. Запуск тестов
Несмотря на то, что юзабилити–тестирование в значительной степени носит наблюдательный характер, эффективная модерация тестов по–прежнему играет огромную роль в получении высококачественной информации.