LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Виктория Щепина
Виктория Щепина
Продакт–менеджер

Пошаговое руководство по созданию и оптимизации плана контроля качества на производстве.

План контроля качества необходим для обеспечения высокого уровня качества продукции или услуг, а также для минимизации рисков и снижения затрат

Что такое план контроля качества?

Планом контроля качества называют документ или серию документов, предназначенных для определения методов контроля качества процессов производства, а также производимой продукции или услуг.

Если компания ведет проектную деятельность, то на каждый новый проект требуется отдельный план контроля с учетом всех особенностей и нюансов. То есть каждый раз они в чем–то будут отличаться, даже если структура будет примерно одинаковой.

Также, если речь идет о массовом производстве, то на каждый отдельный продукт может быть разработан свой план с учетом его особенностей. То есть, если компания занимается производством мебели, то план контроля качества мягкой мебели и план контроля качества корпусной мебели будут отличаться, потому что у них проверяются разные характеристики и разными методами.

В случае, если меняется технология производства или сырья, то эти изменения необходимо внести в документ, чтобы он содержал актуальную информацию. Таким образом, получится избежать ошибок и не пропустить дефект по линии или даже до конечного потребителя.

Какие элементы входят в состав плана контроля качества?

Содержание плана контроля качества может отличаться. Тем не менее, существуют ключевые элементы, которые повторяются. Ниже рассмотрим их.

– Область применения.

Здесь описывается объект, который будет подвергаться контролю качества. Это может быть производственный процесс, продукт, проект, услуга и прочие элементы. К описанию объекта также добавляется написание требований, которым он должен соответствовать, чтобы быть эффективным и приводить к желаемому результату. Их можно выразить напрямую, либо через отсылки на нормативные документы, принятые в данной отрасли.

– Цель.

Данный раздел описывает, каких результатов необходимо добиться по итогам контроля. Они могут выражаться как в количественном, так и в качественном эквиваленте. Здесь же можно указать временные рамки, в которые нужно уложиться, чтобы осуществить контроль качества.

– Ответственные лица и их обязанности.

В данном разделе перечисляются ответственные лица, которые осуществляют контроль качества, их функции и обязанности. Также сюда можно добавить визуальную схему, которая отражает взаимосвязь между участниками процесса производства. В дальнейшем это позволит быстрее определять специалистов, к которым можно обратиться для решения конкретных проблем.

– Управление документацией.

Здесь перечисляются основные формы документов, которые необходимы для управления контролем качества. Это и уставы, и нормативные акты, и бланки для отчетности, и прочие виды файлов, нужные в процессе производства. Документация является одним из главных средств коммуникации между отделами и участниками. Поэтому ее пишут на понятном для всех языке и обеспечивают доступность через различные устройства или в печатном виде.

– Ресурсы.

В этом разделе перечисляются необходимые ресурсы, благодаря которым удается реализовать определенные процессы. Также описываются требования и характеристики к этим ресурсам, чтобы они были наиболее эффективными и полезными. Речь идет не только про материальные ресурсы, но также информацию, людей, условия окружающей среды и прочее.

Важно указать все необходимые ресурсы, так как это учитывается при формировании бюджета. Сверхрасходы никого не радуют, даже если они оправданы.

– Проектирование и разработка.

Иногда требуется включить план проектирования, если предполагается внедрение каких–то проектов и конструкций. В обязательном порядке указываются источники получения входных данных, а также правила проверки результатов проектирования. Здесь же описывают порядок проверки и правила, на которые нужно опираться при управлении изменениями.

– Требования к персоналу.

План может содержать требования, которым должны соответствовать специалисты, осуществляющие контроль качества. Перечисляются ключевые квалификации, образование и опыт, необходимые для того, чтобы проверять продукцию или услуги. В случае, если требуется обучение или переподготовка сотрудников, то в документе указывается график, когда это произойдет. Указывается, какие навыки и знания будут обновляться и кто будет осуществлять обучение.

– Производство продукции и предоставление услуг.

Данный параграф содержит в себе описание всех процессов и правил их выполнения. Также он имеет описание всех необходимых мер и инструментов для осуществления контроля. Важно отметить, что содержание этого раздела может отличаться.

Например, когда план контроля качества составляется на основе текущей документации системы менеджмента качества (СМК), то в нем указываются ссылки на существующие процедуры системы качества.

Если речь идет о проектной работе, то требуется создать схему управления проектом и описать все требования по нему. Обязательно включается перечисление всех этапов работ, указываются сопровождающие документы, состав инструментов, ресурсы, методы и критерии оценки эффективности.

– Сохранение продукции.

Этот параграф содержит правила сохранения качества продуктов до передачи их потребителю. Описываются условия хранения и транспортировки, чтобы не нарушить характеристики и функции товара.

– Управление продукцией, которая не соответствует допустимым нормам.

План контроля качества также содержит параграф о том, как нужно управлять продукцией или услугами, которые не соответствуют стандартам и нормам качества. Кроме того, в нем указываются ответственные лица за принятие решений по обнаруженным несоответствиям. Они осуществляют необходимые действия, чтобы ликвидировать последствия, либо поднять уровень качества до приемлемого.

– Мониторинг и аудит.

Описываются ключевые функции, обеспечивающие качество работ, то есть различные методы мониторинга и аудита, метрики и этапы, где происходит контроль качества.

Управление рисками.

Раздел содержит информацию о том, как управлять рисками, чтобы устранить их или снизить уровень воздействия. Это необходимо для того, чтобы добиться более эффективных результатов работы.

В зависимости от отрасли и специфики предприятия, план может быть разным. Он должен быть достаточно подробным, чтобы иметь исчерпывающие ответы на возникающие вопросы, но в то же время не иметь лишней информации, которая не имеет отношения к делу.

Как применять план контроля качества на практике?

План контроля качества может применяться как на постоянной основе, чтобы поддерживать высокий уровень качества выпускаемой продукции или услуг, так и в проектной работе. Он используется для стандартизации процессов, а также для оценки эффективности выполняемых мер по улучшению надежности, безопасности и соответствия требованиям. Документ может содержать как собственные нормы и правила производства, так и опираться на общепринятые.

Например, стандарт ISO 10005:2018 Quality management дает рекомендации по созданию плана качества. Он определяет необходимые разделы и параграфы документа, а также их содержание. Кроме того, стандарт содержит указания по проведению анализа, а также внедрению и корректировке плана качества. Также он предлагает несколько вариантов того, как можно оформить план качества.

На территории РФ национальным стандартом является ГОСТ Р ИСО 10005:2019 Менеджмент качества.

Рекомендации в документе не являются обязательными для каждой компании, они носят справочный характер, но на них удобно опираться при создании собственного плана, чтобы не изобретать заново велосипед. То есть из стандартов можно взять костяк, но адаптировать его с учетом собственных особенностей.

Применение плана контроля качества включает несколько основных шагов.

Когда план готов, необходимо провести обучение специалистов, которые назначены ответственными лицами за осуществление контроля качества. Требуется подробно ознакомить их с содержанием документа и всеми требованиями, а также ответить на все интересующие вопросы. В идеале, нужно убедиться, что каждый специалист правильно понял план, а также требования и обязанности, которые ему придется соблюдать в работе.

Далее начинается этап реализации плана контроля качества. То есть на практике применяются различные методы и инструменты, которые описаны в документе. Таким образом, осуществляется проверка процессов и продукции на соответствие установленным критериям эффективности.

Результаты контроля нужно зафиксировать, так как на их основе будет проводиться анализ и приниматься управленческие решения. Сделать это можно в форме отчета или заполнив специальную шаблонную форму. Формат может быть как от руки, так и в электронном виде. Преимущества последнего заключаются в том, что для фиксации данных используется система или редактор с набором инструментов визуализации. В дальнейшем это упростит работу с данными.

Полученные результаты контроля качества нуждаются в анализе и оценке. Определяется уровень соответствия продукции или услуг установленным требованиям качества. В дальнейшем эти данные можно использовать для принятия управленческих решений или повторно для сравнения с новыми данными.

Если в ходе проверки были обнаружены отклонения от допустимой нормы, то требуется принятие мер. То есть необходимо провести мероприятия, которые позволят устранить проблему или снизить ее до уровня допустимого. Желательно разобраться с дефектом так, чтобы он не повторялся снова.

В завершении стоит отметить, что план контроля качества необходимо обновлять в соответствии с новыми условиями, даже если это происходит в рамках одного и того же проекта. Необходимо стремиться к постоянному совершенствованию процессов, чтобы сократить количество рисков и возникающих ошибок в будущем. Это позволит повысить эффективность компании и добиться высокого качества товаров и услуг.

Также важно помнить о том, что применение плана является систематическим действием, которое требует строго соблюдения всех шагов, описанных в документе. Только тогда можно добиться ожидаемого результата.

Какие инструменты используются для построения плана контроля качества?

В зависимости от специфики компании и ее целей, используются разные методы и инструменты построения плана контроля качества. Чаще всего прибегают к таким средствам, как:

Анализ данных.

Изучаются не только текущие данные, но и исторические, если в компании был предыдущий опыт. Можно обратиться к аналогичному опыту других организаций, чтобы использовать его в качестве фундамента для своего плана. Проверка исторической информации предприятия позволит определить критические контрольные точки, на которых осуществляется проверка качества процессов и продукции.

Например, этот подход удобен при проектной работе. Если компания берется за разработку аналогичного продукта, то они могут обратиться к архивам, чтобы использовать старый план. Разумеется, его нужно не копировать, а адаптировать с учетом особенностей нового проекта.

Схемы процессов.

Благодаря им удается визуализировать последовательность этапов, которые нужно пройти для реализации плана. Также они помогают выявить возможные точки контроля качества в каждом из процессов.

Существует немало программ и сервисов, которые имеют готовые шаблоны с блок–схемами для построения сопроводительной документации к проекту или продукту. Обычно они имеют возможность интегрироваться с системой управления, чтобы брать оттуда актуальную информацию, проводить ее анализ и затем визуализировать в виде схем и графиков.

Матрица контроля качества.

Благодаря им возможно привести в порядок все данные о критериях оценки качества и методах контроля, а также об ответственных лицах и прочих важных составляющих плана. Это автоматический инструмент, который выполняет все рутинные задачи за короткий промежуток времени. В свою очередь это экономит время на создании плана контроля качества.

Парето–анализ.

Помогает определить главные причины, по которым возникают проблемы на производстве или в проекте. Этот инструмент работает на основе принципа Парето, который гласит, что 80% проблем возникает по 20% причин. То есть список не настолько большой, чтобы потратить большое количество времени на определение причинно–следственных связей.

Благодаря этому анализу план можно составить таким образом, чтобы в начале решать наиболее значимые проблемы, а затем перейти к менее значимым.

Статистический контроль качества.

Примером могут служить несколько инструментов статистического контроля, такие как:

Диаграмма рассеяния – используется в менеджменте, чтобы установить взаимную связь и зависимость между двумя типами данных. Также его применяют для определения корреляции между определенным параметром и фактором, который на него влияет.

Диаграмма контрольной карты – инструмент, с помощью которого осуществляется мониторинг процессов с целью их улучшения. Диаграмма отражает стабильные и переменчивые процессы или отклонения от ожидаемого результата.

Анализ распределения – отражает изменения в частотах в вариационном ряду. Имеет вид графического изображения непрерывной линии. Благодаря этому удается оценить однородность характера распределения.

Эти и другие инструменты статистического контроля качества используются для количественной оценки процессов и их отклонений.

Система управления качеством.

Это программы управления качеством, основанные на общепринятых стандартах, таких как ISO 9001. Они предлагают стандартные требования к процессам и продуктам, которые можно использовать при разработке плана.

Каждую методику и инструмент можно использовать в комбинации друг с другом, чтобы добиться наиболее эффективного результата.

Кто несет ответственность за разработку и внедрение плана контроля качества?

Разработку плана контроля качества можно доверить только специалисту, который обладает необходимым опытом и квалификацией, а также хорошо разбирается в процессах организации. Руководить построением будет менеджер, но также привлекаются и остальные специалисты производства, чтобы учесть все нюансы. Рассмотрим основных ответственных лиц:

Менеджер по качеству.

Он руководит процессом разработки плана, ставит цели и задачи, определяет стратегию контроля, осуществляет координацию команды и многое другое. По сути, он выступает связующим звеном среди всех участников процесса.

Инженеры по качеству.

Осуществляет анализ отдельных аспектов контроля. Также управляет качеством производимых продуктов или услуг. На них также возлагается обязанность по разработке критериев оценки контроля. Они определяют способы проверки и анализа процессов.

Производственные специалисты.

Непосредственные участники производственного процесса, которые предоставляют данные, необходимые для составления плана. Также они принимают участие в интеграции плана, определении контрольных точек и мероприятий для улучшения качества.

Ответственные по производству.

Осуществляют непосредственный контроль процессов и продукции. Заполняют отчеты по мониторингу. Соблюдают установленные стандарты и правила, чтобы добиться необходимого уровня качества. Кроме того, они находятся в постоянном взаимодействии с менеджерами по качеству и инженерами по качеству.

Технические специалисты.

Не являются обязательными участниками процесса разработки плана контроля качества, но могут привлекаться для консультации и решения сложных технических вопросов.

Руководители всех уровней.

Принимают управленческие решения по итогам реализации плана. Обеспечивают высокую степень вовлеченности всех участников процесса.

Составление плана контроля качества — это командная работа, которая обеспечивает эффективность процессов и высокое качество производимой продукции и услуг.