Что такое Storytelling - определение
Сторителлинг в прямом смысле слова означает — рассказывание истории. Сейчас сториттелинг позиционируется как техника убеждения потребителя с помощью историй, мифов, былин и сказок. Рассказы могут быть как вымышленными, так и реальными.
Популярные техники сторителлинга
Гора
Рамка
Sparklines
Начало с конца
Фальстарт
Лепестки
Правила сильного сторителлинга
Используйте детали, применяйте визуал, избегайте монотонности, оживляйте персонажей
Что такое Storytelling?
Сторителлинг: сила истории
И это действительно так. Люди любят такие истории, которые вызывают эмоции и отпечатываются в памяти, оставляя приятное послевкусие. На примере, вспомните как вы ждали новую серию любимого сериала, будь это «Игра престолов» или «Друзья». Это и есть сторителлинг, который кстати успешно применяется и в бизнесе.
Но, главный вопрос: как создать такую историю самому и завоевать доверие потребителей?
Уже давно можно заметить такую тенденцию, где потребитель все хуже воспринимает прямую рекламу. В ход вступают более естественные способы внедрения информации, один из которых — сторителлинг.
Сторителлинг в прямом смысле слова означает — рассказывание истории. Сейчас сториттелинг позиционируется как техника убеждения потребителя с помощью историй, мифов, былин и сказок. Рассказы могут быть как вымышленными, так и реальными. Здесь даже не столько важен вид истории, как её конечный эффект. Главное, чтобы рассказ затронул читателя и побудил к действию (ну или как минимум, вызвал приятные ассоциации с брендом).
Структура истории обычно включает 4 этапа:
вступление;
развитие события;
кульминация;
заключение.
В сторителлинге нет навязанного мнения и четкой морали — слушатель сам решает как ему воспринимать информацию и вытаскивает из неё самые интересные для себя моменты.
На примере классической сказки «Золушка» можно увидеть как работает стандартный сторителлинг:
Техники сторителлинга
В примере выше мы показали классический вариант пути героя. Он самый распространенный и простой в написании: есть герой, есть трудности, он их преодолевает и вот он, хэппи–энд. Но здесь есть подводный камень — чем проще история, тем больше вероятность сделать ее скучной. Поэтому к созданию истории стоит подойти супер тщательно. Для этого предлагаем изучить современные техники сторителлинга, дабы не попасть в просак.
Гора
Почти та же схема как в классическом приёме, но одно большое НО — здесь нет хэппи–энда. Да, всё максимально жизненно. Главный герой испытал трудности и извлек из них опыт. Такие истории активно применяются в бизнесе, когда хочется рассказать про фейлы и про то, как они повлияли на работу.
Рамка
Схема такова — внутри основной истории происходит несколько других. Например, есть главный герой, который решает проблемы других менее значимых героев. По итогу рассказа — проблемы решены и все счастливы.
Sparklines
Главная суть приема — контрасты реального и правильного (его кстати часто используют в рекламе). Мы сравниваем нынешнюю ситуацию с той, которая могла бы быть. Так уж заложено у нас, что в сравнении мы лучше осознаем все прелести и недостатки того или иного продукта/услуги.
Начало с конца
Ох… Это любимый прием всех сериалов и фильмов. В самом начале показать интригующее и непонятное событие (кульминацию), а потом вместе с героем зритель проходит весь путь и в процессе начинает понимать, как тот оказался в такой ситуации. Главная задача такого сторителлинга — как можно дольше сохранять интригу и не раскрывать все карты. Замечали, как эффективно работает этот прием, когда не хочется отрываться от телека, пока не узнаешь всю правду?
Фальстарт
Опять же, вспомним сериал «Игра престолов». В самом начале перед нами главный герой — Эддард Старк. Спокойно наблюдаем за его жизнью и приключениями. И тут бац, в первом же сезоне ему отрубают голову. Удивились? Ничего не сказать. После этого зритель самом собой «подсел», ожидая шок–контента в новых сериях, где начинаются уже новые истории. Этот и называется «фальстарт». Приём работает по принципу: скучное начало — переломное событие — новая история.
Лепестки
Основная мысль — несколько историй вокруг неё, которые могут развиваться параллельно и переплетаться между собой. Рассказываем вам о разных техниках сторителлинга, а главная идея материала — сам сторителлинг.
Правила сильного сторителли
Стоит признать какой бы воодушевляющей не была бы история, она ничто без качественной идеи. Так что работу нужно начинать именно с неё. Действительно ли она интересна, способна ли она вдохновить потребителя?
Как только разобрались с идеей приступаем к компонентам сильного сторителлинга.
Используйте детали
Детали важны. Сюжет сторителлинга способен ожить за считанные секунды, если в нём будут присутствовать детали, вызывающие эмоции у читателя. Это может быть запах скошенной травы по утрам, треск костра около моря или аромат свежесваренного кофе в офисе. Представьте, что вы индийский повар, который добавляет специи в свое авторское блюдо. Так вот специи — это детали, а блюдо — это ваш рассказ.
Применяйте визуал
Хороший текст — это конечно важно. Но визуал — это усиливающее ощущения вещество.
Живые фото, инфографика и др. — сделают ваш сторителлинг объемнее.
Избегайте монотонности
Монотонность — это враг всех текстов. А для сторителлинга — вообще смерть. Куча сплошного текста или наоборот фотографий — признак монотонности. Не мозольте себе и другим глаза, собладайте баланс текста и визуала.
Оживляйте персонажей
Абстрактные персонажи — главная изюминка историй. Но частая ошибка, которую допускают в написании сторителлингов — это слишком искусственные персонажи, которым в итоге не верят. Чтобы её не допустить можно попробовать использовать истории реальных людей или же наделить абстрактного персонажа личными качествами.
Storytelling: Как написать захватывающую историю?
Теоретически мы вас подготовили. Теперь дело за малым (хотя так сказать сложно). Начинается самый главный и ответственный этап — написание сторителлинга. Как с первого раза написать правильный, лаконичный и интересный рассказ?
Изучите информацию, причем досконально, чтобы быть подкованным в той теме, которую вы хотите затронуть.
Определитесь с сюжетом и подберите для него контент, который поможет раскрыть тему еще лучше.
Отдельное внимание уделите визуалу — можно привлечь дизайнера для того, чтобы он максимально точно и интересно изобразил ваши мысли.
Придумайте говорящий заголовок, который 100% вызовет интерес (существуют много различных техник по его созданию, которые можно найти в интернете);
Еще раз напомним — исключает монотонность.
Используйте только один вид оформления (шрифт, отступы, дизайн и др.).
Ну и конечно же, включайте на максимум свою фантазию, креатив и мышление.
Хочется сказать о сторителлинге цитатой, поистине его раскрывающей, от американского писателя–фантаста, Орсона Скотта Карда: