Зачем нужны цели деловой встречи
Цели структурируют общение и позволяют добиваться нужных результатов, приходить к нужным решениям.
Какие могут быть цели деловой встречи
Например — определить ответственных на нужные задачи, собрать или передать информацию, принять решения о развитии в том или ином направлении.
Может ли обойтись без целей на деловой встречие
Можно, но вряд ли это будет полезно. С высокой вероятностью встреча без цели будет просто времяпровождением, но никакие конкретные вопросы не будут решены.
Получение обязательств как главная цель деловой встречи
Время и внимание всех людей, и особенно — предпринимателей и топ–менеджеров — ограничено.
Мы можем вкладываться только в те активности, которые влекут за собой возврат инвестиций — в виде сделок, договоренностей или обязательств.
Иногда цели деловой встречи более прозаичны — мы можем получить некоторую информацию, которая для нас ценна.
Но практика реализации методологии Customer Development и Lean Startup показывает, что информация о потребностях и интересах клиентов может рассматриваться серьезно только в тех случаях, когда мы получаем от них явную обратную связь в виде сделки или обязательства.
Если человек не готов вкладываться деньгами или обязательством в ваш продукт — значит, этот продукт не попадает в его потребности, или клиент не осознает этого. В обоих случаях это значит, что продукт или его позиционирование нужно менять.
Таким образом, ключевые цели деловой встречи — это получение обязательств.
Встреча может быть либо успешной, либо провальной. Успешная — это когда мы получили обязательство. Провальная — когда обязательства нет. Первое говорит о ценности продукта и о релеватности его для клиента, второе — об отсутствии значимости и релеватности.
Типы обязательств на деловых встречах
Какими могут быть обязательства?
Связанные с временем: установлена время встречи, сроки обсуждения, пробная версия вашего продукта тестируется
Связанные с репутационными рисками: вас знакомят с коллегами, представляют ЛПР, или вы получаете рекомендацию, или право опубликовать материал, связанный с клиентом
Финансовые обязательства: протокол о намерения (не юридический документ, но джентльментское соглашение), предварительный заказ, гарантийный депозит
Отметим, что мы в LeadStartup считаем получение финансовых обязательств, по крайней мере в форме джентельментского соглашения, наиболее важными целями деловой встречи.
Если клиент не готов нести финансовое обязательство, значит ваш продукт не попадает в его потребности, или клиент этого не осознает. В обоих случаях это значит, что нужна доработка продукта или его позиционирования.
Особенно же ценны комбинированные обязательства — например, когда человек соглашается и на тестирование, и на то, чтобы показать продукт другим людям, и готов сделать предзаказ.
Отговорки и оттягивание в деловых встречах
Роб Фицпатрик отмечает, что часто бывает так, что клиенты ведут себя мнительно, медленно, стремятся затянуть встречу. Это нормально.
Ваша цель в данном случае — подтолкнуть клиента к принятию решения. Так вы сможете однозначно зафиксировать результат встречи и понять, стоит ли развивать партнерство дальше, или оставить эту историю и уделить время другим клиентам.
Но не ведите себя навязчиво. Вы ведь не бандит с большой дороги, действующий по принципу «Кошелек или жизь». Вы пытаетесь парировать вежливые отговорки и понять, действительно ли эти люди собираются стать вашими партнерами, инвесторами или клиентами.
Еще раз отметим в заключение, что цели деловой встречи — это прежде всего обязательства в том или ином виде. Это не обязательно продажи. Деловая встреча — это не встреча для продажи.
Однако, если встреча завершается только неопределенностью и отсутствием обязательств — это можно расценивать только как провальную встречу.
Стремитесь к результативным встречам, которые завершаются обязательствами. Оттачивайте свой продукт, его качество и позиционирование — так, чтобы он попадал в потребности клиентов и они понимали его ценность.
Команда LeadStartup желает вам успеха в достижении целей деловой встречи. Присоединяйтесь к нам, чтобы стать лучше в продуктовом мышлении!