Визуально шаблон Lean Canvas (не заполненный) выглядит так, как показано на рисунке ниже.
Давайте разберем каждый элемент более детально.
Проблемы
Понимание ключевых проблем ваших клиентов имеет важное значение.
Вы можете использовать этот раздел Lean Canvas, чтобы перечислить основные проблемы, с которыми сталкиваются различные клиентские сегменты вашего бизнеса. Важный момент — это должны быть не все проблемы в принципе, а те проблемы, которые вы хотите решить вашими продуктами или услугами.
Потребительские сегменты
Понимание того, кем являются ваши клиенты, также является жизненно важным шагом. Вы не можете знать, каковы их основные проблемы, если вы не знаете, кто они.
В разделе «Потребительские сегменты» необходимо указать целевую аудиторию, которая может включать несколько сегментов клиентов.
Ваши клиенты и их проблемы связаны друг с другом, поэтому вам, вероятно, придется подумать об этих двух разделах одновременно.
Помимо собственно клиентских/потребительских сегментов есть смысл выделять «Ранних последователей» — первых пользователей вашего продукта, которым в первую очередь нужно предлагаемое вами решение и ваш продукт. Это поможет вам сфокусироваться на первых людях, которые с большей вероятностью купят у вас и дадут эмоциональную связь по вашему продукту (это особенно важно, если у вас только прототип или продукт на стадии MVP, что характерно для стартапа).
Уникальное ценностное предложение
Этот раздел находится в центре холста, потому что это то, что вы предлагаете своим клиентам. Он устанавливает уникальную ценность, которую обеспечит ваш бизнес.
Ценность — это то, что клиент хочет получить и/или удержать.
Здесь вам также нужно подумать о том, что отличает ваш бренд, продукт или услугу от других брендов и вообще любых других систем, которые пытаются решить те же проблемы, что и вы.
Решение
Каков ваш ответ на проблемы ваших клиентов, которые вы собираетесь им предложить?
У вас не всегда сразу будет идеальное решение, но цель создания бизнес плана — помочь вам начать работу.
Если вы хотите найти решение проблем ваших клиентов, не думайте, что оно просто придет к вам. Поговорите с вашими сегментами клиентов, чтобы узнать, что они хотят и что им нужно — и отталкивайтесь от этого.
Каналы
Какие каналы вы собираетесь использовать для привлечения клиентов?
Это методы маркетинга и рекламы, которые вы собираетесь использовать, от цифрового маркетинга, вроде SEO или таргетированной/контекстной рекламы, до более традиционных каналов, таких как типография, радио, телевидение.
Потоки доходов
Как вы получите деньги? Какую цену вы установите на ваши товары или услуги? Ваша модель ценообразования является важной частью того, что вы предлагаете, и вам нужно будет исследовать и тестировать ее.
Сколько люди готовы платить, и какой минимум вы можете брать для достижения ваших целей? Будете ли вы фокусироваться на премиальный сегмент, или на среднестатистическую аудиторию?
Как видите, это вопросы не только про деньги, но и — опять же — про ваших клиентов. Вам нужно понимать, как и от кого вы будете получать деньги на стабилизацию и развитие вашего бизнеса.
Структура затрат
Это расходы, которые ваш бизнес будет нести для запуска и маркетинга вашего продукта. Это также те затраты, которые связаны с обеспечением деятельности. Структура затрат может включать, например, исследования рынка, технологии, расходы на персонал, нужные материалы и многое другое.
Имея представление о ваших разовых и периодических затратах, вы можете попытаться составить приблизительную оценку того, сколько клиентов вам потребуется для выхода на прибыль.
Ваши ключевые показатели — это то, что вы будете использовать для мониторинга эффективности вашего бизнеса.
Изменение каких метрик приведет к прибыли? Как вы будете оценивать успешность развития вашего бизнеса?
Для определения ключевых метрик вашего продукта мы рекомендуем использовать unit экономику — это хороший инструмент для того, чтобы понять, что ведет к деньгам, а что — нет.
Выбор неправильной метрики бывает фатальным для бизнеса, и хотим помочь вам этого избежать — поэтому отнеситесь к этому разделу Lean Canvas очень внимательно.
Нечестное преимущество
Ваше нечестное преимущество — это то, что у вас есть, и чего нет и не может быть у других компаний. Нечестное преимущество нельзя скопировать или купить, поэтому оно поможет вам выделиться на фоне остальных.
Это последний шаг в процессе и часто самый сложный. Ваше нечестное преимущество может быть любым — от непревзойденного персонала до одобрения экспертов.
Стоит потратить время на то, чтобы подумать об этом и определить, что вы можете иметь такое, что другие не могут просто купить.