Получите все материалы с наших курсов — бесплатно
Катерина Сухих
40 отзывов, в среднем 5 из 5

Что такое юзабилити-тестирование, как его провести, примеры и кейсы компаний

Как найти респондентов для юзабилити–тестирования, сколько времени займет юзабилити–тест и надо ли платить респондентам

Что такое юзабилити-тестирование?

Юзабилити–тестирование — это способ залезть в голову пользователям, чтобы узнать, удобно им пользоваться вашим продуктом и как быстро они находят нужную кнопку.

Как провести юзабилити-тестирование?

Определить цель исследования, найти респондентов, расшарить и записать экраны, обработать результаты.

Сколько человек брать на юзабилити-тест?

5-8 для качественного тестирования, 20 и больше для количественного.

Юзабилити-тестирование

Юзабилити–тестирование — это способ залезть в голову пользователям, чтобы узнать, удобно им пользоваться вашим продуктом и как быстро они находят нужную кнопку.

Представьте, что вы сделали для клиента приложение по доставке пиццы. Теперь надо проверить, смогут ли пользователи выбрать нужную пиццу, сделать заказ, как быстро у них это получится. Для этого набирают группу респондентов и тестируют на них приложение. Это и есть юзабилити–тестирование.

Респондент проходить юзабилити–тестирование сайта. Модератор следит за его действиями, делает пометки.

Кому надо проводить юзабилити-тестирование

Точно нужно стартапам. Чтобы понимать, в том ли направлении они идут, понимаю их пользователи как все работает или нет.

Стартапам не на что ориентироваться, они  не могут сверить свои метрики сейчас с теми, что были год назад. Поэтому единственный выход — идти в народ.

Компании с уже работающим продуктом реже используют юзабилити–тестирование. Потому что им проще ориентироваться на метрики.

Как провести юзабилити-тестирование?

  • Определить цель исследования. Что хотим выяснить, у кого и для чего.
  • Определить, кого будем опрашивать.
  • Найти респондентов: в коридоре компании, среди пользователей продукта, подходящих знакомых, клиентов.
  • Договориться с ними, назначить встречи онлайн или в офисе.
  • Подготовить все для исследования: тестовый кусок интерфейса или приложение для теста, запись экрана, айтрекер, если нужен.
  • Подготовить модератора: сформулировать задание для пользователей, как вести себя с ними на исследовании, какие вопросы задать в конце.
  • После встреч выделить время на просмотр записи исследования, обработку результатов.

В среднем стоит закладывать на качественное исследование одну рабочую неделю.

Количественное юзабилити-тестирование

Его чаще проводят для сложных интерфейсов, промышленных, банковских. Здесь важно количество респондентов: от 20 и больше. Цель исследования — понять как часто пользователи сталкиваются с ошибками, сложностями в интерфейсе и насколько это критично.

Проводят такое тестирование чаще всего удаленно через Zoom или Скайп с записью экрана пользователя. Участникам дают задания, просят ответить на вопросы.

Собирать для сайта или приложения  50 человек — слишком дорого, затратно по времени и не всегда оправданно. Проще отследить все по метрикам.

Получите нашу единую MIRO–доску
Материалы тренингов LeadStartup

Качественное юзабилити-тестирование

В нем участвует от 5 до 10 человек. Цель исследования — найти проблемы в интерфейсе, понять их причины, что пользователям было удобно, а что нет.

Качественное тестирование может проходить  удаленно или в офлайн–формате. И в нем всегда участвует  юзабилити–специалист в роли модератора. Он может общаться с пользователем во время тестирования,  давать задания, отвечать на вопросы.  Чаще всего это все делает UX–дизайнер. В крупных продуктах могут выделить специального UX–тестировщика. Он проводит исследования и передает результаты дизайнерам: «тут люди не понимают, что это за кнопка, перерисуй».

На качественных юзабилити–тестах удобно использовать камеры, которые следят за направлением взгляда пользователей — eye-tracker. Стоят айтрекеры в среднем от 19 тысяч рублей за штуку.

Так выглядит человек с обычным айтрекером. Если ваши респонденты — девушки, заранее подумайте, как их мотивировать надеть это устройство.

Зачем нужно юзабилити-тестирование?

  • Сравнить новую и старую версию сайта
  • Проверить, какой из двух прототипов интерфейса лучше зайдет пользователям
  • Сравнить варианты решений в интерфейсе
  • Понять, почему клиенты не проходят авторизацию, не покупают, не подписываются (найти точку снижения конверсии)
  • Получить от пользователей рекомендации по какому–то конкретному функционалу
  • Понять, почему пользователи смотрят, читают, а потом уходят с сайта
  • Узнать об ощущениях людей при взаимодействии с ваши интерфейсом.
Получите доступ к нашему Google–диску
Скачать модель

Как найти респондентов

Кажется, что проще всего протестировать интерфейс на своих же коллегах. Но все же лучше исследовать  целевую аудиторию продукта из разных групп, чтобы сравнить их пути к цели. Посмотрим как это обычно происходит:

  • Для юзабилити–тестирования нового личного кабинета на сайте с курсами английского языка выбрали новичков, которые только начали заниматься и опытных учеников, которые пользовались старой версией личного кабинета.
  • Для юзабилити–тестирования приложения по доставке пиццы приглашают респондентов, которые часто заказывают еду в приложениях и тех, кто делает это крайне редко.
  • Для тестирования сервиса по доставке продуктов для здорового питания пригласили тех, кто уже заказывает такие товары в другом сервисе и тех, кто никогда ими не пользовался.
  • Для тестирования государственного сайта приглашают респондентов из групп с разными ментальными и физическими особенностями, и обычных пользователей.

Модераторы и кто–то из стейкхолдеров сидят в отдельной комнате и следят за тем, как респонденты проходят юзабилити–тестирование.

Сколько человек брать на юзабилити-тест?

Якоб Нильсен, веб–дизайнер и специалист по юзабилити, говорит, что надо брать по 5-8 человек из каждой группы.

Для примера с пиццерией было достаточно 4-х респондентов из каждой группы: четыре женщины и четверо мужчин.

Но всегда есть риск взять слишком мало людей.

Пример:Дано: приложения для музыкантов. Ux–дизайнер решил провести юзабилити–тестирование интерфейса по созданию табулатур (это такой вид музыкальной записи, чтобы читать ноты, без нот).

Он собрал 4-х знакомых гитаристов — пользователей приложения. Поставил перед ними задачу — опубликовать любой таб. В ходе тестирования дизайнер заметил, что трое респондентов переходили на Youtube, чтобы прослушать мелодию и поставить таб в нужное место.

Результаты теста проанализировали командой и  решили, что надо интегрировать Youtube–плеер в этот интерфейс. Но когда приложение запустили, то увидели, что Ютубом пользуется около 1% аудитории. Оказалось, что большинству людей плеер внутри этого функционала не нужен.

Как стартапам мотивировать респондентов?

Стартапам, чтобы привлечь людей на тестирование, хорошо бы дать им вознаграждение. Это может быть бартер в виде продуктов от тестируемого сервиса, подписка, или купон на определенную сумму или услуги. Так, сайт с курсами английского дарит респондентам бесплатные уроки. Приложение с доставкой — бесплатную пиццу. Можно предлагать и деньги. В среднем по рынку одному респонденту платят 1-1,5 тысячи рублей.

Как продуктам мотивировать респондентов?

Если продукт уже работает и у него есть лояльная аудитория:

  • Надо провести опрос на сайте, чтобы выделить сегменты аудитории. Например, по полу, возрасту, опыту в продукте.
  • Из ответивших отобрать 10 самых подходящих и предложить им пройти юзабилити–тест.

В этом случае многие респонденты готовы участвовать без всяких вознаграждений. Они рады помочь продукту, которым пользуются, повлиять на его развитие. Представьте, что вам написали из Инстаграма и предложили пройти юзабилити–тест новой фичи.  «Конечно, да!», — скажет большинство из нас.

Многие продукты предлагают бесплатный Pro–доступ к приложению на один месяц в качестве благодарности.

Юзабилити-тестирование в реальности

Я спросила знакомых UX–дизайнеров из продуктовых компаний, как часто они прибегают к юзабилити–тестированию. Говорят, что на практике они делают это не так часто, максимум несколько раз в год. Почему?

  • Это долго и дорого. Надо искать людей, составлять сценарий интервью, модерировать встречи и так далее (смотри раздел «Как провести юзабилити–тестирование»). Если надо протестировать 10 человек, одна встреча 30-60 минут, то получим 10 часов рабочего времени. Добавим к этому обработку и анализ результатов.
  • Все люди врут. На исследовании кто–то не хочет показаться глупым, кто–то боится ошибиться, кто–то хочет понравиться… Все это влияет на итоговый результат. Как метко заметил один Ux–дизайнер: «Когда сидишь один в туалете с телефоном и пользуешься приложением, там совсем другая картинка. Не нашел кнопку регистрации и слился, а не пытаешься изо всех сил. Иногда юзабилити–тестирование применяют, если видно, что на метриках что–то просело, упала авторизация, например. Или когда надо улучшить что–то в интерфейсе и не знаешь, что. Тогда идешь к людям и они передают тебе свои ощущения. Но все равно потом через количественные метрики отслеживаешь результат».

Что используют вместо юзабилити–тестирований?

На практике продуктовые компании работают чаще с метриками. Дешевле и показательнее выкатить новую фичу в приложении  и следить за данными, или провести А/Б тесты.