Обучение в LeadStartup
Управленческие профессии
LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR

Почему планирование релизов критично для успеха проекта. Роль и важность этапа планирования в жизненном цикле продукта и его влияние на результат.

Планирование релиза – это метод управления продуктом, при котором вы разрабатываете стратегию его поэтапного выпуска.
Нравится
6
Редактировать Планирование релизов
Редактировать

Что такое планирование релиза?

Планирование релиза – это метод управления продуктом, при котором вы разрабатываете стратегию его поэтапного выпуска.

Нравится Что такое планирование релиза?
7
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Что такое дорожная карта продукта?

Дорожная карта продукта (Roadmap) – это достоверный источник информации, который описывает видение, направление и прогресс работы над продуктом с течением времени.

Нравится Что такое дорожная карта продукта?
8
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Когда лучше всего начинать планирование релизов?

Планирование релиза обычно происходит после того, как вы составили свое видение и дорожную карту проекта.

Нравится Когда лучше всего начинать планирование релизов?
2
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Цель планирования релиза

Только в идеальном мире все всегда идет по плану. Команда спокойно работает, а любая проблема решается по щелчку пальцев. Но, к сожалению, в реальном мире все не так.

Именно поэтому существует множество методик подготовки к реализации проекта. Одна из таких стратегий – это концепция планирования релизов, которая преимущественно используется в Agile совместно с построением дорожной карты проекта (Roadmap). Чаще всего понятие «планирование релиза» встречается в сфере IT и относится к разработке программных продуктов, поэтому сегодня мы тоже за основу возьмем именно эту сферу деятельности.

Как известно, процесс разработки программного обеспечения трудно прогнозировать в долгосрочной перспективе, что обычно приводит к массе непредвиденной работы, стрессу и жестким срокам.

Планирование релиза – это отличный метод управления продуктом, основанный на итерациях. Сосредоточившись на краткосрочной перспективе, вы сможете луше адаптироваться к текущей ситуации и быстрее реагировать на изменения.

В этом тексте мы разберем весь процесс планирования релизов и даже расскажем, как использовать его на практике.

В индустрии программного обеспечения продукты обычно представляются клиентам в виде официального релиза.

Чтобы понять, что же такое планирование релизов, начать лучше всего с определения самого понятия «релиз».

Релиз – это вариант производимого продукта, предоставляемый для использования.

Планирование релиза – это метод управления продуктом, при котором вы разрабатываете стратегию его поэтапного выпуска.

Такое планирование отображает как требования к разработке в целом, так и последовательность релизов, версий, итераций в течение всего развития системы. Этот план детально описывает все этапы проекта и график работы. А определяется исходя из концепции развития проекта, используемой в подготовительной деятельности в качестве модели дальнейшего развития.

Планирование релиза – это важный инструмент для менеджера продукта. План релиза содержит поэтапную стратегию работы и отдельных составляющих продукта, а также финального – общего релиза. Таким образом, он чем–то напоминает план проекта, так как тоже разбивает большие задачи и идеи на более мелкие, которые будет проще выполнять.

Основная цель планирования релиза заключается в том, что все заинтересованные лица получают план, который объясняет когда и как отдельные части проекта должны быть реализованы и сданы заказчику. У вас может быть не один релиз за время всего проекта, потому что обычно конечный продукт разбивается на логические части, чтобы в процессе работы можно было вносить правки. Именно поэтому и нужен план релизов, чтобы менеджер команды мог распределить ресурсы и разработать основной план работы.

Нравится Цель планирования релиза
5
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Дорожная карта продукта vs план релиза

Менеджер продукта – это «навигационная система» компании. Представьте себе обычный GPS–навигатор: вы вводите адрес и получаете маршрут до точки назначения. По сути, менеджер продукта – это некий GPS–навигатор в рамках какой–либо компании. Он определяет курс (создает видение проекта) для команды, а затем организует фактическую работу, необходимую для воплощения этого видения в реальность.

Обычно для этого создается дорожная карта продукта, в которой тоже указываются сроки всех нужных релизов. Она также помогает продумать общую картину. А вот планирование релиза уже отобразит пошагово все детали проекта.

Однако, стоит уточнить, что планирование релиза – это не просто список задач. Оно предусматривает кросс–функциональную работу, которую необходимо проделать для реализации какой–то составляющей продукта: от маркетинга и до клиентской документации.

Другими словами, Roadmap продукта описывает для чего нужен продукт и какие функции он должен выполнятьплан релиза рассказывает когда этот продукт должен быть готов и какие функции он фактически будет выполнять. Для проекта важно иметь и дорожную карту, и план релизов, прежде чем команда получит указания для работы.

Поэтому менеджер должен точно понимать различия между ними:

  1. Цель

Как мы уже говорили выше, дорожная карта визуализирует работу команды. Она показывает направленность продукта. К тому же Roadmap – это еще и средство коммуникации и принятия компромиссных решений. Команды могут поделиться дорожной картой с другими внутренними и внешними группами, чтобы была возможность обратиться за помощью, если понадобится или оценить масштаб работы со стороны.

А планирование релиза детализирует то, что команде необходимо создать. Этот план показывает этапы работы и любые риски, которые могут повлиять на дату самого релиза. Оно помогает поддерживать согласованность действий и вести подотчетность кросс–функциональных команд. Как и дорожная карта продукта, план релиза является важным инструментом коммуникации.

2. Компоненты

Дорожная карта продукта часто включает в себя следующие компоненты:

  • цели продукта;

  • стратегические инициативы;

  • релизы и ожидаемые функции;

  • основные эпики (эпик – это объем работы, который можно разбить на несколько отдельных заданий, так называемых «пользовательских историй», в зависимости от потребностей или запросов клиентов или конечных пользователей).

  • общий график;

  • статус.

А план релиза обычно включает в себя:

  • функции продукта на каждый релиз;

  • циклы, фазы и вехи процесса;

  • риски (зависимости);

  • даты релизов;

  • статус.

3. Аудитория

Дорожные карты продукта могут быть адаптированы для внутренних команд (например, для маркетинга, продаж, разработчиков), или для внешних заинтересованных сторон (например, для руководителей, клиентов, инвесторов). Они облегчают межфункциональную координацию для внутренних команд, а для внешних – дают общее представление о направленности продукта.

Планирование релиза предназначено для внутренней группы участников кросс–функциональной работы. Наличие такого плана помогает команде продумывать и отслеживать детали предстоящей работы. Цель – избежать неожиданных ситуаций/проблем и нарушения дедлайнов.

4. Время

Roadmap обычно включает в себя даты, которые могут варьироваться от недель и до месяцев, кварталов, а иногда даже лет. Все зависит от типа дорожной карты и уровня детализации, необходимого команде. Конечно, такая карта не должна оставаться статичной, поскольку после реализа какой–то части продукта вам могут потребоваться правки.

План релиза обычно предусматривает более короткие сроки. В зависимости от того, как часто компания выпускает новые продукты или добавляет новые функции, план может составляться на 30, 60 или 90 дней.

Итак, немного суммируя все сказанное, мы можем сделать вывод, что менеджер продукта должен думать о дорожной карте, как об общем направлении, в котором должна двигаться команда, а о планировании релиза, как о деталях и более мелких дедлайнах, которых необходимо придерживаться в процессе всего этого пути.

Нравится Дорожная карта продукта vs план релиза
2
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Когда лучше всего начинать планирование релиза

Планирование релиза обычно происходит после того, как вы составили свое видение и дорожную карту проекта. То есть план релизов должен составляться и утверждаться как можно раньше. Практически все необходимые предпроектные работы (составление документации, распределение ресурсов, составление графика работ) должны исходить из пользовательского представления, так как только так можно будет составить список необходимых релизов и понять их последовательность. К тому же при составлении этого плана и его согласовании выясняется, какие решения неприемлемы для исполнителя и заказчика. Если возникшие разногласия окажутся неразрешимыми, это будет свидетельствовать о том, что вам стоит отказаться от такого заказа.

Нравится Когда лучше всего начинать планирование релиза
3
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Как строится план релиза

Планирование релиза предполагает, что ваша компания уже знакома с принципами Agile и возможно даже внедрила его в рабочий уклад. В таком случае начать разрабатывать план релиза будет достаточно просто. Попробуем разложить весь этот процесс на отдельные шаги:

  1. Определите свое видение проекта

Это один из самых важных шагов в процессе планирования, так как видение проекта будет определять все ваши последующие решения: о приоритетности функционала продукта, указывать, на чем лучше сосредоточить усилия и ресурсы, а также как адаптироваться, если проект потребует корректировки в процессе работы.

Видение проекта должно отображать мнение нескольких заинтересованных сторон: руководителя, менеджера и т.п. Это позволит определить, согласовано ли видение, например, с рынком и общими целями организации.

2. Создание дорожной карты продукта и чернового варианта плана релизов

На этом этапе менеджер должен создать дорожную карту продукта и, уже основываясь на ней, наметить черновой вариант плана релизов.

3. Обсуждение готового плана с командой

После того, как у вас есть видение проекта, дорожная карта продукта и вариант плана релизов, вы можете собрать все заинтересованные стороны на совещание, где представите весь готовый набор стратегий. Такой формат обсуждения поможет рассмотреть предложенный план со стороны, что–то туда добавить или отредактировать по мере необходимости, а в итоге – согласовать конечный вариант.

Этот шаг гарантирует, что вся команда получит единое общее понимание стратегии, прежде чем погрузится в проект.

Само обсуждение планов должно сводиться к нескольким пунктам:

Чтобы убедиться, что все понимают общую цель продукта.

  • Обзор технических деталей релиза

Включает в себя обсуждение любой новой информации, которая может повлиять на оценку и объем плана релизов, включая риски, предложения или упущения.

  • Обзор скорости работы (Velocity) и графика итераций

Исходя из рациональной оценки того, как быстро ваша команда сможет завершить какой–либо отдельный этап проекта, составляется график итераций, который по сути распределяет работу среди членов команды.

Т.е. определите критерии, согласно которым можно оценить, насколько готов какой–либо релиз.

4. Создайте календарь релизов

После уточнения всех деталей, внесите последние изменения в план релизов и затем предоставьте так называемый календарь релизов всем заинтересованным сторонам. Т.е., по сути, соберите «набор дедлайнов» для каждого из релизов. Не забудьте, что каждый из сотрудников, задействованных в проекте, должен иметь постоянный доступ к плану релиза.

Результатом всех этих шагов является план релиза, который сообщает конечные даты готовности продукта, набор его функций и стоимость работы.

Нравится Как строится план релиза
5
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Что делать, если вы не успеваете с релизом

Чтобы избежать каких–либо сбоев или нарушений плана релизов, нужно постоянно подстраивать план под настоящий статус проекта, т.е. обновлять его, согласно выполненной работе. Однако, если вы понимаете, что по тем или иным причинам вы не успеваете сдать часть продукта или весь продукт целиком вовремя, то можно воспользоваться следующими приемами корректировки плана:

  • Разбиение этапа

Т.е. выделение в нем той части, которая может быть выполнена на данной итерации, и перенесение остального на другие итерации. Обычно таким методом пользуются, когда возникшие трудности связаны с реализацией каких–то высокоуровневых требований, от которых многое зависит.

  • Сдвиг работ

Этот вариант чем–то похож на предыдущий, так как это тоже перенос запаздывающего рабочего продукта на следующую итерацию. Различие заключается в том, что при сдвиге работ сохраняются даты окончания итерации. Этот прием применяется для функций с низким уровнем приоритетности, а также на первых этапах работы, разгрузка которых позволяет потратить освободившееся время на дополнительное изучение предметной области.

  • Перераспределение работ

Это ускорение процесса работы за счет привлечения к проекту дополнительных ресурсов (обычно кадровых) с сохранением даты окончания итерации и запланированного объема работ. Такая методика применима, если ваш продукт можно разбить на части, допускающие раздельное выполнение. И, конечно, ей нельзя воспользоваться, если у вас просто нет дополнительных ресурсов.

Подведем итоги

Планирование релизов имеет схожие задачи, что и дорожная карта продукта, определяя цели, видение и ожидания от проекта. Считается, что отсутствие четких целей является одной из самых распространенных причин неудач. Именно поэтому для менеджера решающее значение будет иметь этап планирования. Если он продуман до мелочей, а команда имеет постоянный доступ к нему, ваш проект уже на шаг ближе к успеху.

Нравится Что делать, если вы не успеваете с релизом
7
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner
© 2024 LeadStartup
Все права защищены.
Первый шаг к сотрудничеству — неформальный разговор
Ответим вам в течение 5 минут
  • Переквалифицируем на «CPO», «Продакта» или «Agile–коуча»
  • Помогаем перейти из «поджатых» компаний в компании с крутой культурой
  • Прокачиваем управленческие «хард–скиллы» до стандартов международных компаний enterprise–сегмента
  • Работаем индивидуально 1–на–1