Что такое анализ целевой аудитории?
Это исследование покупателей, в котором выясняют: Кто уже покупает у вас. Почему одни решают купить сразу, а другие — передумывает. Кто еще не покупает у вас, но мог бы. Почему кто–то покупает у конкурентов.
Как провести анализ целевой аудитории самому?
Чтобы провести анализ своей ЦА, используйте эту шпаргалку: Выписать тех, кто у вас уже покупает. Выяснить, зачем им ваш продукт, какую задачу он решает. Добавить в список тех, кто мог бы купить, но покупает у конкурентов. Выбрать своих типичных клиентов и описать их: возраст, где живет, семейное положение, кем работает, доход в месяц, на что смотрит при покупке, чем интересуется. Узнать, почему клиент идет к вам, какую проблему/задачу решает вашим продуктом.
Когда нужен анализ целевой аудитории?
Когда бизнес хочет расти или появились проблемы.
Анализ целевой аудитории
Прочитала на Яндекс. Дзене, что анализ целевой аудитории — это адски сложная штука. Нормально провести ее может только профессиональный маркетолог. А простые смертные как бы ни ковырялись, все равно сольют бюджет. Я задумалась, как же тогда быть бизнесу, у которого нет денег на маркетолога? Или даже немного есть, но как убедиться, что маркетолог — тот самый профессионал, а не вчерашний выпускник колледжа «Сервис и реклама»?
Искать ответ я начала с расшифровки, что понимают под анализом целевой аудитории. Если отбросить шелуху и сказать на человеческом, то это исследование покупателей, в котором выясняют:
Кто уже покупает у вас.
Почему одни решают купить сразу, а другие — передумывает.
Кто еще не покупает у вас, но мог бы.
Почему кто–то покупает у конкурентов.
Вроде ничего заумного. Анализ ЦА помогает узнать своих клиентов.
Кому нужен анализ целевой аудитории?
Разберемся, зачем и кому надо узнавать клиентов. Если я продаю бананы в ларьке у дома, мне надо анализировать целевую аудиторию? Скорее, нет. Кому в ближайших домах нужны бананы, и так придут ко мне.
Но, представим, что дела идут хорошо, и я могу открыть еще одну лавку с бананами в другом районе. А потом еще одну рядом с центральной площадью. У меня уже целая сеть. Но в двух ларьках бананы всегда берут хорошо, а в третьем — то раскупают за час, то не покупают совсем. Чтобы этот ларек не съедал всю мою прибыль, мне надо понять, что происходит, кто там покупает бананы.
И я иду туда, встаю за прилавок и изучаю своих клиентов. А потом делаю вывод, что в центре бананы покупают туристы. В жаркие дни они проходят мимо меня в киоск с мороженым, а зимой — встают в очередь к продавцу глинтвейна. Поэтому моя выручка падает. Тогда я добавляю в продажу банановое мороженное летом и согревающий банановый чай зимой. И дела идут в гору. Так, анализ целевой аудитории помог мне понять в чем проблема и решить ее.
Анализ целевой аудитории нужен, когда бизнес растет или в нем появились проблемы.
Как провести анализ целевой аудитории самому? (v2)
Вы уже поняли, что анализ целевой аудитории — это не сложно. Чтобы не запутаться, делайте все по шагам: от простого к сложному.
Шаг первый.
Выпишите тех, кто у вас уже покупает. Это поможет выделить группы клиентов с одинаковыми задачами, делать для них специальные предложения, придумывать рекламу.
Пример:
В магазине цветов у «Рыбопромысловой академии» покупают букеты мужья, женщины и студенты. Мужья в подарок женам и тёщам. Женщины в подарок мамам, подругам, школьным учителям. Студенты — девушкам и преподавателям.
У каждой группы покупателей свои цели и поведение перед покупкой. Так, мужья покупают тюльпаны на 8 марта и розы в день рождения жены. Им важно, чтобы все было быстро, красиво и не очень дорого.
Студенты покупают преподавателям на 1 сентября и на выпускной. Не разбираются, что будет в букете, хотят, чтобы красиво и дешево.
Шаг второй
Выберете типичного покупателя из каждой группы и опишите его подробно. Для этого спросите своих клиентов, посмотрите их соцсети, форумы, резюме на HeadHunter.
Что нужно узнать:
Сколько лет, где живет, женат/замужем или нет
В какой сфере работает, какой примерный доход в месяц
Что ему важно при покупке вашего продукта, на что смотрит (цена, качество, скорость, что еще?)
Какие у него интересы: какие сериалы смотрит, какую музыку/радио слушает
Какое у него хобби.
Такая информация поможет понять, что нужно разным людям, какая у них проблема или задача при покупке.
Шаг третий
Найти проблему или задачу. Это то, что ведет к покупке, но покупатель это сам так с ходу может и не сформулировать.
Когда вы узнаете проблему, то поймете, как сделать продукт лучше и привлечь похожих покупателей, которые сейчас берут у конкурента.
Эта информация поможет написать объявления для рекламы, чтобы она, попадала в интересы целевой аудитории и давала больше продаж.
Поймете, где размещать рекламу: на радио, на Авито, на ТВ, в инстаграме или где–то еще.
Пример:
Сергею 52, он работает инженером на ТЭЦ. Получает в районе 60 тысяч рублей в месяц. Он любит удивлять жену подарками в праздники, знает ее любимые цветы. В выходные ездит на рыбалку, слушает в машине радио «Охота и рыбалка».
Проблема в том, что он работает допоздна. Когда приходит в ближайший к дому цветочный «У Рыбопромысловой академии», там уже все раскуплено. Он или берет что осталось, и не очень доволен. Или идет в цветочный на соседней улице.
Вы узнали об этом и сделали онлайн–сервис с подпиской на букеты. Теперь у Сергея три раза в год списывают деньги с карты, а его жена получает новый букет с открыткой. Сергею так зашло, что он настроил подписку на тёщу и дочь, теперь они тоже получают букеты на день рождения и 8 марта.
Чтобы привлечь похожих покупателей, вы разместили рекламу на радио «Охота и рыбалка». Получили 50 новых клиентов, которые оформили годовую подписку на букеты.
Пример сервиса подписки на букеты
Шпаргалка для анализа целевой аудитории
Анализ целевой аудитории можно сделать самому. Это поможет увеличить средний чек и запустить рекламу, которая приведет новых покупателей.
Чтобы провести анализ своей ЦА, используйте эту шпаргалку:
Выписать тех, кто у вас уже покупает.
Выяснить, зачем им ваш продукт, какую задачу он решает.
Добавить в список тех, кто мог бы купить, но покупает у конкурентов.
Выбрать своих типичных клиентов и описать их: возраст, где живет, семейное положение, кем работает, доход в месяц, на что смотрит при покупке, чем интересуется.
Узнать, почему клиент идет к вам, какую проблему/задачу решает вашим продуктом.
Пример бесполезного анализа целевой аудитории. В нем много метафор и красивых слов, но непонятно кто клиент и почему он покупает
Сколько стоит анализ целевой аудитории
Крупные бренды анализируют свою аудиторию каждый день. Я представляю себе это так: команда маркетологов собирается на совещание в Зуме и обсуждает, к примеру, как продать услуги банка молодежи. Графики, диаграммы, кастдевы… а потом, оп, и зовут Mrgnstrnа к себе на работу.
Более глубокие исследования заказывают в маркетинговых агентствах. Специалисты работают с разными инструментами:
Проводят опросы по телефону, на улице, рядом с магазином
Делают телефонные аудиты — слушают, как ваши продавцы и менеджеры отвечают покупателям
Проводят глубинные и экспертные интервью
Собирают фокус–группы, где люди пробуют продукт, взаимодействуют с ним и дают обратную связь
Измеряют проходимость — считают, сколько людей из вашей ЦА проходит возле магазина.
Заказать анализ целевой аудитории в агентстве стоит в среднем 30 тысяч рублей.
Кусочек прайса маркетингового агентства. Эти услуги составляют глубокий профессиональный анализ целевой аудитории