Что такое стратегическое видение
Стратегическое видение – это способ описать, каких именно целей должна достичь компания в своем развитии. Оно используется в качестве одного из элементов стратегического планирования и фокусируется на будущем состоянии компании. При этом стратегическое видение перекликается с идеями о миссии компании, помогает описать направление работы и критерии оценки как долгосрочных, так и краткосрочных целей. Стратегическое видение – это последовательное и прямолинейное заявление, которое помогает сотрудникам понять, в каком именно направлении должна осуществляться работа.
Стратегическое видение – это не только объективный анализ работы компании, анализ деловых вопросов, но и эмоциональный рассказ об идеалах будущего и ценностях организации. Эффективное стратегическое видение всегда ориентировано на будущее. Оно позволяет определить потенциал организации и выработать правильное направление деятельности компании. При этом можно указать в стратегическом видении четкие временные рамки, чтобы сформировать у сотрудников понимание, к какому именно времени необходимо закончить работу.
Важно, чтобы стратегическое видение было уникальным. Это помогает компании эффективно отделить себя от конкурентов и выделить ключевые индивидуальные области для развития, которые соответствуют ценностям компании и ее миссии. Еще одной важной характеристикой стратегического видения является его ориентированность на определенную цель. Часто оно используется для того, чтобы донести широкую цель компании до всех сотрудников и заинтересованных лиц и мотивировать их на совершение действий. Важно, чтобы в стратегическом видении можно было определить крупные цели организации и более мелкие задачи, которые необходимо выполнить для достижения итоговых целей.
Важно, чтобы стратегическое видение было вдохновляющим. Те цели, которые вы указываете в стратегическом видении, могут быть сложными, труднодостижимые, но главное, чтобы сотрудники компании хотели их выполнить. Вдохновение, которое испытывают сотрудники, приводит к увеличению их работоспособности. При этом важно также, чтобы стратегическое видение могло мотивировать сотрудников реализовать определенные цели и планы. Оно должно апеллировать к человеческим эмоциям, однако при этом важно не манипулировать чувствами и эмоциями сотрудников, потому что манипулятивный подход может рано или поздно привести к разочарованию сотрудников и потере ими веры в компанию.
Важность стратегического видения для компании
Стратегическое видение дает компании следующие преимущества:
Ощущение смысла. В процессе создания стратегического видения развивается общность среди сотрудников. Сотрудники начинают видеть смысл своей работы и охотнее занимаются ежедневными задачами. Стратегическое видение также помогает определить место компании в отрасли и в обществе, путь развития компании и те преимущества, которые организация способна принести обществу в целом.
Внимание к развитию компании. Наличие стратегического видения помогает сотрудникам компании получить полное представление о целях и задачах каждого отдела и понять, каким именно образом их работа приведет к достижению итоговой цели. Это способствует налаживанию коммуникации между отдельными сотрудниками и целыми подразделениями, а также помогает организации в целом сконцентрироваться на развитии и достижении стратегически важных целей.
Связь между настоящим и будущим. Стратегическое видение помогает сотрудникам компании определить взаимосвязь между краткосрочными целями и долгосрочными перспективами организации. Это также увеличивает мотивацию сотрудников к работе и улучшает их понимание того, как именно каждое их действие влияет на достижимость стратегических целей и планов.
Выбор определенных стандартов. В процессе формирования стратегического видения руководство устанавливает для сотрудников компании определенные стандарты качества, разрабатывает правила и трудовую этику, настраивает бизнес–процессы. Это позволяет добиться высокого уровня операционной точности, решить все конфликты и противоречия, оптимизировать работу сотрудников и наладить коммуникацию между специалистами.
Способ создания стратегического видения
Для каждой компании стратегическое видение индивидуально. Однако для создания эффективного плана развития компании необходимо предпринять следующие шаги:
Определите руководителей. Важно понять, кто именно будет отвечать за формулирование стратегического видения компании. Для этого необходимо точно определить структуру управления компании и распределение обязанностей. Чтобы директору компании было проще составить стратегическое видение, можно отобрать двух–трех наиболее опытных сотрудников из разных отделов.
Обсудите стратегическое видение. После того, как все участники обсуждения определены, можно проводить обсуждение стратегических планов компании. В зависимости от потребностей организации можно сконцентрировать внимание на одном из аспектов развития компании, который наиболее важен для компании.
Проанализируйте положение организации. Во многом стратегическое видение компании зависит от положения компании на рынке. Поэтому в процессе работы необходимо сравнить продукты компании с конкурентами и получить мнение различных сотрудников, руководства, клиентов о продукте.
Найдите компромисс.Идеальное будущее компании каждый видит по–разному, поэтому в процессе разработки стратегического видения могут возникнуть дебаты, дискуссии и даже конфликты. В процессе обсуждения необходимо выработать стратегическое видение и найти компромиссы совместными усилиями.
Отформатируйте стратегическое видение. При составлении стратегического видения важно оформить его таким образом, чтобы оно было достаточно лаконичным, кратким и емким. При этом не забывайте о том, что стратегическое видение должно быть вдохновляющим и достижимым.
Получите обратную связь. После формулировки заявления о стратегическом видении компании необходимо показать его некоторым сотрудникам и проанализировать их мнения.
Сформулируйте стратегическое видение. После получения обратной связи и корректировки стратегического видения необходимо донести его до всех членов компании. Если оно составляется для конкретного подразделения, важно донести его до всех заинтересованных сотрудников этого подразделения.
Оставляйте возможность корректировки. В процессе работы над реализацией стратегического видения важно всегда оставлять возможность изменения и корректировки отдельных планов без изменения общей цели.
Определение руководителей
Основная работа по формулированию стратегического видения и целей компании ложится на плечи руководства организации. Обычно этим занимаются директор и заместитель директора. Также к этой работе могут привлекаться эксперты из различных отделов компании.
Перед началом работы над стратегическим видением необходимо провести работу по определению руководства компании и тех, кто именно будет заниматься работой со стратегией организации. Изначально важно продумать структуру управления, определить ответственных за развитие отдельных направлений и компании в целом. После того, как будет понятно, кто должен отвечать за разработку стратегического видения, при необходимости можно собрать команду экспертов для помощи в разработке стратегических целей и анализа состояния компании.
Четко определенная команда помогает ускорить процесс формулирования стратегического видения, упростить его и сделать более гладким. Определение структуры управления помогает избежать конфликтов и прийти к компромиссу в процессе работы над стратегически важными вопросами.
Обсуждение стратегического видения
Перед тем, как выбрать определенное стратегическое видение, необходимо понять, какое будущее может стать идеальным для организации. В зависимости от того, какие проблемы существуют у компании и какие стратегические цели стоят перед предприятием, в процессе разработки стратегического видения важно разработать ту концепцию, которая будет наиболее подходящей для вашей организации.
Можно выбрать экономическое направление стратегического видения, которое предполагает большое внимание к развитию финансового аспекта компании. Такое стратегическое видение подходит тем организациям, которые стремятся к постоянному росту финансовых показателей и прибыли.
Фирменное видение – это путь развития бренда компании, улучшения репутации и узнаваемости организации, привлечения внимания. Этот подход подразумевает постоянную работу с имиджем компании и увеличение популярности бренда с течением времени.
Ориентированное на клиента стратегическое видение – это подход к развитию компании, предполагающий увеличение внимания к пользовательскому опыту, улучшение юзабилити продукта и пользовательских характеристик. Такой путь развития компании дает возможность установить долгосрочные и крепкие взаимоотношения с клиентами.
Стратегическое видение, ориентированное на качество продукта, опирается на стратегию постоянного совершенствования итогового продукта, поиск новых материалов, подготовку сотрудников, оптимизацию и автоматизацию производства. Этот путь развития компании позволяет улучшить продукт и сделать его более привлекательным для пользователей, что, в свою очередь, привлекает клиентов и увеличивает доход предприятия.
Анализ положения организации
Работа над формулированием стратегического видения должна проводиться с учетом текущей ситуации внутри компании и ее положения на рынке. При разработке стратегического пути развития организации необходимо проанализировать, каким именно образом функционирует предприятие на данный момент, оценить эффективность бизнес–процессов, уровень подготовки сотрудников, отношения с клиентами и репутацию бренда. Важно также провести анализ продуктов, которые на данный момент выпускает компания.
После анализа внутреннего состояния компании необходимо провести сравнительный анализ вашей организации и предприятий конкурентов. Важно понять, какие особенности вашего продукта могут стать решающими преимуществами или недостатками для пользователей. В процессе изучения продуктов организации и прогнозирования их успеха на рынке важно собрать мнения сотрудников и клиентов о вашем продукте. При необходимости можно провести опрос клиентов или интервью с представителями целевой аудитории.
Информация, собранная в процессе анализа, очень полезна в процессе работы над стратегическим видением компании. Она позволяет разработать тот план развития компании, который гораздо более точно отвечает текущим проблемам и потребностям организации.
Поиск компромисса
На основе анализа текущего положения компании и всех особенностей развития организации можно начинать работу над формированием стратегического видения компании. Однако, скорее всего, каждый из группы ответственных за разработку стратегии развития бренда сотрудников будет иметь свое мнение о том, как именно должна выглядеть компания в будущем. Это нормально. Главное, чтобы в процессе обсуждения не возникали конфликты.
Чтобы выработать единый взгляд на будущее компании, необходимо провести честные дискуссии или дебаты. Важно, чтобы каждый имел возможность не только высказать свое мнение, но и доказать его практическими объективными аргументами. Это позволяет в дальнейшем прийти к единой точке зрения и создать стратегическое видение компании совместно, что повышает мотивацию сотрудников и их желание достигнуть совместно выбранных целей.
Форматирование стратегического видения
После выбора и согласования концепции стратегического видения необходимо переложить его на бумагу и написать заявление, которое впоследствии и будет донесено до всех сотрудников компании. На этом этапе создается черновик заявления, который в дальнейшем необходимо будет доработать и отредактировать.
В процессе работы над объяснением стратегического видения необходимо создать короткое и понятное для всех членов компании высказывание, которое сможет донести до каждого сотрудника стратегическое видение и путь развития организации. Важно, чтобы высказывание было лаконичным. Для удобства оформления можно использовать маркированные и нумерованные списки, чтобы упростить понимание и сделать заявление более читаемым. При этом важно создать такое заявление, которое сможет замотивировать сотрудников на дальнейшую работу, вдохновить их и способствовать увеличению качества их работы.
Получение обратной связи
После подготовки черновика заявления необходимо представить его всем тем, кто несет ответственность за разработку стратегического видения. Его можно показать некоторым сотрудникам, которые не принимали участие в непосредственной разработке стратегических планов, чтобы получить объективную и развернутую обратную связь по практически готовому видению будущего компании. Можно также воспользоваться помощью внешних консультантов, которые за определенную плату готовы проанализировать ваши стратегические цели и их соответствие потребностям компании. Также можно попросить ключевых клиентов компании поделиться мнением.
При сборе обратной связи постарайтесь получить как можно более развернутое мнение от каждого человека. Постарайтесь учесть все возможные опасения и возражения, потому что они могут возникнуть и у других сотрудников. На основе обратной связи необходимо исправить, дополнить или переформулировать стратегическое видение, чтобы сделать его более понятным и очевидным для всех сотрудников.
Формулирование стратегического видения
После доработки стратегического видения на основе полученной обратной связи нужно получить согласие всех участников разработки на выпуск информации в общее пользование. Стратегическое видение важно донести до всех сотрудников компании, которые так или иначе в нем заинтересованы.
Если стратегическое видение касается всей компании в целом, необходимо передать его каждому сотруднику и каждому отделу. Для этого можно включить себя в структуру коммуникаций между всеми отделами компании. Если необходимо донести стратегическое видение еще и до клиентов или инвесторов, его можно встроить в рекламные материалы или промо для инвесторов. Если же стратегическое видение должно быть доступным только одному конкретному подразделению, достаточно провести собрание сотрудников отдела для обсуждения планов и целей.
Корректировка стратегии компании
После того, как работа над стратегическим видением компании окончена, можно начинать воплощать план в жизнь. Однако при работе над реализацией видения необходимо всегда оставлять место для корректировки стратегии. Дело в том, что внешние обстоятельства, хоть и поддаются довольно точному прогнозу, всегда могут неожиданно и непредсказуемо измениться. И в этом случае необходимо вносить изменения и в план развития компании.
При внесении изменений в план развития компании необходимо внедрять новые стратегии, которые не затрагивают общие долгосрочные цели. Можно изменить политику компании, отдельные бизнес–процессы, способы мотивации сотрудников. При необходимости можно также протестировать несколько стратегий, чтобы выбрать наиболее предпочтительную для компании. Важно оставить неизменной главную цель, которая была обозначена в первоначальном стратегическом видении.