Обучение в LeadStartup
Управленческие профессии
LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR

Изучите различные виды целей в управлении. Понимание и правильная постановка целей помогут вам эффективно управлять командой и достигать бизнес-результатов.

Изучение видов целей необходимо для достижения успеха в личной и профессиональной жизни
Нравится
0
Редактировать Виды целей
Редактировать

Что такое цели и почему они важны для компании

Цели компании – это планы и результаты, которых должен добиться бизнес в процессе своего развития. Они опираются на миссию организации, ее видение и стратегию. Использование целей позволяет закрыть определенные потребности бизнеса, отраженные в стратегии, решить существующие сложности и устранить слабые места. Цели используются в любой компании и могут применяться на любом этапе развития бизнеса.

Без целей компания не может развиваться стабильно и в соответствии с заранее выработанной стратегией. Именно поэтому создание, внедрение и выполнение целей является важным для организации. При этом цели могут быть направлены на улучшение абсолютно разных аспектов компании: они могут способствовать достижению определенных финансовых результатов, улучшению бизнес–процессов или взаимодействия компании с клиентами.

Правильно сформулированные цели повышают мотивацию сотрудников. Это происходит благодаря тому, что сотрудникам становится понятно, каким именно образом необходимо настроить работу. Цели предполагают выбор ответственных за достижение определенных результатов, что налаживает коммуникацию внутри компании и формирует бесконфликтную атмосферу. Правильное целеполагание способствует формированию корпоративной культуры компании: цели позволяют грамотно разделить обязанности между сотрудниками, понять, как каждый сотрудник должен действовать в рамках своих полномочий. Итогом применения целеполагания становится повышение эффективности работы персонала и формирование максимально эффективной коммуникации между специалистами.

Выбор и постановка целей обычно ложатся на плечи руководителя. Именно поэтому его навыки и знания играют особую роль при выборе того, что в первую очередь должны сделать сотрудники. Неграмотный или некомпетентный руководитель при постановке целей может допустить серьезные ошибки, которые приведут к выбору неактуальных или не соответствующих миссии и видению бизнеса целей.

Нравится Что такое цели и почему они важны для компании
0
Юлия Татаринова
Продакт–менеджер

Цели компании по значению

Цели компании делятся на три категории в зависимости от их значения для компании:

  • стратегические;

  • тактические;

  • оперативные.

Стратегические цели

Стратегические цели – это самые крупные цели. Они выбираются в первую очередь и относятся ко всему бизнесу в целом. Такие цели позволяют определить, каким именно образом будет развиваться компания в дальнейшем. Стратегические цели – это те цели, которые отвечают за определение главных направлений деятельности бизнеса и его развития.

В процессе выбора стратегических целей задействуется высшее руководство компании. Такие цели определяются на самом высоком уровне и обычно устанавливаются на несколько лет вперед. Они имеют высокую сложность выполнения и обычно состоят из большого количества более мелких задач и подцелей, которые уже подразумевают непосредственную работу сотрудников. Стратегические цели же получаются как бы сами собой: кроме выполнения более мелких работ для их выполнения не требуется особых действий.

Тактические цели

Тактические цели – это как раз те задачи, которые позволяют достичь стратегической цели. Они отличаются меньшим масштабом, однако простыми их назвать все еще нельзя. Их выполнение предполагает некоторое количество действий, а сами по себе такие задачи поддаются декомпозиции и разделению на более мелкие операции. Тактические цели также предполагают довольно длительное выполнение работы. Их выполнение может быть сопряжено с определенными трудностями, которые решаются на более низком уровне.

Оперативные цели

Оперативные цели – это цели самого низкого уровня значимости. Они являются наиболее мелкими в этой градации и позволяют при успешном их выполнении добиться результатов на уровне тактических целей. Оперативные цели – это практически то же самое, что и задачи: они ставятся перед сотрудниками или отделами на короткий срок.

Нравится Цели компании по значению
0
Юлия Татаринова
Продакт–менеджер

Цели компании по периоду реализации

Цели можно разделить на три категории по периоду реализации. В зависимости от того, какие сроки отведены на выполнение определенных задач, цели бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.

Долгосрочные цели

Долгосрочные цели устанавливаются на самый длительный срок. Их достижение требует от 5 до 10 лет, поэтому они используются исключительно в периоды полной стабильности экономики.

Долгосрочные цели сравнимы со стратегическими. Они играют огромную роль в развитии компании и состоят из большого количества более мелких и краткосрочных подцелей и идей. Они отличаются большой сложностью, именно поэтому при работе с долгосрочными целями необходимо использовать навыки декомпозиции.

Ответственность за выполнение долгосрочных целей несут руководители компании. Они планируют и устанавливают цели в соответствии со стратегией бизнеса, его видением и миссией. При определении долгосрочных целей компетентность руководства является определяющим фактором успеха: если руководители компании не могут определить необходимые цели и правильно подобрать те задачи, к которым сотрудники должны стремиться, бизнес не развивается, а то и вовсе теряет свои позиции на рынке. Некомпетентность руководства приводит к тому, что долгосрочные цели не соответствуют стратегии компании, а выполнение отдельных задач в рамках их достижения становится хаотичным. Как следствие, внутри компании устанавливается хаос и появляется огромное количество проблем.

Среднесрочные цели

Среднесрочные цели – это те цели, которые устанавливаются на срок от 1 до 5 лет. Несколько среднесрочных целей составляют одну долгосрочную цель. Их можно использовать в том случае, если компания работает на не слишком стабильном, однако развивающемся рынке, однако в случае серьезных проблем на рынке даже среднесрочные цели использовать не стоит.

Среднесрочные цели также довольно сложны в исполнении и поддаются декомпозиции. Они состоят из некоторого количества более мелких задач и подцелей, однако при делении их на составляющие получается гораздо меньше подцелей и подпунктов для выполнения.

Ответственность за среднесрочные цели также несут руководители компании и руководство крупного звена. Это связано с тем, что цели такого масштаба также могут быть стратегически значимыми и достаточно серьезно влияющими на компанию. Именно поэтому их создание необходимо доверять специалистам, хорошо разбирающимся в работе компании и тонкостях рынка.

Краткосрочные цели

Краткосрочные цели – это наиболее мелкие из всех целей по периоду реализации. Они ставятся на срок до 1 года и включают небольшие изменения. Несколько краткосрочных целей составляют обычно одну среднесрочную цель. Краткосрочные цели являются наиболее простыми для выполнения, именно поэтому они реализуются обычно одним сотрудником или небольшой группой сотрудников.

Хотя краткосрочные цели имеют стратегическое значение, их значимость для развития компании гораздо меньше. Именно поэтому их определением могут заниматься не только руководители высшего звена, но и руководители отделов. Однако важно, чтобы определение целей происходило на основе выработанной стратегии развития компании, а сами цели соответствовали видению компании и ее миссии.

В случае серьезных проблем или изменений в экономике краткосрочные цели могут использоваться вместо средне- и долгосрочных. В этом случае их выбор осуществляется руководством высшего звена, а они принимают особую стратегическую важность.

Нравится Цели компании по периоду реализации
0
Юлия Татаринова
Продакт–менеджер

Цели компании по уровню сложности

По уровню сложности цели компании можно разделить на простые и сложные. Простые цели – это те задачи, для решения которых необходимо сделать буквально пару действий. Такие цели не требуют серьезных трат ресурсов и времени сотрудников, а потому они очень часто выполняются в последний момент. Они обычно отличаются высоким качеством выполнения. Простые цели обычно даются одному–двум сотрудникам для выполнения: они не требуют привлечения большого количества специалистов.

Сложные цели – это те цели, которые требуют больших усилий при реализации. Они обычно состоят из нескольких этапов работы и требуют больших затрат как финансовых, так и временных. Такие цели чаще всего невозможно реализовать силами одного или двух сотрудников: к их достижению привлекаются целые отделы или все сотрудники компании в целом. Сложные цели требуют длительного времени работы, поэтому обычно они устанавливаются на большие сроки: от 1 года.

Нравится Цели компании по уровню сложности
0
Юлия Татаринова
Продакт–менеджер

Цели компании по содержанию

Разделение целей по содержанию зависит от внутреннего устройства компании. Однако в целом можно выделить следующие категории целей:

  • Технологические. Технологические цели отвечают за развитие технологий. Они предполагают постоянный анализ того, какие технологии использует компания, внедрение инновационных методик работы над продуктом и его улучшения. Однако технологические цели касаются не только продуктовых технологий: они затрагивают также внутренние процессы. Технологические цели предполагают также внедрение различных методов автоматизации и оптимизации внутренних процессов компании, однако они связаны исключительно с технологиями, которые можно внедрить во внутренние процессы. Например, к технологическим целям относится внедрение новых технологий коммуникации между сотрудниками.

  • Экономические. Экономические цели – это все те цели, которые связаны с доходностью компании и ее расходами. За их выполнение обычно несут ответственность отделы, которые занимаются финансовым состоянием организации. Экономические цели присутствуют в любой компании и очень часто используются в процессе развития бизнеса, однако они не должны быть единственными целями организации.

  • Производственные. Производственные цели связаны с производственными аспектами деятельности компании. Они ставятся в том случае, если необходимо доработать продуктовую линейку, например, улучшить продукт, увеличить объемы производства или поменять ассортимент компании. Они затрагивают непосредственно производственные процессы, однако опосредованно такие цели могут привести к появлению технологических, административных, экономических и маркетинговых целей.

  • Административные. Административные цели – это задачи, направленные на улучшение бизнес–процессов компании. Они могут включать переформатирование внутреннего устройства бизнеса, найм других сотрудников, изменение системы мотивации или дисциплины. Административные цели тесно перекликаются с экономическими, производственными, социальными.

  • Маркетинговые. Маркетинговые цели непосредственно связаны с продвижением продукта. Они устанавливаются в том случае, если основной целью компании является выход на новые рынки, смена позиционирования или продвижение продукта среди новой аудитории. Они также часто используются в процессе расширения бизнеса и завоевания им большей доли рынка. Маркетинговые цели часто связаны с производственными и административными.

  • Социальные. Социальные цели связаны с управлением персоналом компании и влиянием бизнеса на клиентов. Они могут быть абсолютно разнообразными: в рамках работы с потенциальными клиентами может быть выбрана цель изменить мнение клиентов о компании или повысить их лояльность, а в рамках работы с сотрудниками целью может стать внедрение новых социальных условий. Социальные цели часто связаны с административными и маркетинговыми.

Нравится Цели компании по содержанию
0
Юлия Татаринова
Продакт–менеджер

Цели компании по направлению

По направлению целей выделяют внутренние и внешние цели. Внутренние цели связаны непосредственно с работой компании. Они затрагивают бизнес–процессы организации и обычно влияют на сотрудников компании. Внутренние цели затрагивают финансовые показатели компании и ее работу с клиентами лишь опосредованно: их результаты могут повлиять на то, как будет функционировать бизнес на рынке. Однако связаны они не с этим.

Внутренние цели позволяют качественно изменить работу организации: они базируются на существующих внутри компании слабых зонах и предполагают ликвидацию проблем, которые мешают бизнесу быстро и равномерно развиваться. Они затрагивают все аспекты внутреннего функционирования компании и помогают решить проблемы, связанные с коммуникацией, передачей задач, ответственностью за выполнение отдельных работ.

Внешние цели определяют те результаты, которых компания должна достичь на рынке или в вопросах общения с клиентами. К внешним целям также относится получение определенных разрешений на выпуск товара, общение с контролирующими органами. Они позволяют создать имидж организации на рынке, разработать методы взаимодействия компании с клиентами и увеличить доходность компании. Однако внешние цели не могут привести к развитию бизнеса, если они не затрагивают внутренние процессы организации. Именно поэтому внутренние и внешние процессы взаимосвязаны, как и внутренние и внешние цели.

Нравится Цели компании по направлению
0
Юлия Татаринова
Продакт–менеджер

Цели компании по приоритетности

Не все цели, которые ставят перед сотрудниками руководители компании, одинаково важны. Средни них также существует определенное ранжирование. Какие–то задачи важно выполнить в первую очередь, другие можно отложить, а третьи можно не выполнять вообще, если на них у специалистов не хватает времени. По приоритетности и важности для бизнеса все цели можно разделить на следующие подгруппы:

  • Необходимые. Необходимые цели всегда выполняются в первую очередь. Это те цели, которые серьезно влияют на функционирование бизнеса: без их выполнения внутри компании могут появиться серьезные проблемы, которые приведут к снижению производительности сотрудников, понижению доходности организации и уменьшению количества клиентов. Необходимые цели важно определять заранее. Также важно, чтобы специалисты понимали, почему именно важно выполнить определенные задачи. Непонимание сотрудников или недооценка важности необходимых целей – это также серьезная проблема, которая в итоге может привести к возникновению сложностей в компании.

  • Желательные. Желательные цели сами по себе необязательны к выполнению. Однако их выполнение также важно для развития компании. Сами по себе такие цели не влияют на существующую функциональность организации, но достижение положительного результата по желательным целям открывает для компании большое количество новых возможностей. Среди желательных целей можно выделить разработку новых продуктов, особенно если уже существующие товары и услуги компании пользуются спросом среди клиентов.

  • Возможные. Возможные цели – это те цели, выполнение которых в принципе необязательно на данный момент. Эти цели выполняются по ходу дела, если у сотрудников остается на них время. Пока эти цели являются возможными, их можно откладывать на потом. Обычно такие цели выстраиваются на основе потенциальных перспектив компании, однако их реализация на данный момент или невозможна, или не принесет компании никаких преимуществ. В будущем такие цели часто становятся гораздо более значимыми и даже переходят в ранг необходимых. Примером такой цели может стать переход на новый формат управления или открытие новых филиалов, которые на данный момент не нужны или слишком затратны.

Нравится Цели компании по приоритетности
0
Юлия Татаринова
Продакт–менеджер
© 2024 LeadStartup
Все права защищены.
Первый шаг к сотрудничеству — неформальный разговор
Ответим вам в течение 5 минут
  • Переквалифицируем на «CPO», «Продакта» или «Agile–коуча»
  • Помогаем перейти из «поджатых» компаний в компании с крутой культурой
  • Прокачиваем управленческие «хард–скиллы» до стандартов международных компаний enterprise–сегмента
  • Работаем индивидуально 1–на–1