Обучение в LeadStartup
Управленческие профессии
LeadStartup
Получите бесплатно — все материалы с наших курсов
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR
Тренинги, Курсы, Обучение — Agile, Scrum, OKR

Руководство по масштабированию стартапа: определение, стратегии и процессы. Изучите эффективные методы для расширения вашего стартапа и достижения устойчивого роста.

Масштабирование стартапа — это расширение и активизация бизнеса. Новый период, во время которого компания увеличивает продажи, прибыль, сотрудников и др.

Масштабирование стартапа: что это и как работает?

Масштабирование стартапа — расширение и активизация бизнеса. Новый период, во время которого компания увеличивает продажи, прибыль, сотрудников и др. Есть общая структура работы масштабирования, состоящая из 5 блоков: мышление, продукт, маркетинг, продажи и систематизация.

Нравится Масштабирование стартапа: что это и как работает?
8
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

4 инструмента расширения стартапа

Рычаг на продукт; 2. Рычаг на маркетинг; 3. Рычаг на продажи; 4. Рычаг на систематизирование.

Нравится 4 инструмента расширения стартапа
6
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

5 шагов масштабирования бизнеса

Постановка задачи и цели; 2. Сбор, систематизация и анализ информации; 3. Поиск эффективного способа расширения; 4. Внедрение и реализация; 5. Оценка результатов.

Нравится 5 шагов масштабирования бизнеса
7
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Масштабирование стартапа: 4 инструмента, 5 шагов, 3 способа

«Со стартапом абсолютно ничего не происходит, если ничего не делать» — Марк Андриссен, американский инженер, инвестор и предприниматель.

Давайте вернемся в самое начало. Помните как вы начинали свой бизнес? Сколько было мотивации, представлений о будущем заработке и поставленных целей. Эх, какие же теплые воспоминания…

А теперь, что есть сейчас?

Бизнес? — Есть.

Доход есть? — Есть.

Результаты устраивают? — Нет.

Значит, вот он — новый этап. День «взросления» вашего бизнеса, пора новых возможностей и свершений. Вас можно даже поздравить, потому как не все стартапы доживают до этой стадии. Но рано радоваться, набираемся сил и переходим к масштабированию.

Нравится Масштабирование стартапа: 4 инструмента, 5 шагов, 3 способа
4
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Масштабирование стартапа: что это и как работает

Масштабирование стартапа — расширение и активизация бизнеса. Новый период, во время которого компания увеличивает продажи, прибыль, сотрудников и др. Во время масштабирования компания по–настоящему растет, а за ней и другие показатели.

Как работает?

Есть общая структура работы масштабирования, состоящая из 5 блоков, для наглядности мы представили её в виде пирамиды:

Во время масштабирование мы ищем необходимый блок для достижения лучшего результата (по приоритету — снизу вверх). А между блоками используем «рычаги перехода» — т.е. повторяем действия, направления на увеличение дохода (например: расширяем штат сотрудников или же оптимизируем расходы). Влияние на каждый блог естественно не остается незамеченным: каждый дожатый до конца рычаг — и мы растём, переходя на следующий блок. Работая с данной «пирамидой» нужно попытаться понять, что в вашем стартапе работает лучше всего?

Масштабирование — это не просто взял, ввел новые цены и нанял сотрудников. Это про изучение рынка, расширение рекламных компетенций, правильную настройку продаж и грамотное управление процессами. Хочешь не хочешь, развиваться нужно.

Далее подробно поговорим о блоках и рычагах в контексте эффективных инструментов расширения.

Нравится Масштабирование стартапа: что это и как работает
7
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

4 инструмента масштабирования стартапа

Закрепим в памяти, рычаг — это определенный набор инструментов, состоящий из тех, что вам необходимы для развития бизнеса. Масштабирование не подразумевает улучшение всех блоков одновременно. Важно найти те, которые станут фактором успеха. Поэтому делаем ставки на самые эффективные.

Рычаг на продукт

Этот инструмент можно использовать по–разному, например: поднять цену с указанием причины, расширить ассортимент — предоставить не одну услугу, а целый комплекс услуг или же создать совершенно новый продукт. Тут выбор за вами.

Рычаг на маркетинг

Этот пункт можно поделить еще на два: маркетинг «упаковка» и маркетинг «трафик».

В первом случае необходимо рассказать о себе максимально четко, ведь возможно до этого вас плохо знали или знали не такой, какой ваша компания является на самом деле. Боремся с искаженным восприятием и доносим клиентам истинный смысл вашей продукции.

Следующий, маркетинг «трафик» — тут мы ищем новый канал трафика, оптимизируем и увеличиваем рекламный бюджет. Подбираем новые площадки для рекламы, продвигаем самый эффективный канал, сортируем оставшиеся каналы, на который тратится бюджет и вкладываемся в успешный. Для этого кстати можно использоваться полезную штуку — ROMI (показатель возврата инвестиций маркетинговых каналов).

Рычаг на продажи

Улучшаем систему продаж с помощью следующих способов — расширяем отдел продаж, вкладываемся в обучение продажам (порой это даже актуальнее, чем вкладываться в рекламный бюджет), используем системы повторных продаж (работаем с теплой базой покупателей, пытаясь узнать мнение ЦА).

Сюда еще можем внести и географическое расширение — например, продаем франшизу в другом городе.

Рычаг на систематизирование

Полностью оптимизируем расходы компании (выделяем топ-3 самых крупных расходов и сокращаем их), настраиваем CRM–систему, работаем над качеством аудитории или же генерируем большое количество новой.

Нравится 4 инструмента масштабирования стартапа
8
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

5 шагов масштабирования любого бизнеса

Масштабирование — это конечно хорошо. Но прежде чем к нему приступать нужно определиться еще кое с чем. Делегируете ли вы как владелец свои полномочия? Это легко проверить — оставьте на какое–то время рабочий процесс и посмотрите насколько хорошо функционирует компания. И если всё хорошо, тогда можно приступать к масштабированию:

  1. Постановка задачи и цели

Намечаем результаты которых достигнуть.

2. Сбор, систематизация и анализ информации

Этот шаг поможет в целом понять актуальное ли масштабирование в нынешней ситуации и избежать проблем в будущем.

3. Поиск эффективного способа расширения

Составление списка конкретных мер по масштабированию.

4. Внедрение и реализация

Как и многие другие процессы в бизнесе масштабирование требует взвешенности и постепенного подхода. Адаптирование к изменениям имеет место быть.

5. Оценка результатов

По окончании расширения анализируем эффективность процесса и выявляем ошибки для корректировки.

Нравится 5 шагов масштабирования любого бизнеса
5
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

3 способа масштабирования

Базу знаний мы подготовили. Теперь поговорим о способах расширения стартапа.

  • Масштабирование на удаленке

Интернет–магазины просто бесконечно могут масштабироваться. Доставка лежит на плечах курьерских служб — остается только расти. Но, конечно же, такой способ подходит не для всех, например салон красоты не сможет предоставлять услугу маникюра онлайн. Что не сказать, про услуги дизайнеров, которые могут работать из разных точек мира.

  • Создание франшизы

Популярный метод расширения, и не зря. Экономите время, финансы и получаете доход (возможно даже пассивный). Минусы конечно тоже есть — необходимо масштабировать только раскрученный бренд, большой процент дохода уходит партнеру, а возникновение проблемы может повлиять на всю репутацию бренда.

  • Создание филиалов сети

Это отчасти более сложный путь в плане затрат и организации, но зато получаете всю прибыль и полностью контролируете ситуацию. При должной подготовке каждый из филиалов будет работать автономно, изредка поднимая вопросы для согласования с руководством.

Очевидные признаки бизнеса, требующего расширение

Чтобы выявить признаки, составляем список текущих проблем в компании:

  • дефицит кадров (например, потребители жалуются на медленную работу);

  • дефицит товаров (части продукции нет в наличии);

  • жалобы на маленькое количество способов оплаты;

  • большое количество заявок с других городов и отсутствие пунктов выдачи;

  • и др. проблемы на взгляд владельца.

Нравится 3 способа масштабирования
3
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner

Точки старта для масштабирования бизнеса

Чтобы избежать преждевременного масштабирования (а это часто разрушительно для стартапов) нужно максимально реально оценивать свои возможности. Ответьте для себя на следующие вопросы:

  • есть ли у вас сотрудники, которым можно делегировать задачи?

  • налажен ли весь процесс в бизнесе?

  • лояльны ли к вам ваши потребители?

  • запланирован ли бюджет на рекламу?

  • есть проверенная база поставщиков или собственное производство?

Если ответы на все вопросы положительны, то добро пожаловать в мир масштабирования!

Масштабирование — звучит масштабно… Причем как в плане предстоящих задач, так и в преодолении многих трудностей на пути к успеху. Если вы решились на масштабирование стартапа, то скорее всего, на время придется «затянуть пояса», но какая награда ждёт в конце... Бизнес — это изначально риск, к которому стоит привыкнуть (в хорошем смысле этого слова), поэтому отбросьте страхи, всё взвесьте и приступайте к совершенствованию вашего дела.

Нравится Точки старта для масштабирования бизнеса
4
Mikhail Ryazhenka
Founder, Executive Partner
© 2024 LeadStartup
Все права защищены.
Первый шаг к сотрудничеству — неформальный разговор
Ответим вам в течение 5 минут
  • Переквалифицируем на «CPO», «Продакта» или «Agile–коуча»
  • Помогаем перейти из «поджатых» компаний в компании с крутой культурой
  • Прокачиваем управленческие «хард–скиллы» до стандартов международных компаний enterprise–сегмента
  • Работаем индивидуально 1–на–1