Кто такой кофаундер?
Кофаундер (от английского "co-founder") – сооснователь бизнеса, который обычно присоединяется к стартапу на начальных этапах становления. Он имеет равный уровень влияния при принятии решений, но при этом не обязательно может быть ещё и совладельцем компании.
Кофаундер может быть не один. Их обязанности разделяются в соответствии с квалификацией и опытом. Таким образом, получается разделить ответственность и добиваться более эффективных результатов в бизнесе.
Обязанности кофаундера
Каждая сфера деятельности имеет свою специфику, поэтому роль кофаундера и его обязанности в бизнесе так же будут отличаться. Тем не менее, существуют отличительные аспекты, которые наиболее часто встречаются в различных компаниях.
– Во–первых, из–за своей равноправной позиции co-founder принимает непосредственное участие в стратегическом планировании компании. Он также несет ответственность за формирование ее миссии. Кофаундер помогает поставить цели и определить средства их достижения.
– Во–вторых, принимает участие в разработке и запуске товаров или услуг. Он участвует во всех этапах: от создания прототипа до запуска продукта в препродажу. Сo-founder взаимодействует с остальными членами команды, ставит для них задачи, устанавливает KPI, контролирует и консультирует по всем вопросам.
– В–третьих, кофаундер занимается привлечением дополнительных финансов и ресурсов для успешного развития стартапа. Это может быть реализовано через поиск инвесторов либо создание бизнес–плана для получения грантов или кредитов. Он является доверенным лицом компании и презентует ее наиболее выгодным образом.
– В–четвертых, co-founder помогает устанавливать и поддерживать корпоративную культуру компании. Для команды он имеет такой же авторитет, как и основной основатель, то есть founder. В этом случае кофаундер может влиять на то, каким будет состав команды. Он может проводить собеседования на топовые позиции, чтобы выбрать наиболее подходящего кандидата, способного приносить настоящую пользу для стартапа.
Кроме того, кофаундер помогает разрабатывать систему мотивации для сотрудников, чтобы добиться от них наиболее эффективных результатов. А также участвует в разрешении конфликтов и недопониманий как внутри коллектива, так и с другими участниками бизнес–процессов.
– В–пятых, co-founder управляет операциями и внутренними процессами бизнеса. Это не значит, что все обязанности он выполняет единолично, он разделяет свои задачи и ответственность с фаундером и другими кофаундерами, если они есть. Непосредственно в этом направлении он может взять на себя анализ финансовых показателей, развитие инноваций, управление рисками и так далее.
Каждый участник бизнес–процесса обладает своим уникальным набором знаний, навыков и опыта. Co-founder помогает добиться большей производительности и эффективности, а также улучшения качества производимой продукции и услуг.
Когда требуется привлечение кофаундера?
Компания не всегда нуждается в привлечении co-founderа. Обычно это те ситуации, когда бизнес обладает достаточным количеством ресурсов и капитала для достижения своих целей.
Ниже перечислим случаи, когда кофаундер поможет стартапу раскрыть свой потенциал и добиться более эффективных результатов.
– Недостаток ресурсов
Имеются в виду не только материальные, но и нематериальные ресурсы. То есть это специфический опыт и квалификация, которыми не обладают ни сотрудники, ни сам основатель стартапа. Конечно, можно просто обратиться на аутсорс для решения некоторых задач, но это не всегда подходящий выход по множеству причин. Все–таки, когда co-founder максимально вовлечен в проект или бизнес, он будет наиболее эффективным и полезным, потому что направляет свое внимание исключительно для благополучия одной компании, а не нескольких клиентов.
– Масштабирование
В некоторых случаях обстоятельства складываются таким образом, что стартап успешно развивается с самого начала. Возможно, для этого у него изначально было достаточно ресурсов. Однако со временем растет нагрузка, структура компании становится более сложной, количество сотрудников тоже растет. Поэтому может потребоваться кофаундер или даже несколько, чтобы разделить обязанности и ответственность за различные аспекты бизнеса.
Если каждый отдельно взятый co-founder будет иметь свою узкую специализацию, то это позволит улучшить процессы внутри этих направлений и тем самым улучшить как частные, так и общие показатели эффективности.
– Трудности в принятии решений
Конечно, в некоторых случаях, это может оказаться банальное нежелание принимать на себя ответственность. Но это не является 100% правдой, все–таки не стоит забывать о том, что ведение бизнеса — дело не из простых. Находясь постоянно под давлением обстоятельств внешней и внутренней бизнес–среды, фаундер может испытывать повышенный стресс. Это, в свою очередь, может стать причиной роста рисков из–за ошибок в управлении.
Кофаундер в таком случае позволяет разделить ответственность. Он может обладать альтернативной точкой зрения, что защищает от излишней предвзятости и самоуверенности в принятии решений.
– Для привлечения инвестиций
Бизнес, который стремится к быстрому росту и постоянному совершенствованию, всегда будет нуждаться в дополнительном финансировании. Co-founder, обладающий специфическими навыками и имеющий широкие социальные связи, может быть полезен в решении этой задачи.
Кроме того, когда инвесторы рассматривают варианты для инвестиций, они чаще отдают предпочтение именно командам, а не одиночным игрокам. Так они в большей степени уверены в успехе стартапа, что он не провалится в первый же год работы или при первой же неудаче.
Важно убедиться в том, что кофаундер в первую очередь заинтересован не в личных интересах, а в общем деле. Это повышает уверенность в том, что он будет достаточно вовлечен в процесс достижения целей бизнеса.
На что обратить внимание при выборе кофаундера?
Выбор хорошего co-founderа можно сравнить с азартными играми. Здесь тоже приходится полагаться на удачу, даже при наличии опыта и навыков. Резюме может быть безупречным, но это не залог успеха. Поэтому приходится в большей степени полагаться на собственную интуицию.
При выборе кофаундера выбирается не просто человек для исполнения определенных задач. Это личность, которая будет разделять ценности и обладать таким же уровнем энтузиазма и вовлеченности для достижения цели. То есть это должен быть единомышленник, который может привнести в бизнес что–то новое и полезное.
Не должно быть разногласий относительно того, какими методами и путями будет достигаться бизнес–цель. Это касается миссии компании, а также стратегии ее продвижения и развития.
Кроме того, не должно возникать радикальных разногласий по поводу производимой продукции, услуг или проекта. Это опять же может отразиться на качестве и скорости доставки готового результата до конечного потребителя.
Большое значение в выборе co-founderа имеют его навыки. Причем как hard skills, так и soft skills. Они, по сути, должны быть взаимодополняющими. Например, если требуется человек, который будет привлекать инвестиции, то у него должны быть развиты навыки коммуникации, продаж и финансовой аналитики. Это минимальные способности для того, чтобы успешно презентовать экономические показатели стартапа таким образом, чтобы это выглядело привлекательно для инвесторов.
В зависимости от специфики компании и тех обязанностей, которые возлагаются на кофаундера, набор навыков будет отличаться. В идеале, чтобы сам человек стремился к постоянному развитию, тогда его skills всегда будут актуальными. Это позволит ему эффективнее выполнять свои повседневные задачи в рамках бизнеса.
Ещё одним важным фактором в выборе co-founder являются финансы. Необходимо заведомо убедиться, что каждый из фаундеров имеет одинаковое представление о том, какие он имеет обязательства и риски. Это позволит избежать серьезных конфликтов и разногласий, так как каждый участник бизнес–процесса соглашается на те условия, которые ему были предложены. Лучше всего заверить эти отношения юридически, чтобы усилить градус ответственности за свои слова и действия.
Помимо этого, с потенциальным кандидатом ещё на ранних стадиях стоит рассмотреть критические сценарии развития бизнеса. Например, когда потребуется внести какие–то серьезные изменения в структуру компании или предпринять антикризисные меры. В этом случае уровень доверия становится выше, так как появляется осведомленность о возможных рисках и путях их решения.
В целом, личность кандидата должна внушать доверие, так как на него возлагается высокая ответственность за благополучие стартапа. Это должен быть командный игрок, так как ему придется иметь дело с разными участниками бизнес–процессов. Кроме того, кофаундер, как руководитель направления, должен обладать лидерскими навыками. В его подчинении будут находиться сотрудники, которые должны видеть авторитетное лицо. Не вызывающее страх, а побуждающее развиваться и быть инициативным.
Co-founder – это человек, с которым предстоит построить долгосрочные деловые отношения. Они должны быть построены на взаимном уважении, чтобы гарантировать открытость и высокую эффективность.
Как регулировать отношения с кофаундером?
Кофаундер не является наемным рабочим, но это все равно, как правило, человек, пришедший со стороны. По крайней мере, если речь идет о тех случаях, когда осуществлялся поиск кандидата на эту должность.
Так или иначе, важно позаботиться о том, чтобы отношения между founder–ом и co-founder–ом были доверительными и взаимовыгодными. Это осуществляется множеством способов.
– Распределение ролей
Каждый из участников процесса должен четко понимать границы своих обязанностей и зону ответственности. Это позволит избежать дублирования действий и других ошибок, связанных с выполнением задач. Нагрузка будет распределяться равномерно, а значит, снизится уровень рисков, связанных с менеджментом.
Кроме того, можно разработать и визуализировать четкую структуру. Это позволит лучше понимать разные роли, обязанности и зону ответственности каждого. Такая визуализация будет полезна как для учредителей, так и для персонала или других заинтересованных лиц.
– Принятие решений
Кофаундер обладает той же силой, что и фаундер в процессе управления бизнесом. Соответственно, его голос также имеет равноценное значение в процессе принятия решений и в урегулировании конфликтов.
Даже если стороны имеют разное мнение относительно какой–либо ситуации, важно, чтобы они умели договариваться, в противном случае конфликт будет не завершен. Это, в свою очередь, увеличит напряжение в коллективе, что отразится на эффективности и производительности.
– Регулярные встречи
Обмен данными позволит всегда держать руку на пульсе и своевременно управлять рисками, если они наступают. В рамках встречи оценивается прогресс реализации бизнес–стратегии, а также анализируются показатели эффективности. В случае необходимости совместными усилиями разрабатывается план по улучшению результатов.
– Юридические аспекты
Даже если отношения между фаундером и кофаундером доверительные, это не значит, что не нужно заверять свои отношения на законодательном уровне. Все обязанности, риски и выгоды должны быть зафиксированы в разного рода соглашениях. Это позволит обезопасить интересы сторон с юридической точки зрения.
Даже если предполагается, что отношения между партнерами не расстроятся ни при каких обстоятельствах, подстраховка все равно нужна на случай форс–мажорных обстоятельств.
– Развитие
Это ещё один, не менее важный аспект в успешном взаимодействии в бизнесе. Расти должны все одинаково, иначе один будет тянуть остальных вниз. В этом случае, либо придется попрощаться с человеком, либо постараться помочь преодолеть кризис.
Необходимо поддерживать друг друга и в профессиональном, и в личностном развитии, так как обе стороны имеют большое значение в эффективности кофаундера.
Доверие и уважение — основа любых типов отношений, в том числе и деловых. Эти аспекты позволяют найти точки соприкосновения и выбрать единое направление в достижении цели.