Что такое питч-дек?
Питч — это словесное представление своего стартапа или идеи, в то время как питч–дек — это уже полноценная презентация компании для инвесторов, партнеров, журналистов и других заинтересованных лиц.
Для чего нужна презентация?
Цель, пожалуй, каждого стартапа — привлечь щедрые инвестиции. Грамотный питч–дек довольно способный парень: как минимум — помогает вызвать интерес к продукту, как максимум — позволяет получить доверие инвесторов и необходимые денежные ресурсы.
Ключевые принципы Pitch-Deck
Один слайд — одна мысль; Размер шрифта — не меньше 30 пт; Размер презентации — от 10 до 15 слайдов, не больше, мало слайдов оставит много недосказанностей, большое количество слайдов — создаст перенасыщенность информацией.
Pitch-Deсk: понятие и главная цель
Презентация (питч–дек) — слово, которое сопровождает нас во всех жизненных ситуациях. Чтобы зарекомендовать себя с хорошей стороны нам просто необходимо «показать» себя, рассказать про свои достоинства, и, по возможности, приукрасить недостатки. Будь это собеседование, свидание или питч–дек для инвесторов перед запуском стартапа. О последнем мы и хотим поговорить в этом тексте.
Питч — это словесное представление своего стартапа или идеи, в то время как питч–дек — это уже полноценная презентация компании для инвесторов, партнеров, журналистов и других заинтересованных лиц.
По, факту это классическая презентация, сделанная в PowerPoint или в другом конструкторе, с информационными слайдами, созданными в едином стиле.
Для чего нужна презентация?
Ответ на поверхности. Цель, пожалуй, каждого стартапа — привлечь щедрые инвестиции. Грамотный питч–дек довольно способный парень: как минимум — помогает вызвать интерес к продукту, как максимум — позволяет получить доверие инвесторов и необходимые денежные ресурсы.
Три типа дизайнов презентации
У питч–деков тоже есть разные облики. Можем выделить три основных:
Dzen — минималистичный стиль, однотонный фон, более спокойные цвета (самый популярный и рекомендуемый стиль);
Art — смелая цветовая подача, использование ярких элементов и картинок для придания эмоциональности презентации;
Infographics — только статистические данные и количественные показатели, только хардкор!
Какой стиль выбрать? Решать вам. Но стоит помнить одно главное правило — чем круче и понятнее дизайн вашей презентации, тем больше шансов на успех. Задачу оформления презентации лучше всего отдать в руки профессиональному дизайнеру, отлично знающему все прелести визуала.
Ключевые принципы Pitch-Deck (v2)
Один слайд — одна мысль (и для аудитории понятнее и для оратора легче излагать мысли, не переключаясь с темы на тему);
Размер шрифта — не меньше 30 пт (дабы не усложнять задачу зрителям, стоит сделать шрифт покрупнее, вы же все–таки заинтересованы в том, чтобы ваш материал удачно впитался в умы);
Размер презентации — от 10 до 15 слайдов, не больше (золотая середина должна быть во всём, поэтому объем презентации должен быть оптимальным для восприятия, мало слайдов оставит много недосказанностей, большое количество слайдов — создаст перенасыщенность информацией.
Рекомендованная структура для Pitch-Deck
Представление аудитории — можно рассказать свою краткую биографию, если вы славитесь хорошей профессиональной репутацией;
Предназначение стартапа — в целом, нужно рассказать, о каком проекте пойдет речь;
Обозначение проблемы — причем не просто сказать, что она есть, а привести реальные аргументы в пользу, того что она существует;
Обозначение решения — рассказываем об эффективном решении проблемы;
Демонстрация возможного рынка и целевой аудитории;
Представление самого продукта/услуги аудитории во всех «красках»;
Освещение бизнес–плана — желательно схематично для большего понимания;
Описание финансовых возможностей стартапа: т.к. прибыль — это чаще всего самая главная цель для партнеров, нужно максимально подробно поговорить о финансах;
Знакомство с конкурентами и аргументация, почему ваш продукт лучше других;
Рассказ о команде — какие умы будут трудиться над созданием продукта (чем больше профессионалов будет задействовано, тем больше это привлечет внимание партнеров);
Доказательство значимости инвестиций — никто не хочет вкладывать деньги просто так, поэтому стоит обозначить важность и главную цель инвестиций в презентации. А если коротко — просим денег.
В структуру питч–дека еще можно внести разделы — история и контакты.
Как делать не надо
Питч–дек питч–деку рознь. Как понять, что ваш питч–дек окажется провальным:
Зачитываете текст со слайдов — ваша аудитория наверняка умеет читать самостоятельно;
Плохо знаете материал, переживаете и буквально заикаетесь на каждом слове — отсутствие опыта можно компенсировать хорошей подготовкой и множественными репетициями перед днём Х;
Панибратское общение с аудиторией — здесь сидят не ваши друзья, так что используем только нормальный лексикон;
Полная неподготовка — начиная с техники, заканчивая забытыми словами;
Разъяренные споры с инвесторами — это, на самом деле, уже печальная история. Конечно могут возникнуть разногласия, но разве ради спора стоит хоронить свой проект? Только мирные переговоры;
Безвкусица в стиле презентации — да, мы говорили, что яркий стиль имеет место быть, но и здесь должна быть разумная грань для творческих порывов.
Лайфхаки по подготовке Pitch-Deck
Простой питч–дек — эффективный питч–дек. Как проверить простоту вашей презентации и в целом ваших мыслей?
Используйте следующие практические методы:
Попробуйте рассказать о своём проекте маленькому ребенку лет пяти;
Объясните идею стартапа своей бабушке;
Представьте как будете рассказывать о своём бизнес–проекте человеку, живущему тысячу лет назад (можно даже проговорить вслух);
Краткость сестра таланта — постарайтесь описать свой проект в одном предложении и в одном абзаце. Что получится?
Еще несколько советов:
Отдайте питч–дек на вычитку другому человеку, грамотный взгляд со стороны будет крайне полезен;
Если вы планируете отправить презентацию в электронном формате, то предпочтительнее использовать PDF–формат;
Формулируйте сообщения и выбирайте графическое сопровождение так, чтобы вас понимали однозначно;
При встрече с инвестором применяйте и другие инструменты помимо презентации и собственной харизмы: например, сам продукт и то как он работает на практике или как выглядит вживую.
Заключение
Конечно же, питч–дек — это не панацея. Не стоит ставить все ставки на его силу. Так как изначально важна идея и перспектива проекта. Презентация — это как упаковка подарка. Чем она интереснее, тем приятнее её открывать. Если вы уверены в своей идее, то питч–дек её только усилит и приукрасит, поэтому его применение однозначно должно быть в вашем портфеле инструментов.