Что такое Хакатон?
Хакатон — это производное от двух английских слов: hack — хакер и marathon — марафон. Хакатон — это такой марафон для IT специалистов.
Какие бывают хакатоны?
Хакатоны бывают внешние и внутренние. Еще хакатоны делят на онлайн и офлайн.
Где следить за расписание хакатонов на 2021?
хакатоны.рф, data-contest.ru
Хакатон
Хакатон — это производное от двух английских слов: hack — хакер и marathon — тут вы сами догадались, что марафон. Так что классический хакатон — это такой марафон для программистов, дизайнеров, продактов, аналитиков, тестировщиков, инженеров и других технарей–айтишников.
На практике хакатоны выросли из IT–среды. Зародились они еще в 1999-м в Кремниевой долине. Теперь же их проводят в самых разных сферах (пусть и не так часто). Например, хакатон для HR–специалистов, где за 30 часов нужно разработать комплекс мероприятий для привлечения и удержания персонала.
Но в какой сфере бы не проводили хакатон, суть все равно одна:
Собираются команды разработчиков (обычно в каждой по 3-5 человек)
Освобождают себе время (от 24 часов и больше)
И пилят приложение, создают какой–то проект, улучшают какую–то технологию (что–то одно, конечно)
Организаторы движухи отвечают за кофе, еду, рабочее место, хороший интернет и место для отдыха, если нужно
Командам могут помогать менторы (наставлять, давать советы). Они же могут прочитать лекции перед началом, чтобы вдохновить и направить участников в нужное русло
Когда время заканчивается, команды презентуют жюри/организаторам то, что у них вышло
Лучшие проекты получают призы, поддержку для воплощения разработки в жизнь. Случается, что такие разработки сразу на хакатоне и покупают более крупные игроки рынка.
Какие бывают хакатоны
Хакатоны бывают внешние и внутренние.
Внешний хакатон — это когда компания приглашает к себе разработчиков или других специалистов и ставит перед ними какую–то задачу, дает решить некий кейс. Для компании такое мероприятие — отличный пиар, свежие идеи и решения, возможность захантить кого–то из специалистов. За один хакатон можно получить с десяток прототипов или даже готовых продуктов. Для участников — это тоже пиар, прокачаться в командной работе, желание получить признание, приз, продать за много миллионов свою разработку.
Внутренний хакатон проходит в рамках одной компании, часто на ее же территории. В нем могут участвовать только ее сотрудники (но это не так интересно), а могут еще и приглашенные команды. Это может быть история чисто по фану, когда разработчики собираются в компании и пилят что–то интересное на заданную тему. А может быть, как и в истории с внешним хакатоном, желание решить некую задачу, пропиариться, получить свежие идеи и усилить свой бренд как работодателя (мол, вон как у нас круто и весело).
Еще хакатоны делят на онлайн и офлайн. С этим все понятно. Офлайн–формат по известным причинам сейчас все популярнее. А еще это шанс для российских команд поучаствовать в международных IT–движухах или айтишникам из регионов — в хакатонах крупных столичных компаний.
Хакатоны проводят Google, Яндекс, Газпром, Сбер, Тинькофф, Университет ИТМО и многие другие.
«Газпром нефть вместе с ВУЗами делал хакатон Blockchain.Hack с призовым фондом в 600 тысяч рублей. Когда мероприятие проводили офлайн, в нем участвовали 120 человек.
«Сбер» проводит двухдневный онлайн–хакатон с кучей разных задач. Например, придумать и создать новое решение для Sber AR/VR Lab с виртуальным персонажем. Или разработать прототип приложения, чтобы управлять умными устройствами через ассистентов.
Тинькофф вместе с и консалтинговой компанией McKinsey делали хакатон для студентов. Призовой фонд — 1 миллион рублей. Задания были построены на реальных кейсах Тинькофф. Лучшим ребятам компания потом предложила работу на позициях джуниор и мидл–разработчиков.
Яндекс проводил хакатон по созданию приложений на открытых данных и технологиях самого поисковика.
Когда–то Google проводил хакатон по скриптам своих служб автоматизации бизнеса. То бишь программировать систему для учета отпусков сотрудников Гугла, функционал отложенного напоминания о письмах в Gmail.
«Русатом Инфраструктурные решения» проводил хакатон по цифровым решениям для атомных городов.
Какие проекты появились на хакатонах
На хакатонах частенько появляются интересные проекты. Многие здесь же находят финансирование или покупателей.
Разработанное на хакатоне TechCrunch приложение GroupMe купил Skype за $85 миллионов.
На медицинском хакатоне Массачусетского технологического института была создана технология 3D–печати человеческих протезов.
Анна Крис пришла на хакатон с идеей проекта Provodnik — это интерактивная карта для людей с ограниченными возможностями. В процессе идею доработала и получила поддержку по реализации проекта от Европейского Союза.
Приложение с виртуальными масками MSQRD родилось на хакатоне Garage 48. За пару месяцев оно набрало миллион пользователей. А потом его купил FB. Вы, наверняка, слышали про эту историю в фильме YurDud про Кремниевую долину.
Приложение по заказу такси EasyTaxi разработали на хакатоне Startup Weekend в 2011 году. В нем можно было заказать такси и отследить, как машина к вам едет (ничего не напоминает?). Сейчас приложение использует больше 17 миллионов человек по всему миру.
Приложение Carousell тоже появилось на хакатоне. А сейчас это одна из самых мощных онлайн–площадок для покупки и продажи б/у товаров в Азии. Типа нашего Авито.
Необычные хакатоны
В мире проходит множество необычных тематических хакатонов. В России такие пока не проводили (ну, или мы о них не слышали). Организаторы, ловите идеи!
Пивные хакатоны. Несложно догадаться, что такие особенно популярны в Германии и Чехии. Например, в Цюрихе пару лет назад пивной хакатон организовала пивоваренная компания Feldschlösschen. Среди задач были в основном пивные — решения по транспортировке, производству и упаковке. За время мероприятия участники выпили 400 кружек пива.
Хакатон в поездке HackTrain. Такой пару лет назад организовали белорусы с латышами. Он стартовал в поезде Минск–Рига, для этого к нему прицепили допвагон. Такой же хакатон в поезде проводили и в Великобритании. У него было конкретная цель — улучшить железнодорожную систему страны, поэтому участниками были инженеры, разработчики, дизайнера и предприниматели.
Хакатон в самолете. Один из таких проходил на рейсе Гонконг–Лондон Британских авиалиний. Среди организаторов были международные аэропорты, отели и даже нам знакомый агрегатор авиабилетов Skyscanner. Заявки на участие подали почти 700 человек, но на борт попали только 32 человека, которых и разделили на команды. На хакатоне создавали решения, которые бы могли улучшить опыт путешествий. В итоге родилась идея системы безопасного трансфера багажа на базе блокчейн, смарт–часы, которые персонализируют опыт пассажира в аэропорту и цифровой сервис для родителей, которые ездят в путешествия с детьми.
Highkathon или травяной хакатон. Организаторы — компании, которые производят и рекламируют марихуану в Америке и Канаде. Командам нужно было разрабатывать решения для покупки, отслеживания, интеграции с развлекательными комплексами и прочих штук для популяризации. Забавно, что финалистам хакатона подарили cannabis-friendly тур.
Comedy Hack Day — это такой гибрид хакатона и открытого микрофона — в нем участвуют комики и разработчики. В итоге даже появилось несколько приложений, которые презентовали как стендап–шоу. Например, разработали продукт, которые помогает компании поделить счет в ресторане на основе их гендерного и расового неравенства в доходах. Еще был тиндер, чтобы делиться пиццей. Тенденцию вы поняли. По итогам хакатона разработчики собрали аж $0 инвестиций, это новый рекорд, меньше не бывает.