Как находить идеи для проекта
Поиск новых решений, инноваций — не менее важный бизнес–процесс, чем все остальные. Сделать его регулярным и эффективным помогут креативные техники.
Мозгоштурм как основа креатива
Разные участники — интереснее результат Идея–бриллиант среди горы мусора Высказываются все
Другие техники по генерации креатива
Мировое кафе 6 шляп мышления Матрица COCD Box Пре–мортем анализ
Как найти идею для проекта
Поиск новых решений, инноваций — не менее важный бизнес–процесс, чем все остальные. Сделать его регулярным и эффективным помогут креативные техники.
Те, кто считает мозговой штурм пустой тратой времени, просто не умеют его готовить. Ниже несколько правил и техник генерации идей в команде, которые позволят найти крутые небанальные решения, выбрать и развить лучшие.
Чем разношерстнее участники мозгоштурма, тем интереснее может получиться результат
Сотрудники отдела маркетинга, которые по несколько лет варятся в своей теме, вряд ли смогут вместе найти что–то новое. Зато профессионалы из разных областей способны посмотреть свежим взглядом на задачу, обменяться мнениями и генерить идеи "друг об друга".
Здорово, если есть возможность привлечь консультанта не из вашей сферы. Например, айтишник из молодого стартапа может предложить классные идеи для крупного ритейла и наоборот.
Найти идею–бриллиант можно среди горы мусора
Поэтому сначала мы придумываем и записываем как можно больше вариантов, не критикуя. Пусть они среди них будут банальные и безумные, задача выгрузить максимум. Что–то стоящее обычно приходит не на первом и не на втором десятке.
Кстати, крутые идеи часто получаются из откровенно странных, если их докрутить. Так что фиксируем всё на стикерах и ничего не отметаем сходу.
Дайте возможность высказаться даже тем, кто обычно молчит
В этом помогут креативные техники и модератор–фасилитатор. Можете выбрать на эту роль одного из членов команды.
Когда у вас есть достаточно идей в запасе, самое время включить обратно критическое мышление
Для отбора рабочих идей есть отдельные техники, и парой из них я поделюсь в конце статьи.
Чтобы не только хорошо провести время, сочиняя что–то прикольное, но и воплотить в жизнь, важно пройти все стадии работы с идеями. Пройдёмся по ним и попробуем применять креативные техники на каждом этапе.
Постановка задачи
Любой креатив должен иметь цель, и это не просто "придумать что–то прикольное". Чётко сформулируйте задачу, для которой ищете решение, например, поднять продажи на столько–то, придумать вирусный ролик для соцсетей, устранить проблему в бизнес–процессах и т.п.
Чтобы уточнить вашу задачу, можно использовать технику 5W1H (метод Киплинга). Название этот метод получил по первым буквам английских слов–вопросов: What? Who? Where? Why? When? How?
Они помогут сформировать более четкое понимание задачи:
Что должно быть сделано?
Почему (зачем) это надо сделать?
Когда это должно быть сделано?
Где это должно быть сделано?
Кто это должен сделать?
Как именно это должно быть сделано?
Часто уже на этом этапе начинают приходить идеи. Обязательно фиксируйте их.
Можно менять вопросы под вашу задачу. Например, Максим Дорофеев в книге "Джедайские техники" предлагает такую схему.
Креативная разминка
Большую часть дня наш мозг функционирует на автомате. И чтобы перевести его в креативный режим, понадобится небольшая разминка.
Во время неё мы генерим идеи, пока не относящиеся к задаче. Это помогает людям раскрепоститься и увереннее чувствовать себя дальше. Самый простой вариант: предложите коллегам придумать как можно больше вариантов применения для обычного предмета, например, ручки или стола.
Генерация идей
Для этого этапа есть множество интересных техник. Я приведу те, которые подходят для работы в группе.
Перекрестный мозговой штурм
Разделите участников на группы по 3 человека.
Каждому выдайте по 3 листа, разделённых на 3 столбика.
Засеките 3 минуты. За это время предложите записать 3 свои идею по решению проблемы по столбикам.
Готово? Повторите, передав свой лист соседу. Теперь его задача — дополнить вашу идею.
Всего совершите 3 таких цикла и обсудите, что получилось.
Вариант этого упражнения — групповой скетчинг. Тогда идеи не просто записываются текстом, а зарисовываются в виде простой картинки, схемы или диаграммы, а следующий участник дополняет.
Мировое кафе
Участники делятся на группы по 2-5 человек.
Каждая группа садится отдельно, чтобы удобно было обсуждать между собой и не мешать другим.
Ведущий объявляет задачу для мозгового штурма.
За ограниченное время (3-15 минут) нужно набросать совместно идеи решения. Важно при этом дать слово каждому. Кто–то из группы фиксирует возникшие варианты на листе (от тетрадного до ватмана). Здорово, если получится рисунок или схема.
Ведущий напоминает, когда до конца сессии остаётся 1-2 минуты.
Когда время истекло, представитель каждой группы презентует её идеи остальным, одногруппники помогают.
Так можно провести несколько циклов по разным вопросам, составы групп можно менять.
6 шляп мышления
Мозговой штурм по методике Эдварда де Боно идеально проводить вшестером. Возможно больше или меньше, если один участник отыгрывает несколько ролей или наоборот.
В случайном порядке участникам достаются следующие роли:
Учёный (белая шляпа): озвучивает факты по теме в начале и подводит независимый итог в конце.
Эмоционал (красная шляпа): свободно делится, какие чувства возникают по поводу проблемы. В этой шляпе можно и нужно выплеснуть всё, что накопилось.
Руководитель (синяя шляпа): ставит задачу в начале и планирует, делегирует конкретные действия по её решению в конце.
Художник, креативщик (зелёная шляпа): смело высказывает любые идеи, даже самые безумные.
Оптимист (жёлтая шляпа): говорит обо всех позитивных моментах в обсуждаемой теме.
Пессимист (чёрная шляпа): озвучивает негативные стороны и неблагоприятные сценарии.
Каждый участник высказывается по очереди из выпавшей ему позиции. Эта техника позволяет посмотреть на задачу с разных сторон, отделить мух от котлет, эмоции от фактов и т.д.
Интересных результатов можно достичь, если участникам достаются нетепичные для них роли в коллективе. Например, тихони могут высказаться активно, эмоциональный человек может раскрыть свою рациональную сторону в шляпе учёного или руководителя.
Отбор идей
У вас накопилось много идей на этапе генерации. Пришло время включить критическое мышление и оценить их трезвым взглядом.
Для этого можно, например, независимо расставить оценки идеям в целом или по нескольким критериям, сложить баллы и выбрать топ вариантов к реализации.
И ещё один из способов. Чтобы найти самые перспективные варианты, расположите свои идеи в виде точек (или наклейте стикеры) на такой матрице. В первую очередь стоит брать в работу прорывные и реализуемые идеи из красного квадрата. Идеи из синего квадрата обязательно сохраните на будущее. ## Матрица COCD Box
Вы можете создать график по аналогии, выбрав ключевые для вашего проекта показатели оценки идей.
Пример графика с критериями оценки и идеями–точками
Пре–мортем анализ
Эта техника поможет подробнее проработать идеи, которые вы решили взять в работу, заранее можно предусмотреть, где ожидать косяка, и усилить идею, продумать детали.
Запишите этапы проекта: что вам предстоит сделать, чтобы реализовать идею? Удобно изобразить их в виде схемы–таймлайна. А теперь представьте, что прошёл год (пара–тройка месяцев для не очень масштабных задумок)... и ваш проект провалился.
И теперь распишите: что могло пойти не так на каждом из этапов? Что можно сделать сейчас, чтобы этого избежать?
Если вы с командой пройдёте все этапы работы с идеями, гарантированно найдете небанальные решения, которые не пришли бы в голову сходу. Даже если что–то вы пока не готовы взять в работы, останется запас идей на будущее.